Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Елена Голомарева: «Механизм господдержки коренных малочисленных народов Севера необходимо реформировать и адаптировать к экономическим условиям» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 12:36 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Елена Голомарева: «Механизм господдержки коренных малочисленных народов Севера необходимо реформировать и адаптировать к экономическим условиям»

Права коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.       
 
Однако остается ряд вопросов, требующих внимания. Один из них это предоставление коренным малочисленным народам земельных участков. В связи с тем, что условия предоставления коренным малочисленным народам земельных участков для ведения традиционных образа жизни и хозяйствования регулируются законодательными актами неоднозначно и неполно коренные малочисленные народы сталкиваются с проблемами, касающимися определения статуса земельных участков, занятых территорией традиционного природопользования.
 
Так принцип безвозмездного пользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами в полной мере не реализуется.
 
Последние изменения Земельного кодекса Российской Федерации, предполагают, что земельные участки коренным малочисленным народам предоставляются в безвозмездное пользование только для размещения зданий, сооружений, необходимых для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов на срок не более чем на пять лет.
 
В иных случаях предусмотрено использование земель или земельных участков без предоставления прав на земельные участки с разрешения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками, на использование земель или земельного участка, за исключением земель или земельных участков в границах земель лесного фонда.
 
Между тем, на территории Республики Саха (Якутия) 78% оленьих пастбищ расположены в землях лесного фонда, что составляет 63 млн. га, кроме того 16 млн. га занимают земельные участки общинно-родовых хозяйств, которые также расположены в землях лесного фонда. Всего на территории Российской Федерации оленьи пастбища составляют 335 млн. га.
 
Оптимальным вариантом устранения вышеуказанных противоречий может стать внесение изменений в земельное законодательство Российской Федерации с целью закрепления за коренными малочисленными народами права на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания этих народов.
 
Законодательное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) выступило с законодательной инициативой (Постановление ГС № 957-V от 24 ноября 2016 года) о принятии федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами».
 
Данным законопроектом предлагается внести изменения в отраслевое законодательство в части:
1) исключения ограничивающего фактора в отношении предоставления земельных участков в безвозмездное пользование только под здания и сооружения.
2) предоставления  лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, и их общинам в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов, земельных участков и земель, в безвозмездное пользование на срок до 49 лет с правом пролонгации на новый срок по заявлению указанных граждан или их общин.
3) разрешения использования земель или земельных участков без предоставления прав на земельные участки с разрешения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления, на землях всех категорий, в том числе на землях и земельных участках лесного фонда.
 
Принятие данного законопроекта будет иметь положительное социально-экономическое значение, создаст условия для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов.
 
Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многих веков осваивали полярные и приполярные территории, адаптировались к экстремальным природным условиям, развивали свою самобытную культуру. Обеспечение и улучшение их социально-экономического развития является национальным приоритетом России.
 
В Российской Федерации в настоящее время проживают 30 коренных малочисленных народов Севера общей численностью более 200 тыс. человек, что составляет менее 2 процентов населения Севера России.
 
Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к глубокому кризису оленеводства и других видов традиционной деятельности и промыслов, к кризису в системе медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, катастрофическому снижению уровня жизни, сокращению ее средней продолжительности до 45 - 50 лет, росту безработицы, снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз.
 
Для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера  была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991 - 1995 годах. Продолжением этой государственной программы стали федеральные целевые программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» и   «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года». Действие программы имело место только до 2011 года.
 
Назрела необходимость реформирования и адаптации механизма государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении проблем.
 
Необходимо ускорить рассмотрение и принятие  федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера до 2025 года».
 
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации, утверждает перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Во исполнение указанного федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» утверждены перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
 
Между тем, законодательством Российской Федерации не урегулирован вопрос, касающийся обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации с представлениями о формировании перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также принятия решений по итогам рассмотрения данных представлений, что влечет за собой необоснованные ограничения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации в связи с невключением в указанный перечень отдельных территорий, на которых проживают эти народы. Такие территории остаются за пределами сферы действия федерального законодательства о защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации.
 
В целях обеспечения прав и законных интересов коренных малочисленных народов необходимо рассмотреть вопрос об установлении порядка утверждения перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
 
Елена Голомарева
Председатель постоянного комитета
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
по вопросам коренных малочисленных
народов Севера и делам Арктики 
Опубликовано: 6 декабря, 2017 - 10:47
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице