Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Александр Жирков: «Философское, историческое, научное значение наследия Алексея Кулаковского нам еще предстоит осознавать, изучать и преподносить новому поколению» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 апреля 2024 года, 17:00 (UTC+9:00) t в Якутске: -1 (21:00)

Александр Жирков: «Философское, историческое, научное значение наследия Алексея Кулаковского нам еще предстоит осознавать, изучать и преподносить новому поколению»

Выступление Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова на торжественном собрании общественности, посвященном 140-летию А.Е. Кулаковского
 
16 марта 2017 года
 
 
Дорогие товарищи! Уважаемые участники сегодняшнего торжественного собрания общественности, посвященного 140-летию Алексея Елисеевича Кулаковского – Өксөкүлээх Өлөксөй! Если вдуматься, в истории нашего народа конец XIX – начало XX века был поистине переломным периодом, когда на поверку истории выносилась судьба целого народа. Такие переломные периоды в истории народа случаются нечасто, и по тому, как пройдет народ этот период, насколько сумеет адаптироваться к нему, потрясениям, катаклизмам, изменениям глобального масштаба, можно судить о жизнеспособности народа, неважно, где он проживает, малочисленный он или многочисленный.
 
В истории нашего народа, если взять обозримую историю, можно обозначить три переломных момента. Первый, скорее всего, связан с обоснованием нашего народа на новом месте, сейчас историки углубляются до XIII – XIV века, когда нужно было найти пути соприкосновения с многочисленным местным населением, адаптироваться к новому климату и так далее.
 
Если придерживаться этой логики, XVII век, когда произошла встреча нашего народа с первыми отрядами землепроходцев, промышленными людьми, которые пришли со стороны России, соприкосновение с русским народом, присоединение к Российскому государству, этот период тоже для нашего народа был большим испытательным явлением, событием переломного значения. Конец XIX – начало XX века, когда уже не только наш народ, но и все народы Российской империи были вынуждены пройти сквозь горнило крупнейших потрясений, которые оставили свой след не только в истории России, но и всего человечества. И этот катаклизм пришлось пережить вместе с другими народами и нашему якутского народу, всем народам, которые проживают на территории нынешней Якутии. И каждый раз, когда случались такие переломные, ответственные ситуации, народ выдвигал из своей среды людей, которые содержали в себе концентрированное устремление, интеллектуальный посыл этого народа, который указывал сообществу людей наиболее оптимальные, наиболее правильные пути адаптации, дальнейшего выживания.
 
Одним из таких людей, выдающимся, ярким, является Алексей Елисеевич Кулаковский – £кс³кµлээх £л³кс³й. Сейчас историки, исследователи приходят практически к единому мнению, что в конце XIX – начале XX века очень немногочисленная тогда прослойка якутской интеллигенции понимала, какие изменения ждут в XX веке, какие потрясения могут произойти в этом новом веке, веке просвещения, науки, технократии, в то же время веке безжалостных человеческих столкновений. Нужно было подготовить свой народ к предстоящим изменениям, событиям, катаклизмам. Я должен сказать, что за очень короткий промежуток времени, буквально один-два десятилетия, первое поколение якутской интеллигенции совершило огромную подвижническую работу для того, чтобы хоть как-то подготовить свой народ к предстоящему XX веку со всеми его событиями и катаклизмами, хорошими и не очень. 
 
Сконцентрированное стремление якутской национальной интеллигенции очень быстро обрело концептуальные черты национальной идеи и было выражено в письме «Якутской интеллигенции» 1912 года. Таким образом, труд Кулаковского является наивысшей точкой, которую в своем интеллектуальном развитии,  в своем предвидении предстоящего мира сумело достичь и преподнести своему народу первое поколение якутской интеллигенции. И в этом непреходящая заслуга, выдающееся значение поистине великого человека. Вячеслав Анатольевич Штыров сказал в своем обращении (с этим можно согласиться, и это становится очевидным), что масштаб Алексея Елисеевича Кулаковского на уровне выдающихся мыслителей, философов нашего российского государства конца XIX – начала XX века. Масштаб его личности нам предстоит еще изучать, осознавать и осмысливать.
 
И еще одну  мысль я хотел бы сегодня подчеркнуть. Сегодня у нас в республике создается новая «История Якутии». Я имею в виду официальную «Историю Якутии»: в середине 50-х годов, в 1955–1957, и в 1963 году вышли три тома официальной истории Якутии, нашей республики, нашего народа. Прошло почти более полувека, и сейчас республика практически завершает работу над новым изданием «Истории», которая тоже, видимо, будет в трех томах. При создании официальной «Истории Якутии» в  середине – конце 50-х годов первое поколение якутской национальной интеллигенции было обойдено, замолчано и предано забвению, потому что многие представители якутской интеллигенции находились под знаком репрессий. И сейчас нам, ученым, общественности всей нашей республики, предстоит вернуть нашу официальную историю, имена тех людей, которые в свое время были незаслуженно забыты. Это целый пласт, яркое поколение, предтеча якутской интеллигенции. Во главе первого поколения якутской интеллигенции стояли такие люди, как Алексей Елисеевич Кулаковский, Василий Васильевич Никифоров, Гаврил Васильевич  Ксенофонтов и другие. Эту работу нам нужно проделать, потому что официальная история базовая, и все остальные труды должны найти сконцентрированное выражение именно в официальной истории нашего народа. Я думаю, что эта работа будет проделана достойно: лучшие представители якутской интеллигенции, наша история, включая самые спорные ее моменты, найдут объективное отражение в новой истории республики. И это будет самое правильное общественное признание заслуги наших выдающихся предшественников, среди которых особое место занимает Алексей Елисеевич Кулаковский.
 
 В одном выступлении невозможно даже частично охватить весь масштаб личности этого человека. Я думаю, что интеллектуальный уровень нашего общества достаточно высокий для того, чтобы самостоятельно понимать всю глубину мысли и значение этих людей, иметь правильное представление, кем они были, что они сделали для нашего народа и как мы должны к ним относиться. Вот это направление должно быть правильное. Они заложили еще в конце XIX – начале XX века правильное, наиболее оптимальное направление общественно-политической мысли нашей республики, нашего народа, в котором мы следуем и по сегодняшний день.
 
 
  
Опубликовано: 25 марта, 2017 - 17:31
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице