1 августа 2022 года, 06:31 (UTC+9:00) t в Якутске: 25 (09:00)

Елена Голомарёва: «Всего 39 Законов Республики Саха (Якутия) регулируют отношения по вопросам жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера»

Выступление председателя комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов и делам Арктики Елены Голомарёвой на парламентских слушаниях на тему «Законодательное обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни», состоявшихся в парламенте республики 30 ноября 2015 года
 
Уважаемые участники парламентских слушаний!
 
Парламентские слушания – это организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов республики с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности. Профильный комитет выносит на обсуждение вопрос: «Законодательное обеспечение жизнедеятельности коренных  малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни».
 
В Российской Федерации проживают 36 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, права которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также федеральным законодательством в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Принятые в 90-х годах федеральные законы сыграли существенную позитивную роль в регулировании и защите прав коренных малочисленных народов Севера Якутии. Главным достижением можно считать закрепление на государственном уровне поддержки коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни как самостоятельный субъект права на традиционное природопользование, в связи с этим на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Это законы Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве» от 25.06. 1997 года ЗN179-1, «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» от 17.10.2003 года 82-З N175-111, «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» от 13. 07.2006 370-ЗN755-111, «O защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
 
Всего 39 Законов Республики Саха (Якутия) регулируют отношения по вопросам жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Все законы важны и на сегодня обеспечивают гарантии государственной защиты прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
 
В рамках подготовки к парламентским слушаниям проведён мониторинг действующих законов в отношении коренных малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни. Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) подготовлены статистические данные «Социально-экономическое положение мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» для служебного пользования. Министерствами, ведомствами подготовлены справки по своим направлениям работы, касающиеся вопросов коренных малочисленных народов.
 
По данным статистики, численность населения в районах проживания коренных малочисленных народов на 1 октября 2015 года составила 42, 5 тыс. человек, или 4,4 процента от общей численности населения. За 2013-2014 годы численность жителей районов проживания коренных малочисленных народов сократилось на 713 человек. Уровень рождаемости в районах проживания коренных малочисленных народов Севера был значительно выше в 2012 -2014 годах, однако в январе сентябре 2015 года показатель уменьшился с 24процентов до 19,3 процентов. Естественный прирост сохраняется. Комплексные научные исследования этносоциальных проблем коренных малочисленных народов Севера Якутии Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН проводятся с начала 2000-х годов. С целью исследования социокультурной ситуации в местах проживания аборигенных народов Севера были опрошены эвенки южного региона республики. Анализ данных местной статистики выявил, что в отраслях традиционного хозяйства Алданского района заняты 118 семей ( в том числе 72 кочевые семьи оленеводов), в Нерюнгринском районе - 66 семей ( в том числе 33 кочевые семьи оленеводов).
 
Уровень безработицы в отдельных общинах и национальных поселениях регистрируется на уровне 60-80 процентов от числа трудоспособных. Специфика всех мест компактного проживания коренных малочисленных выражается не только в обладании богатейшим природно-ресурсным потенциалом, но и масштабном изъятии и сокращении территорий традиционного хозяйствования, оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных участков коренных этносов, которое оказывает негативное воздействие на экономическую, культурную и духовную жизнь народов, что создаёт реальную угрозу этническому существованию. В итоговом документе исследований подчёркивается: «Негативное отношение части аборигенного населения к основополагающим институтам рыночной экономики (частной собственности, свободным ценам, системе формирования доходов), недостаточный учёт этнических особенностей, непоследовательность в сочетании экономических и социальных аспектов реформ породили неуверенность аборигенов в завтрашнем дне, усложняют их адаптационные стратегии. В результате значительная часть населения потеряла способность продуктивного осмысления происходящих процессов, замкнулось в пределах решения повседневных проблем и выживания. Также подчёркивается, что ограничителями модернизации в традиционных отраслях Севера являются деградация самих отраслей, низкая обеспеченность специалистами, отсутствие сочетания новаторства и стабильности».
 
Выводы исследований: выявлен постепенный отход от традиционного образа жизни ( в 90-е годы насчитывалось более 500 кочующих семей); современная индустриализация разрушает уникальную, веками создаваемую культуру, основанную на гармоничном взаимодействии человека и хрупкой природы; существует угроза исчезновения этносов, как неотъемлемой части мировой цивилизации; коллизии федерального законодательства в части земельно-имущественных отношений, укрепления материально- технической базы родовых общин и других форм осуществления хозяйственной деятельности является следствием общей обеспокоенности населения институциональными реформами и показателем ощущения нестабильности в аборигенном сообществе; примерно треть аборигенного населения являются бедными в соответствии с российскими стандартами бедности. Порядка 10 процентов коренного населения присущи формы крайней бедности. Половина бедных – это семьи работающих, в том числе члены родовых общин. Внутри родовых общин наблюдается значительная дифференциация в уровне обеспеченности материально- техническими средствами. Ни в одном муниципальном образовании не выявлена программа устойчивого развития родовых общин, как одна из основных форм традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов. Ни в одном представительном органе муниципального образования не рассматривались вопросы поддержки и развития родовых общин. Ни в одну программу государственной поддержки сельского хозяйства, предпринимательства родовые общины не подпадают, федеральным законом они считаются некоммерческими организациями, наравне с клубами, общественными организациями.
 
Управление ФНС России по РС(Я) сообщает, что в налоговых органах республики по данным ЕГРЮЛ с содержанием в наименовании словосочетания «Родовая община» зарегистрированы 329 юридических лиц с различной организационно- правовой формой. В качестве некоммерческих организаций в виде родовых общин в Управлении Минюста России по Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 148 родовых общин. Льготы, предоставляемые законодательством о налогах и сборах, распространяется только на эти 148 родовых общин. А что остальные? Какой институт уполномочен регулировать данные вопросы?
 
На федеральном уровне Налоговым Кодексом РФ для родовых общин предусмотрены следующие льготы: по налогу на доходы физических лиц п. 16 статьи 217 Налогового кодекса РФ установлено, что к доходам, не подлежащим налогообложению относятся доходы ( за исключением оплаты труда наёмных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции.
 
По сборам за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов ст. 333.2 НК РФ установлено, что не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При использовании сверх которого родовые общины обязаны платить сборы в общеустановленном порядке.
 
От земельного налога согласно п.7 статьи 395 Налогового Кодекса РФ освобождены родовые общины, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
 
На республиканском уровне Законом Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике в Республике Саха (Якутия)"» принята налоговая льгота от уплаты транспортного налога, но оговорка на 70 и более процентов финансируются за счёт государственного бюджета республики или местных бюджетов не привело к правоприменению закона, ведь родовые общины представлены сами себе. Необходимо изменение и дополнение содержания этой статьи.
 
На местном уровне муниципальные органы власти вправе устанавливать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Данным правом в части поддержки традиционных отраслей хозяйствования ни одно муниципальное образование не воспользовалось по следующим причинам: нестабильность уровня социальной защищённости; наличие административных барьеров и нестабильность правового регулирования отношений, которые отрицательно воздействуют на социально-экономическое развитие традиционного хозяйства.
 
В связи с вышесказанным вношу следующие предложения: представительным органам, счётным органам муниципальных образований вести постоянный мониторинг средств бюджета в традиционные отрасли Севера ( на что, когда, в каком объёме направлены финансовые средства). Счётной палатой Республики Саха (Якутия) в рамках плановых мероприятий проведена проверка в четырёх муниципальных образованиях в части оплаты субсидий по поддержке традиционных отраслей хозяйствования, нарушений не выявлено, но часть выплат которая касается муниципальных образований остаётся сложным вопросом в 7 улусах. Необходимо разработать региональную Концепцию бедности, применительно к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Якутии, разработать механизм определения бедности и мер по её снижению.
 
Предлагаю разработать Программу повышения уровня жизни ( борьбы с бедностью) лиц, ведущих традиционный образ жизни в Республике Саха (Якутия), разработать чёткий механизм государственной поддержки работникам традиционных отраслей в разрезе поселений, муниципальных образований с указанием источников, объёма и времени (периода) финансирования и ответственных лиц. Необходимо ввести в один из критериев оценки работы муниципальных образований направление работы по поддержке традиционных отраслей хозяйствования, традиционного уклада жизни, родовых общин; ввести мониторинг действующих программ на уровне муниципалитетов и национальных наслегов.
 
Нужно разработать программу защиты безработных среди коренных малочисленных народов Севера; возродить движение «Оленеводство в руки молодых». В 2014 году в Кирбяйском наслеге Оленёкского эвенкийского наслега в оленстада выехали 4 молодых семьи, (Дмитрий и Евдокия Андреевы, Семён и Милена Алексеевы, Семён и Акулина Степановы, Пётр и Мария Фёдоровы). Нужно поддержать почин этих молодых семей и на уровне республики, на уровне всех министерств.
 
Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Якутии, Государственному комитету по делам Арктики при разработке нормативов по ведению традиционных отраслей хозяйствования учитывать географические, природные условия. Например, содержание табунного коневодства с 20-25 лошадей. Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики при распределении квот по улусам одним из требований поставить выделение субсидирование строительства домов оленеводам, рыбакам и охотникам, как социально нуждающимся.
 
Во время летних каникул детям волонтёрам выделяются финансовые средства, а дети оленеводов как перешли на нормативное финансирование четвёртый год все лето работают пастухами бесплатно. Департаменту занятости республики необходимо разработать механизм и финансово поддержать детей оленеводов, к примеру, при реализации программ «Дети-оленеводы», «Дети Арктики» должны быть задействованы все министерства и ведомства Республики Саха (Якутия). В республиканских СМИ нужно активизировать информирование населения о вопросах традиционных отраслей.
 
Пользуясь случаем, хочу отметить работу министерств и ведомств: Центр арктических исследований – за программу социально – экономического развития 13 арктических и северных улусов; Комитет по национальной политике – за активизацию по приданию территориям мест компактного проживания статуса традиционного природопользования; министерство образования – за целенаправленную, плановую поддержку кочевых школ, проекта «Учитель Арктики», проекта «Дети Арктики»; министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров, филиал в Тополинской средней школе, Колледж по подготовке кадров традиционного хозяйствования, управление статистики Республики Саха (Якутия) за подробные статистические данные по коренным малочисленным народам в местах компактного проживания. Каждая цифра рассказывает о положении дел на месте. Это брошюра, надеюсь, поможет решить наболевшие проблемы на местах.
 
Опубликовано: 2 декабря, 2015 - 10:33
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице