22 июня 2022 года, 23:08 (UTC+9:00) t в Якутске: 12 (03:00)

ads

За 2021 год Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в сфере государственного управления и конституционных основ законодательства республики принято 27 законов Республики Саха (Якутия).

 В связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):

Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года 2355-З № 621-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). В Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) внесены изменения в 17 статей, четыре статьи исключены и введены две новые статьи. Поправками к Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия):

1) закреплены гарантии, связанные с социальными правами граждан, вопросами семьи и детства, образования и здравоохранения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

2) в целях эффективного осуществления государственных полномочий включено положение о единой системе публичной власти в Российской Федерации, в которую входят органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) исключены нормы о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и включены нормы по закреплению статуса и полномочий Конституционного совета при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

4) в целях совершенствования системы органов государственной власти республики устанавливается, что систему органов государственной власти республики составляют Глава Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительство Республики Саха (Якутия), мировые судьи, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия). Также уточнено, что наименования должности высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) «Глава Республики Саха (Якутия)» и «Ил Дархан Республики Саха (Якутия)» равнозначны. Определен статус Правительства Республики Саха (Якутия) как высшего исполнительного органа государственной власти республики Саха (Якутия), подконтрольного и подотчетного Главе Республики Саха (Якутия);

5) в соответствии с федеральным законодательством уточнены отдельные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия);

 Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года 2356-З № 623-VI «О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Закон определяет статус, принципы и полномочия Конституционного совета Республики Саха (Якутия). Устанавливается, что Конституционный совет Республики Саха (Якутия) является постоянно действующим государственным органом Республики Саха (Якутия), осуществляющим деятельность в целях соблюдения верховенства Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в системе законодательства Республики Саха (Якутия), прямого действия Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) на территории республики, укрепления конституционной законности, сохранения и развития конституционных ценностей правового демократического государства в Республике Саха (Якутия) как субъекте Российской Федерации. Конституционный совет состоит из девяти конституционных советников, включая Председателя, двух заместителей Председателя и секретаря-советника, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе, и пяти конституционных советников, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. Конституционные советники назначаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на десять лет. Решения Конституционного совета принимаются в форме постановлений и заключений. Решение Конституционного совета подлежит обязательному рассмотрению государственными органами Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления и их должностными лицами не позднее трех месяцев со дня его поступления. Принятие закона будет способствовать укреплению конституционализма и реализации принципов правового государства, повышению эффективности нормотворческой деятельности органов публичной власти на территории Республики Саха (Якутия);

Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2021 года 2357-З № 625-VI «Об упразднении Конституционного суда Республики Саха (Якутия) и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.А. Григорьевой, В.Н. Федорова, П.П. Петрова, Ю.М. Николаева, М.С. Силкиной, Ф.В. Габышевой). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» закон Республики Саха (Якутия) регулирует вопросы, связанные с упразднением Конституционного суда Республики Саха (Якутия). Устанавливается, что полномочия судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия) прекращаются с 1 июля 2021 года. Судьям, прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение гарантий в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. Признаются утратившими силу 12 законов Республики Саха (Якутия) и отдельные правовые нормы, регламентирующие правовой статус Конституционного суда Республики Саха (Якутия);

 Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года 2363-З № 637-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в связи с созданием Конституционного совета Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Внесены изменения в приложение к Закону Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 385-З № 783-III «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» в соответствии с наименованиями должностей согласно Конституционному закону Республики Саха (Якутия) «О Конституционном совете Республики Саха (Якутия)»: Председатель Конституционного совета, заместитель Председателя Конституционного совета, секретарь-советник Конституционного совета и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) в аппарате Конституционного совета Республики Саха (Якутия). Соответственно, из перечня государственных должностей Республики Саха (Якутия) исключаются государственные должности и должности государственной гражданской службы в Конституционном суде Республики Саха (Якутия).

Также установлено соответствие предельных классных чинов государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) должностям государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) в аппарате Конституционного совета Республики Саха (Якутия). Законом дополнен перечень лиц, которым выдается удостоверение лица, замещающего государственную должность Республики Саха (Якутия). Удостоверение выдается Председателю, заместителю Председателя и секретарю-советнику  Конституционного совета Республики Саха (Якутия). Исключены положения, касающиеся должностей в Конституционном суде Республики Саха (Якутия);

Закон Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2021 года 2374-З № 659-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Республики Саха (Якутия) и о признании утратившими силу Закона Республики Саха (Якутия) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)» и отдельных положений законодательных актов Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). В связи с принятием Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «Об упразднении Конституционного суда Республики Саха (Якутия) и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Саха (Якутия)» внесены изменения в отдельные законы республики, предусматривающие исключение положений о Конституционном суде Республики Саха (Якутия). Также в связи с уточнением должности сенаторов Российской Федерации в отдельных законах республики произведено изменение наименования должности «член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» на наименование должности «сенатор Российской Федерации»;

Закон Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2021 года 2379-З № 669-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева, Д.А. Семенова). Внесены изменения в шесть законов Республики Саха (Якутия) в части введения ограничения для отдельных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. В частности, указанное ограничение установлено для замещения должностей Счетной палаты Республики Саха (Якутия), Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), Главы Республики Саха (Якутия), народного депутата Республики Саха (Якутия), а также для замещения муниципальных должностей и должностей муниципальной службы.

В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2397-З № 705-VI «О внесении изменений в отдельные конституционные законы Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия).

Конституционный закон вносит изменения в ряд конституционных законов Республики Саха (Якутия): Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 года З № 51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)», Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 15-З № 361-II «О порядке принятия Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)», Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 35-З № 401-II «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 года 373-З № 759-III «О Главе Республики Саха (Якутия)», Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2007 года 458-З № 929-III «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)».

Конституционным законом в соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) уточняется статус Правительства Республики Саха (Якутия) как высшего исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).

Исключается положение о представлении Главой Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) кандидатуры для согласования на должность Прокурора Республики Саха (Якутия). В связи с упразднением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) из конституционных законов Республики Саха (Якутия) исключаются положения о Конституционном суде Республики Саха (Якутия), вносятся нормы о назначении конституционных советников Республики Саха (Якутия). Уточняется должность сенатора Российской Федерации.

В целях совершенствования деятельности институтов гражданского общества принят Закон Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2021 года 2338-З № 587-VI «О внесении изменения в статью 7 Закона Республики Саха (Якутия) «Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева, Ю.М. Николаева, В.М. Прокопьева, Г.П. Парахина, П.П. Пинигина). В связи с изменением наименования должности «член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» на наименование «сенатор Российской Федерации» уточняется, что членами Общественной палаты Республики Саха (Якутия) не могут быть сенаторы Российской Федерации.

В области регулирования статуса и деятельности отдельных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственной гражданской службы приняты:

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года 2307-З № 523-VI «О внесении изменений в статью 12 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия). Уточняется круг лиц, включаемых в состав конкурсных комиссий государственных органов, порядок и сроки их включения. Устанавливается, что в состав конкурсных комиссий включаются представители общественных советов, образованных при исполнительных органах государственной власти, а также независимые эксперты – представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Указанные независимые эксперты приглашаются и отбираются уполномоченным государственным органом республики по запросу представителя нанимателя. Общий срок пребывания независимого эксперта в конкурсной комиссии не может превышать трех лет;

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года 2310-З № 529-VI «О внесении изменения в статью 30 Закона Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева). Устанавливается, что доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) направляется, помимо Главы Республики Саха (Якутия), Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Верховного суда Республики Саха (Якутия), Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), Верховного суда Республики Саха (Якутия), Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Прокурора Республики Саха (Якутия), также Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;

 Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года 2322-З № 555-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) по вопросам государственной гражданской службы и муниципальной службы» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия). В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в законы Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия), «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальным служащим», «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)». В связи с введением в Российской Федерации с 1 января 2020 года электронных трудовых книжек скорректированы нормы законов республики по ведению трудовых книжек в части дополнения соответствующими положениями о сведениях о трудовой деятельности работника. Также скорректированы нормы о развитии гражданской службы. В частности, устанавливается, что эксперименты по применению новых подходов к организации гражданской службы и обеспечению деятельности гражданских служащих могут проводиться в государственном органе, его самостоятельном структурном подразделении или территориальном органе либо в нескольких государственных органах. На период проведения эксперимента, но не более чем на один год, могут изменяться условия служебных контрактов гражданских служащих – участников эксперимента. Изменение условий служебного контракта в этом случае не должно приводить к уменьшению размера денежного содержания по сравнению с денежным содержанием на момент начала эксперимента, а также к понижению гражданского служащего в должности. Также в соответствии с федеральным законодательством внесены дополнения в части поощрений и награждений за гражданскую службу;

Закон Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2021 года 2346-З № 603-VI «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) И.И. Григорьева). В целях усовершенствования института Уполномоченного введены следующие требования к кандидату на должность Уполномоченного:

- не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание  гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- не замещать государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности;

- не руководствоваться в своей деятельности решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит;

Закон Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2021 года 2383-З № 677-VI «О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.Н. Атласовой, Т.Д. Егоровой, Н.Ф. Захаровой, В.А. Лютого, О.Т. Михайловой, А.М. Находкина, С.И. Никитина, Н.Л. Румянцевой, М.С. Силкиной, Р.В. Солнышкиной). Законом уточнены требования к кандидату на должность Уполномоченного, в частности, установлено, что Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

В сфере правового регулирования вопросов противодействия коррупции принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года 2306-З № 521-VI «О внесении изменения в статью 9.2 Закона Республики Саха (Якутия) «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Из круга лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, исключены руководители и работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти республики и органами местного самоуправления.

 В целях совершенствования системы поощрения граждан за деятельность, направленную на обеспечение благополучия, процветания и развития Республики Саха (Якутия), принят Закон Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2021 года 2334-З № 579-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наградах Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, Ф.В. Габышевой, Е.Х. Голомаревой, Ю.И. Григорьева, А.Ю. Николаева, Д.А. Семенова). Установлено, что материалы и документы наградной комиссии размещаются на официальном сайте Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в сети Интернет. Ранее соответствующие материалы опубликовывались в республиканских газетах «Ил Тумэн», «Саха Сирэ», «Якутия».

В сфере избирательного законодательства приняты:

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года 2323-З № 557-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в сфере реализации  избирательных прав граждан» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Внесены изменения в отдельные положения законов Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)», «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)» в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством. Установленные законом ограничения пассивного избирательного права дополнены положением, согласно которому граждане, осужденные к лишению свободы за совершение отдельных видов преступлений средней тяжести (всего 55 составов) и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, не имеют права быть избранными до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.

 Закрепляется возможность внесения изменений в действующую схему одномандатных избирательных округов для проведения выборов народных депутатов, депутатов представительного органа муниципального образования в связи с существенным изменением численности избирателей в избирательном округе (отклонение от средней нормы представительства избирателей, превышающее 20 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов – 40 процентов) или, если потребуется изменение границ более 50 процентов избирательных округов, возможность утверждения новой схемы избирательных округов.

 В соответствии с федеральным законодательством избирателю предоставлена возможность подачи заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Также вводится возможность сбора подписей избирателей с использованием указанной системы в количестве не более 10 процентов от количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов. Снижается с 10 до 5 процентов количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, а также количество выявленных недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, которые могут служить основаниями для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Законы республики также дополняются положениями, направленными на создание условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, а также на создание максимального удобства для реализации гражданами избирательных прав. В частности, в данных целях вводится новый вид голосования – дистанционное электронное голосование, предусмотрена возможность проведения голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Устанавливается, что голосование в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования;

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года 2324-З № 559-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О республиканском референдуме» и Закон Республики Саха (Якутия) «О местном референдуме в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Внесены изменения в отдельные положения законов Республики Саха (Якутия) «О республиканском референдуме» и «О местном референдуме в Республике Саха (Якутия)» в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством. Законы республики дополнены положениями, направленными на создание условий для защиты здоровья участников референдума при участии в голосовании, а также на создание максимального удобства для реализации гражданами права на участие в референдуме. В частности, в данных целях вводится новый вид голосования – дистанционное электронное голосование, предусмотрена возможность проведения голосования на референдумах в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Также устанавливается, что голосование групп участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования. В соответствии с федеральным законодательством участнику референдума предоставлена возможность подачи заявления о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года 2368-З № 647-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в сфере реализации избирательных прав и права на участие в референдумах граждан» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева). Внесены изменения в семь законов Республики Саха (Якутия) в целях приведения законодательства Республики Саха (Якутия) о выборах и референдумах в соответствие с федеральным законодательством. В частности:

1) предоставлено право политической партии, по предложению которой назначен член избирательной комиссии, внести мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии с одновременным внесением предложения по кандидатуре нового члена комиссии;

2) установлена обязанность Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), окружной избирательной комиссии обратиться в правоохранительные органы, суд, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, изъятии незаконных агитационных материалов и привлечении к ответственности организации СМИ в случае выявления фактов нарушения порядка агитации и распространения подложных агитационных материалов;

3) уточнена терминология в части наименования должности «сенатор Российской Федерации»;

4) определен порядок информирования избирателей о кандидате, аффилированном с выполняющим функции иностранного агента лицом, и кандидате, являющимся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента;

5) установлено ограничение активного избирательного права для граждан, причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, до истечения трех лет со дня вступления в силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации;

7) установлено, что в случае принятия решения о голосовании в течение нескольких дней подряд агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

Закон Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2021 года 2431-З № 773-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в сфере реализации избирательных прав и права на участие в референдумах граждан» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) В.М. Прокопьева, Р.Е. Федотова).

Законом Республики Саха (Якутия) внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О республиканском референдуме», Закон Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) «О выборах Главы Республики Саха (Якутия)» в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством в части осуществления закупок товаров, работ или услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, а также в части назначения уполномоченных представителей избирательных объединений.

Закон Республики Саха (Якутия) вступает в силу с 1 января 2022 года.

В целях обеспечения конституционных прав граждан приняты:

Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2021 года 2309-З № 527-VI «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) «О реализации на территории Республики Саха (Якутия) отдельных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) и народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева, Ю.М. Николаева, В.М. Прокопьева, Г.П. Парахина, Н.Л. Румянцевой). Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2019 года № 33-П в закон внесены положения, определяющие, в каких целях установлен запрет на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий  в дополнительных местах на территории республики.

Закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2412-З № 735-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) на территории Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева, П.П. Пинигина). Закон устанавливает требование при подаче уведомления о проведении публичного мероприятия указывать реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек. Уточняются обязанности органов, уполномоченных принимать уведомление о проведении публичного мероприятия. В частности, устанавливается, что в случае подачи организатором публичного мероприятия уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные формы его проведения, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения такого уведомления вправе направить организатору публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия либо о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором. Также организатор публичного мероприятия обязан в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия, заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным. Орган исполнительной власти республики или администрация соответствующего муниципального образования отказывают в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление подано лицом, которое не вправе выступать организатором публичного мероприятия, а также, если указано место проведения, в котором проведение публичного мероприятия запрещается.

В сфере регулирования статуса и деятельности органов судебной власти приняты:

Закон Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2021 года 2373-З № 657-VI «О внесении изменений в статью 8 Закона Республики Саха (Якутия) «О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Внесены изменения в части уточнения сроков полномочий мировых судей. Впервые назначенный мировой судья будет избираться на три года, при повторном избрании мировой судья избирается без ограничения срока полномочий. Принятие закона будет способствовать укреплению конституционного принципа независимости мировых судей и обеспечит беспристрастность мирового судьи.

Закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2395-З № 701-VI «О внесении изменений в статью 9 Закона Республики Саха (Якутия) «О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» закон устанавливает порядок возложения исполнения обязанностей мирового судьи на другого мирового судью того же судебного района или мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе, в случае прекращения  или приостановления полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины).

Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2396-З № 703-VI «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия), устанавливающий статус столицы Республики Саха (Якутия) и определяющий полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» в связи с осуществлением городом Якутском функций столицы Республики Саха (Якутия).

Расширяется перечень полномочий органов местного самоуправления городского округа «город Якутск», соответственно, уточняется, что финансовое обеспечение расходных обязательств городского округа «город Якутск» по указанным полномочиям осуществляется за счет двух источников: местного бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия), – уточняется также формы финансового обеспечения столичных функций.

В соответствии со статьей 7 закон вступает в силу с 1 января 2022 года. Со дня вступления в силу закона признается утратившим силу действующий Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2011 года 924-З № 753-IV «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)».

В целях конкретизации задач Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при осуществлении парламентского контроля принят Закон Республики Саха (Якутия) от 21 октября 2021 года 2407-З № 725-VI «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О Контрольном комитете Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) Е.А. Перфильева).

 Закон устанавливает, что подготовка и внесение на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) доклада о состоянии законодательства Республики Саха (Якутия) осуществляется по итогам соответствующего созыва.  

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» порядок утверждения норм языков коренных малочисленных народов Российской Федерации, правил орфографии и пунктуации этих языков определяется Правительством Российской Федерации. В целях приведения в соответствие с указанной нормой принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2021 года 2422-З № 755-VI «О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» и статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».

В соответствии с внесенными изменениями порядок утверждения норм эвенкийского, эвенского, юкагирского, долганского, чукотского языков, правил орфографии и пунктуации этих языков определяется Правительством Российской Федерации. 

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2021 года
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2021 года 2435-З № 781-VI «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Саха (Якутия) в сфере контроля и надзора» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия).

Законом Республики Саха (Якутия) внесены изменения в ряд законов Республики Саха (Якутия) в части замены отсылочных норм, содержащих ссылки на  Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В целях совершенствования законодательства республики в сфере контроля и надзора законом Республики Саха (Якутия) уточнены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) при проведении контроля (надзора), виды контроля, его предмет.

Статьей 20 закона республики признаны утратившими силу отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия), поскольку порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2021 года
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» будет установлен Правительством Республики Саха (Якутия).

Статьи 2, 4-14, 17, 19, 30 закона Республики Саха (Якутия) вступают в силу с 1 января 2022 года.

Опубликовано: 10 февраля, 2022 - 12:41
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице