Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

На совещании в Якутске обсудили проблемы финансово-бюджетных отношений как важной части федерализма | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
18 апреля 2024 года, 19:00 (UTC+9:00) t в Якутске: -1 (21:00)

На совещании в Якутске обсудили проблемы финансово-бюджетных отношений как важной части федерализма

На межрегиональном совещании в Якутске обсудили вопросы развития федерализма. Особое внимание было уделено финансово-бюджетным отношениям. Об этом сообщили в пресс-службе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии.
 
«Тема сегодняшнего совещания обширна и многоаспектна, как наша общая Родина – Российская Федерация – и ее многонациональный народ», – сказал председатель Ил Тумэна Александр Жирков, призвав обсудить способы укрепления федерализма. Председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев особое место в своем докладе уделил важной части федерализма – системе финансово-бюджетных отношений, при которой деньги собираются в федеральном центре, а затем перераспределяются. «При этом только около 15 субъектов стабильно выступают донорами, то есть не получают межбюджетные трансферты. Та же ситуация в отношениях между субъектами и муниципальными образованиями. Доля собственных доходов субъектов в консолидированном бюджете России не составляет 50 процентов: в 2010 году она составила 38 процентов, а в текущем году с учетом межбюджетных трансфертов составит 41 процент», – подсчитал депутат.
 
В результате региональные власти не получают стимула для развития и наращивания налоговой базы, посетовал Виктор Кидяев. «Чтобы выйти на золотую середину, необходимо, с одной стороны, провести полную и объективную оценку расходных полномочий всех уровней власти, с другой – разработать четкие стандарты качества жизни всех граждан. Сегодня мы вновь возвращаемся к вопросу перераспределения доходных источников. Но решая, какие налоги оставить на местах, мы должны отдавать предпочтение тем, на которые регион или муниципалитет может реально повлиять. Надо давать людям удочку, а не рыбу», – сказал он.
 
Председатель профильного комитета Совета Федерации Дмитрий Азаров также обратил внимание на чрезмерную дифференциацию в социально-экономическом развитии регионов. Ее причиной он назвал большое количество расходных обязательств на реализацию собственных и переданных им полномочий. «В ходе инвентаризации полномочий установлено, что федеральными законами на региональные органы власти возложено более 630 полномочий. Из них только 107 полномочий возложено с соблюдением порядка, установленного 184-м законом. Свыше 500 полномочий установлены различными федеральными законами без определения их четкого статуса, неясно, собственные они или делегированные, а также как они должны финансироваться: за счет бюджетов субъектов Российской Федерации или за счет субвенций из федерального бюджета. На реализацию этих 523 полномочий не предоставляются субвенции из федерального бюджета, они финансируются по факту за счет средств субъектов Российской Федерации», – объяснил сенатор.
 
Вице-спикер Ил Тумэна Ольга Балабкина проиллюстрировала тенденции развития федерализма примерами из жизни Дальнего Востока и Арктики. Она выделила несколько стадий истории его развития. При этом на стадии формирования и становления федерализм можно было назвать асимметричным. «Думаю, что конец асимметрии произошел тогда, когда были приняты постановления Конституционного суда РФ по оценке Конституций субъектов Российской Федерации», – считает вице-спикер.
 
И. о. первого зампреда Правительства Якутии – руководитель администрации Главы и Правительства республики Юрий Куприянов указал на необходимость учитывать особенности регионов при издании федеральных законов. В частности, Якутия сейчас предложила поправки в закон «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», связанные с обеспечением круглосуточной медицинской помощи для жителей труднодоступных населенных пунктов. Также он выступил против сокращения «северных» льгот и гарантий и призвал включить в состав Арктической зоны России все 13 арктических и северных районов республики. Юрий Куприянов отметил, что законопроект «Об Арктической зоне Российской Федерации» должен закреплять не только экономические основы, но и социальные льготы и компенсации для населения, проживающего в суровых условиях Арктики. Наконец, он указал на необходимость закрепления в федеральном законодательстве социальной ответственности недропользователей.
 
Заместитель председателя Правительства Ставропольского края Ольга Прудникова рассказала о проблемах местного самоуправления и сделала вывод, что оптимальным решением организации местного самоуправления являются городские округа. Заместитель председателя Верховного Совета Республики Хакасия  Светлана Могилина выступила с докладом о конституционных основах компетенции местного самоуправления. Докладчик подняла проблемы передачи отдельных государственных полномочий без финансового подкрепления органам местного самоуправления, а также проблему административно-территориального устройства. Начальник главного управления территориального развития Губернатора и Правительства Хабаровского края Алексей Шевцов рассказал о заключении соглашений по перераспределению полномочий и проблемах их финансового обеспечения, а также поделился проблемами с передачей имущества из собственности сельских поселений.
 
Выступая с докладом о российской модели этнического федерализма, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Богданова отметила, что федерация с точки зрения цели, задач и предназначения даёт возможность соединить единство и многообразие. По её мнению, единство применительно к федерализму мыслится как «единство в многообразии».
 
Председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и гармонизации межнациональных отношений Борис Чуев говорил о проблемах формирования муниципального уровня. Также выступил с предложением созывать сессии депутатов наслежного уровня один раз в четыре месяца, в связи с тем, что по причине бездорожья депутатам из отдалённых поселений
 
Таким образом, основными вопросами обсуждения стали проблемы бюджетного федерализма. Поиск баланса интересов в справедливом финансовом обеспечении всех уровней власти будут продолжены.
 
«ФедералПресс» напоминает, что по итогам совещания были приняты рекомендации, которые планируется доработать в течение месяца с учетом предложений из регионов.
 
 
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице