Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Насколько близка к народу самая близкая власть? | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 06:17 (UTC+9:00) t в Якутске: -2 (09:00)

Насколько близка к народу самая близкая власть?

Близость власти к населению определяется теоретиками местного самоуправления как один из главных его канонов. Шаговая доступность определена федеральным законодательством. А Президент России В.В.Путин вообще внедрил по отношению к МСУ такое понятие как власть на уровне протянутой руки.
 
Сегодня этот уровень шаговой доступности и другие основополагающие принципы организации местной власти претерпевают непростые изменения. Практически в постоянном режиме вносятся поправки и дополнения в действующее законодательство. И зачастую речь идет не о доработке существующей модели, а скорей о ее коренной ломке. Да, реформа МСУ, похоже, еще далека от завершения. 
 
Давайте вспомним, как все начиналось. Сначала (в 2003 году) государственная власть организовала муниципалитеты на уровне районов. Тогда это было логично и обоснованно. По большому счету сменились вывески на административных зданиях. Но начало было положено. Были определены полномочия, утверждены основные принципы. Но все же для простых граждан, власть была сконцентрирована в административном центре района. Далее в 2005 году (можно сказать, двигаясь семимильными шагами) произошел переход на двухуровневую систему МСУ. Муниципальные районы, образно говоря, «поделились» властью с поселениями. Практически каждый населенный пункт получил свои полномочия, свой бюджет, свои органы управления. Именно теперь можно было говорить по определению о самой близкой власти к народу, когда орган управления находится в шаговой доступности, ну, по крайней мере, в границах твоего села или города. Было непросто. Если говорить о районных центрах, таких как Мирный, то жителям непросто было привыкнуть  к двум администрациям - района и поселения, к пониманию, кто и за что отвечает. Тем не менее, постепенно все стало на свои места. Механизм заработал.
 
В целом по России с переходом на двухуровневую модель МСУ появилось более 23 000 муниципальных образований. При этом, 96% - дотационные. И с этим надо было что-то делать. Одним из основных направлений модернизации системы местного самоуправления стал процесс укрупнения муниципалитетов. Особенно большое развитие этот процесс получил в Московской области.
 
Если посмотреть проект широко обсуждаемой Стратегии развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, то в разделе «Местное самоуправление» можно увидеть очень интересные предложения, при исполнении которых также может поменяться картина МСУ нашей республики.
 
Сегодня у нас 445 муниципальных образования, в том числе 34 муниципальных района, 2 городских округа и 409 поселений, из них 361 сельского типа. Якутия 13-ая среди субъектов России по количеству муниципальных образований и 1-ая в ДФО. При этом по плотности населения мы находимся на 57 месте. В этом и видится основная проблема нашей территории – в труднодоступности. Более трети населенных пунктов являются малонаселенными, в 163 из них проживает не более 200 человек.
 
В России в целом наблюдается процесс снижения общего количества муниципальных образований: с 22, 9 тысяч поселений в 2010 году до 20,2 тысяч в 2015году. Идет сокращение всех видов муниципальных образований. Если взять за основу 2010 год, то общее количество сокращений дошло до отметки 1501, в их числе 41 муниципальный район, 1414 сельских и 147 городских поселений. Городских округов стало больше на 51 округ. Продолжается выделение внутригородских территорий и районов.
 
Не отстает от данной тенденции и наш Дальневосточный Федеральный округ, где наряду с сокращениями муниципальных образований выросло количество городских округов (на 11).
 
Якутия пока остается единственным субъектом ДФО не проводившим укрупнение своих муниципальных образований.
 
В чем же видятся преимущества укрупнения муниципалитетов? Экономически успешные муниципалитеты могут выступить локомотивами для дотационных. Объединение позволит привлечь квалифицированные кадры во вновь образованные центры, позволит решить проблему кадрового голода. Однако, несмотря на видимые преимущества, укрупнение имеет и ряд недостатков. Прежде всего - это отсутствие общей государственной стратегии местного самоуправления. Существует риск, что объединение двух «бедных муниципалитетов» приведет к созданию более «бедного», а слияние экономически-эффективного муниципалитета с менее эффективным приведет лишь к ухудшению ситуации в сильном муниципалитете. И самое главное: укрупнение отдалит муниципальный центр от части жителей муниципалитета, а значит, цель МСУ не будет выполняться. Кроме того, укрупнение может стать непосильной ношей для руководителя нового муниципалитета, а новой администрации понадобится много времени, чтобы нормализировать свою работу на местах. На вопрос нет однозначного ответа, хорошо это или плохо скажется на жизни муниципалитетов и на системе местного самоуправления в целом.
 
Как видим, сегодня  процесс укрупнения муниципалитетов принимает общероссийские масштабы. При этом, пока инициатива исходит «сверху», а не по инициативе жителей. Используются зачастую самые простые способы, когда ликвидируется уровень района, а все муниципальные образования объединяются в городской округ. В итоге мы возвращаемся к тому, с чего начиналась муниципальная реформа с одной администрацией в райцентре. Жителям Мирного, как говорится, «ни холодно, ни жарко» от подобных возможных перемен. Но вот весьма и весьма удаленные поселения нашего и других районов насколько станут близки к самой близкой власти? Ведь расстояние в 500-600 км – это вам не «путинская протянутая рука». Еще В.В.Путин отмечал: - «Местное самоуправление – школа ответственности граждан». И в «школу» не набегаешься при наших таких расстояниях и труднодоступности. Вот и надо учиться на месте, там, где и должно начинаться самоуправление.
 
 
Илья Уткин,
общественный помощник
народного депутата РС(Я) Г.А. Бейсембаевой,
руководитель аппарата Мирнинского городского Совета
 
 
Опубликовано в общественно-политической газете
«Мирнинский муниципальный вестник» № 3(126) от 24.03.2017 
  
Опубликовано: 27 марта, 2017 - 20:53
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице