29 января 2023 года, 12:51 (UTC+9:00) t в Якутске: -50 (09:00)

Минтранс приравнял кучера к водителю

Управлять каретами, фаэтонами, двуколками, а также санями с 1 января 2017 года станет возможно только при наличии специального разрешения и регистрационных знаков, как на автомобиле. О соответствующем законопроекте Минтранса упоминает Агентство городских новостей «Москва».
 
«Я не извозчик, я водитель кобылы…»
 
С января по ноябрь 2015 года в России произошло 45 дорожно-транспортных происшествий с участием гужевого транспорта, в которых 6 человек погибло, а 56 было ранено. Данные по пострадавшим животным сайт ГИБДД не приводит. Статистика аварий с гужевым транспортом несравненно ниже, чем с участием автомобилей, однако они случаются.
 
По мнению Минтранса, в действующем законодательстве «недостаточно норм, регулирующих правоотношения, обусловленные использованием гужевого транспорта». Исправить эту ситуацию и призван законопроект, который направлен на «установление правовых основ использования гужевых транспортных средств и обеспечение прав граждан, пользующихся гужевым транспортом».
В документе закреплены права и обязанности перевозчиков и пассажиров гужевого транспорта, устанавливаются запреты, обязанности и права водителей гужевых транспортных средств, а также их ответственность за нарушение законодательства о гужевом транспорте. После сдачи соответствующего экзамена «водитель кобылы» получит «удостоверение водителя гужевого транспортного средства», которое будет действовать пять лет, а также регистрационный знак на свою повозку.
 
Примечательно, что в ведомстве не забыли и о правах животных: «запрещается использовать в качестве тягловой силы животных, не предназначенных для обеспечения движения транспортного средства, наносить им побои, истязать животное, совершать иные действия, противоречащие установленным законодательством правилам и принятым в обществе нормам гуманного отношения к животным».
 
По мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, такая инициатива недостаточно своевременна. «Возможно, лет 50 назад это ещё можно было бы вводить, — убеждён он. — Мне кажется, что в ближайшие годы такого вида транспорта не будет в принципе. Наверняка эта инициатива — реакция на какое-то дорожно-транспортное происшествие, где лошадь «понесла».
 
«С умерщвлением села, которое сейчас происходит, количество гужевого транспорта постоянно снижается, — считает первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Михаил Брячак. — Во-вторых, те участки дорог, которые могут быть использованы гужевыми повозками, как правило, просёлочные и там нет интенсивного движения. Поэтому усложнять жизнь крестьянам дополнительными сборами на получение регистрационных знаков, расходом времени на получение соответствующих документов считаю нецелесообразным. И так людям в деревнях тяжело выдерживать сложившиеся проблемы в экономике».
 
Михаил Брячак был менее категоричен в отношении карет, разъезжающих по центру Санкт-Петербурга, Москвы, курортных городов. «Что касается использования карет в целях экскурсионно-прогулочного характера, в местах интенсивного движения, то на такую ситуацию нужно посмотреть внимательно, — считает законодатель. — Те экскурсионные кареты, которые используют городскую инфраструктуру с интенсивным движением, загруженностью, а следовательно, и рисками для безопасности дорожного движения, должны использоваться с применением норм права».
 
«Попал под лошадь»
 
Тем не менее происшествия с участием карет и прогулочных фаэтонов с завидной регулярностью попадают в заголовки региональных изданий. «Взбесившаяся лошадь сбила трёх женщин возле Ледового городка в Перми», — писал один из пермских порталов в январе 2015 года. Лошадь резко рванула из-за брошенной ей под ноги петарды. После инцидента на территории городка «Буква-Град» было решено ввести полный запрет на участие животных в мероприятиях, а также на организацию аттракционов.
 
Трагический случай произошёл 20 июля 2007 года в Санкт-Петербурге. Погибла пятилетняя дочь мэра Сочи Виктора Колодяжного: семья градоначальника совершала прогулку в запряжённой лошадьми карете, когда в неё врезался легковой ВАЗ и девочка выпала из повозки под колёса автомобиля. После этого правительство города одобрило постановление о дополнительных требованиях к движению гужевых повозок и саней по улицам Северной столицы. Согласно этому документу, извозчикам придётся сдавать экзамены на знание правил дорожного движения и навыки вождения, а также получать водительские права. Однако, как пояснили «Парламентской газете» в комитете по транспорту Северной столицы, просуществовало постановление недолго.
 
«Действительно, постановление правительства Санкт-Петербурга «О дополнительных требованиях к движению гужевых повозок (саней) в Санкт-Петербурге» было принято 15.01.2008, однако утратило силу на основании постановления правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2008 №1249», — рассказала пресс-секретарь комитета по транспорту Санкт-Петербурга Ирина Ефимова.
 
По её данным, комитет по транспорту предполагал, что выдача удостоверений на управление гужевым транспортом начнётся в марте — апреле 2008 года. «Однако 16 февраля 2008 года вышло Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения», согласно которому примечание «По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может… устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней), документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств специального регистрационного знака» было исключено, — пояснила представитель комитета по транспорту Санкт-Петербурга. — Эти изменения вступили в силу 1 июля 2008 года. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2008 года №11 «О дополнительных требованиях к движению гужевых повозок (саней) в Санкт-Петербурге» было признано утратившим силу, чтобы привести нормативно-правовую базу в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации».
 
Гужевой транспорт — вид дорожного (безрельсового) транспорта как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными. В качестве тягловых животных используются лошади, волы, буйволы, ослы, мулы, собаки, олени и др. В зависимости от типа ходовой части различают колёсный и санный гужевой транспорт. В том случае когда груз укрепляется на самом животном, говорят о вьючном транспорте, который считается отдельным видом транспорта.
 
Выписка из Правил дорожного движения Российской Федерации
 
25. Дополнительные требования к движению гужевых повозок, а также к прогону животных
25.1. Управлять гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.
Колонны гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м.
25.3. Водитель гужевой повозки (саней) при выезде на дорогу с прилегающей территории или со второстепенной дороги в местах с ограниченной обзорностью должен вести животное под уздцы.
25.4. Животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.
25.5. При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учётом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.
25.6. Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:
оставлять на дороге животных без надзора;
прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведённых мест, а также в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);
вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.
Дорожный знак «Движение гужевых повозок запрещено» вводит запрет на движение гужевых повозок и саней, а также верховых, вьючных животных. Кроме того, по таким участкам дороги запрещается осуществлять и прогон скота.
Знак «Движение гужевых повозок запрещено» имеет два исключения для водителей, которые могут проигнорировать его при движении. Это водители гужевых повозок, вьючных или верховых животных, пастухи и чабаны, осуществляющие перегон скота через дорогу (или по дороге), которые:
проживают или работают в зоне, которая обозначена знаком «Движение гужевых повозок запрещено», или обслуживают предприятия, расположенные в данной зоне;
являются сотрудниками федеральной почтовой службы РФ и исполняют свои непосредственные обязанности в зоне действия знака.
Кстати, погонщики скота, согласно Правилам дорожного движения, также являются водителями, но только в тот момент, когда перегоняют скот по проезжей части дороги.
 
В Российской империи для всех извозчиков были прописаны правила, за нарушение которых применяли штрафные санкции:
 
— Извозчик должен был иметь свой номерной знак.
— Номерной знак должен был быть прибит в соответствующем месте.
— Остановка только в определённых местах.
— Экипаж должен был быть чистый и неразбитый.
— Кафтан извозчика должен был быть в приличном виде.
 
Кроме того, им приходилось проходить в полиции осмотр экипажа, после которого, если всё в порядке, ставили определённые пломбы.
Существовали и ограничения по возрасту для извозчиков — от 18 до 65 лет. Специальной строкой оговаривалось, что извозчик должен отличаться трезвым поведением. Это требование не выполнялось повсеместно, особенно зимой.
 
Дмитрий Олишевский, Парламентская газета
Опубликовано: 29 декабря, 2015 - 22:28
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице