Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности за 2016 год. Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 11:32 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности за 2016 год. Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия)

Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности за 2016 год
 
Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия)
 
В 2016 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в сфере государственного управления и конституционных основ законодательства республики принято 25 законов Республики Саха (Якутия).
 
Принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1651-З № 859-V «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Внесены следующие поправки в семь статей Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия):
- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в часть 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) в части установления нормы о гарантировании Республикой Саха (Якутия) государственных образовательных стандартов с учетом национальных, этнокультурных и других особенностей Республики Саха (Якутия);
- внесены изменения в часть 2 статьи 47 и часть 3 статьи 68 в части наименования субъекта Российской Федерации – Республика Саха (Якутия) и высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) – Глава Республики Саха (Якутия) на языке саха;
- внесены изменения в статьи 56, 72 и 91, касающиеся процедуры назначения Прокурора Республики Саха (Якутия). Полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутии) дополняются полномочием по согласованию кандидатуры на должность Прокурора Республики Саха (Якутия). В части 1 статьи 91 определяется, что Прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
- внесены изменения в статью 87 в части сокращения количества судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия) с семи до пяти.
 
В связи с принятием Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1651-З № 859-V «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» принят Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). В соответствии с внесенными в Конституцию Республики Саха (Якутия) изменениями в части наименования Республики Саха (Якутия) на якутском языке предусматривается написание наименования Республики Саха (Якутия) на якутском языке на Государственном гербе Республики Саха (Якутия). Соответствующие изменения внесены в изображение Государственного герба Республики Саха (Якутия) в цветном и одноцветном вариантах.
 
В области регулирования статуса и деятельности отдельных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) приняты:
 
– Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 года 1647-З № 847-V «О признании утратившими силу частей 5 и 6 статьи 15 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Главе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Признаются утратившими силу нормы, устанавливающие социальные и иные гарантии Президенту Республики Саха (Якутия), вице-президенту Республики Саха (Якутия) и Главе Республики Саха (Якутия), прекратившим исполнение своих полномочий, а также порядок предоставления указанных гарантий;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года 1570-З № 695-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Законом внесены изменения в законы Республики Саха (Якутия) «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)», «О денежном вознаграждении и ежемесячном денежном поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)», «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)» в соответствии с новой структурой исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года 1591-З № 709-V «О признании утратившим силу абзаца второго части 3 статьи 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева). Исключается норма, устанавливающая обязанность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции оказывать необходимое содействие в проведении депутатского расследования по запросу народного депутата или комиссии Государственного Собрания, ведущей расследование;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года 1569-З № 707-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) «Об оплате труда государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Внесены изменения в наименования отдельных должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) в сфере контроля и надзора и оплату труда указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года 1590-З № 705-V «О внесении изменений в статьи 18 и 24 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Балабкиной, А.И. Еремеева). Внесены изменения, предусматривающие установление минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого государственным гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется данный отпуск не менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней. В исключительных случаях по решению представителя нанимателя и с письменного согласия государственного гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Также внесены изменения, направленные на унификацию периодов замещения должностей, которые включаются (засчитываются) в стаж государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу. Устанавливается, что помимо периодов замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, воинских должностей, должностей федеральной государственной службы иных видов в указанный стаж государственной гражданской службы должны включаться периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1669-З № 889-V «О внесении изменений в статью 9.1 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)», Закон Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» и о признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) «О периодах службы государственных служащих Республики Саха (Якутия) и муниципальной службы муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Балабкиной, В.А. Местникова). Внесенными изменениями устраняются внутренние противоречия республиканских законов, а также устанавливается порядок исчисления стажа муниципальной службы. В частности, определяется, что стаж исчисляется календарно, периоды суммируются независимо от наличия и продолжительности перерывов в службе (работе) или иной деятельности;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1662-З № 875-V «О внесении изменения в статью 8 Закона Республики Саха (Якутия) «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева). Устанавливается, что в случае досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в течение двух месяцев со дня внесения Главой Республики Саха (Якутия) в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2016 года 1709-З № 973-V «О внесении изменений в статьи 13.1 и 22 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Согласно внесенным изменениям увеличен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе до 65 лет. Также устанавливается, что минимальный стаж государственной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет вместо установленного ранее 15 лет определяется согласно федеральному закону о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2016 года 1746-З № 1049-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О денежном вознаграждении и ежемесячном денежном поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) «О Реестре государственных должностей Республики Саха (Якутия) и должностей государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Согласно внесенным изменениям в перечень государственных должностей республики введена должность руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) и одновременно исключена должность первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) – Руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия);
 
Закон Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2016 года1754-З № 1065-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)»(законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия), народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Балабкиной, А.И. Еремеева). В связи с изменениями в федеральном законодательстве внесены изменения в квалификационные требования к должностям гражданской и муниципальной службы в части установления требований к уровню профессионального образования в зависимости от категории и группы должностей гражданской и муниципальной службы. Также изменены порядок исчисления и продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска гражданских служащих. Для высшей и главной групп должностей предусматривается сокращение ежегодного основного оплачиваемого отпуска с 35 до 30 дней. Для всех гражданских служащих изменяется порядок исчисления продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день. В частности, предусматривается поэтапное увеличение отпуска за выслугу лет продолжительностью при стаже от 1 до 5 лет – 1 календарный день, от 5 до 10 лет – 5 календарных дней, от 10 до 15 лет – 7 календарных дней от 15 лет и более – 10 календарных дней. Продолжительность отпуска за ненормированный служебный день устанавливается в размере 3 календарных дней.
 
По вопросам регулирования судебной системы приняты:
 
– Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года 1571-З № 701-V «О внесении изменения в статью 38 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова, А. И.Еремеева). Законом конкретизировано понятие кворума Конституционного суда Республики Саха (Якутия). Устанавливается, что Конституционный суд Республики Саха (Якутия) правомочен принимать решения на пленарных заседаниях при наличии большинства от установленного числа судей;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1665-З № 879-V «О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Саха (Якутия) «О мировых судьях в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева). Закон республики дополнен положением, согласно которому  председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей вправе перераспределить между судебными участками в том числе дела о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций;
 
– Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1663-З № 873-V «О внесении изменения в статью 49 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» (законодательная инициатива Конституционного суда Республики Саха (Якутия). В конституционный закон республики вносится дополнение, согласно которому Конституционный суд Республики Саха (Якутия), исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины;
 
– Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2016 года 1708-З № 971-V «О внесении изменений в статьи 6 и 113 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве» (законодательная инициатива Конституционного суда Республики Саха (Якутия). Количество судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия) сокращено с семи судей до пяти судей.
 
В сфере избирательного законодательства приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 года 1646-З № 845-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О республиканском референдуме» и Закон Республики Саха (Якутия) «О местном референдуме в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Внесены поправки в части изменения порядка проведения досрочного голосования при проведении республиканского референдума. Определяется, что участнику референдума, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении участковой комиссии референдума не ранее чем за десять дней до дня голосования. Данный гражданин должен подать в участковую комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей или по состоянию здоровья). Введены нормы, определяющие порядок создания и деятельности контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях. Так, уточнены цели и порядок создания таких служб, вопросы организационного, правового и материально-технического обеспечения их деятельности, а также вопросы выплаты вознаграждения привлекаемым к их деятельности специалистам, определен исчерпывающий перечень полномочий контрольно-ревизионных служб. Аналогичные изменения внесены в Закон Республики Саха (Якутия) «О местном референдуме в Республике Саха (Якутия)».
 
В области конституционных прав граждан приняты:
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1664-З № 877-V «О внесении изменений в статьи 2 и 4.1 Закона Республики Саха (Якутия) «О бесплатной юридической помощи в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И. Еремеева). Законом уточняется, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принимает законы Республики Саха (Якутия) в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в пределах полномочий, установленных законодательством. Также из полномочий многофункциональных центров исключается полномочие по бесплатному оказанию юридической помощи в случае обжалования нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 года 1781-З № 1119-V «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) Е.Х. Голомаревой, В.Н. Губарева, И.И. Андреева, А.А. Григорьевой, А.И. Слепцова, Ю.Н. Садовникова, С.С. Павлова, В.М. Членова, П.П. Юмшанова). В целях сохранения и свободного развития официальных языков коренных малочисленных народов Севера вводится норма, устанавливающая полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) по утверждению порядка совершенствования и утверждения алфавитов, правил орфографии и пунктуации эвенского, эвенкийского, юкагирского, долганского, чукотского языков при использовании в качестве официальных языков в местах компактного проживания коренных народов Севера.
 
В 2016 году продолжена работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства и усилению роли гражданского общества в принятии нормативных правовых актов в республике. В этом направлении приняты следующие законы:
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года 1611-З № 779-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народного депутата Республики Саха (Якутия) А.И.Корякина). Изменения направлены на приведение законов Республики Саха (Якутия) в соответствие изменениям федерального законодательства в части установления обязанности предоставления государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1656-З № 869-V «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). В связи с образованием Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия) уточняются полномочия уполномоченного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, устанавливается ее правовой статус. Также предлагается изложить в новой редакции статью 10.1 «Осуществление проверок уполномоченными органами по профилактике коррупционных и иных правонарушений». В действующем законе данные проверки осуществляются уполномоченными подразделениями Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия);
 
Закон Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 года 1589-З № 703-V «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Закона Республики Саха (Якутия) «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) О.В. Балабкиной, А.И. Еремеева). Внесены изменения, регулирующие процедуру подготовки нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности. В новой редакции принята норма, согласно которой проекты нормативных правовых актов, устанавливающие новую или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном указом Главы Республики Саха (Якутия). Исключение составляют проекты законов, устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам; а также проекты законов, регулирующие бюджетные правоотношения. Исключается положение, устанавливающее официальное опубликование нормативных правовых актов в средствах массовой информации, опубликование законов и других нормативных правовых актов в «Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)»;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года 1657-З № 881-V «О внесении изменения в статью 7 Закона Республики Саха (Якутия) «О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Закон республики дополнен положением, позволяющим органу государственной власти Республики Саха (Якутия) по управлению государственной службой издавать нормативные правовые акты в виде приказов;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 года 1783-З № 1123-V «Об Общественной палате Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива Главы Республики Саха (Якутия). Законом определены основные характеристики Общественной палаты республики, принципы ее формирования и деятельности, а также статус членов, ограничения для кандидатов в члены и членов Общественной палаты. Согласно закону Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан и некоммерческих организаций с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти республики и органами местного самоуправления. Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан и организаций и состоит из 60 членов, представляющих муниципальные районы и городские округа республики. Правом на выдвижение кандидатов обладают некоммерческие организации. Формирование Общественной палаты происходит следующим образом, 22 члена Общественной палаты республики утверждает Глава Республики Саха (Якутия) и 22 члена Общественной палаты утверждает Государственное Собрание (Ил Тумэн). Утвержденные Главой Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) 2/3 Общественной палаты определяют оставшихся 22 члена Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории республики. Срок полномочий Общественной палаты составляет три года;
 
– Закон Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 года 1760-З № 1077-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» (законодательная инициатива Правительства Республики Саха (Якутия). Внесены изменения, регулирующие процедуру оценки регулирующего воздействия и экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов. Установлено, что оценка регулирующего воздействия проводится по проектам муниципальных правовых актов, устанавливающим новые или изменяющим ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательства и инвестиционной деятельности в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. При этом оценка регулирующего воздействия и экспертиза муниципальных правовых актов является обязательной с 1 января 2017 года в следующих муниципальных образования республики: МО «Алданский район», МО «Ленский район», МО «Мирнинский район» и МО «Нерюнгринский район».
 
Дата последнего изменения: 23 января 2017, 10:19
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице