Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

О законодательстве Республики Саха (Якутия), регулирующем реализацию алкогольной продукции | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 17:01 (UTC+9:00) t в Якутске: 5 (21:00)

О законодательстве Республики Саха (Якутия), регулирующем реализацию алкогольной продукции

05 октября в 19.30 по каналу «Саха24» была часовая программа, посвященная вопросу реализации алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия). Были приглашены трое представителей власти: двое из исполнительной власти и один из представительного органа власти, а также предприниматели, в основном из города Якутска, представители ГО «город Якутск». Всего было 11 человек. Разговор получился интересным и конструктивным. Отзывы пошли в социальных сетях.
 
В итоге, мы на 70-80% сошлись во мнении о необходимости принятия ряда мер, в том числе помощи предпринимателям в борьбе с контрафактной продукцией и с незаконной реализацией алкогольной продукции. Но у некоторых из нас осталось ощущение недоговоренности. Очень много народу пригласили, так что не удалось все сказать.
 
Ответ на вопрос: «Алкоголь – зло или не зло?»
 
Прежде всего, хочу отметить, что примерно 30% предоставленного эфира потратили на данный вопрос. Считаю, что пора прекратить споры об алкоголе. О чем мы говорим? Правительство Российской Федерации в 2009 году разработало и утвердило Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Мы – орган государственной власти и просто обязаны ее воплощать в жизнь.
 
Первый этап Концепции предусматривает ужесточение требований к продаже алкогольной продукции. Что мы и делали до сих пор.  Закон «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)», принятый Государственным Собранием Якутии 17 июня 2015 года поставил точку в этих ограничениях. Думаю, года на три мы эту тему закрыли и дальше двигаться по ней не будем. Мы достаточно сильно ужесточили требования. Теперь остается вопрос только об их надлежащем исполнении.
 
Второй этап предполагает не только ограничительные меры, но и развитие сети медицинской, наркологической помощи, создание реабилитационных центров, усиление административной ответственности за нарушение в сфере производства, реализации алкогольной продукции и развитие здорового образа жизни, - больше профилактики алкоголизма. Правильно сказал руководитель Управления Республики Саха (Якутия) по лицензированию и осуществлению лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции Матвей Иванович Лыткин, что государство за 2009- 2020 годы планирует снизить потребление алкогольной продукции по всей Российской Федерации на 70%. Государство поставило такую цель – мы должны ее достигнуть. Есть решение федерального правительства, проблемой занимались достаточно компетентные органы, проводились большие, серьезные исследования. Она назрела давно, со времен Михаила Горбачева. Пьянство – бич Российской Федерации. Государство понимает, если страна вышла на уровень потребления алкоголя 12-16 литров чистого спирта на человека в год (цифры разные), то это грозит вырождением нации. Это – прямая угроза национальной безопасности России.
 
В свою очередь, Правительство Республики Саха (Якутия) разработало План мероприятий по снижению потребления алкоголя, сохранению и укреплению здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы, содержащий 33 пункта. Но он исполняется плохо. Не реализованы пункты по совершенствованию наркологической помощи и множество мероприятий по пропаганде трезвого, здорового образа жизни.
 
 
Общественное обсуждение законопроектов
 
В ходе телеэфира говорили еще о том, что не было широкого общественного обсуждения. Не согласен с подобным мнением.
С 19 ноября 2013 года по инициативе председателя постоянного комитета Ил Тумэна по государственному строительству и законодательству Алексея Еремеева и председателя постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонины Григорьевой был проведен первый «круглый стол». Помню широкий круг приглашенных людей. В апреле 2014 года мы проводили круглый стол по регулированию продажи алкоголя, тоже присутствовали эксперты, представители власти, бизнеса, науки и культуры.
 
 30 апреля 2014 года был принят в первом чтении проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)». При этом было указано, что поправки в данный проект принимаются до 23 мая 2014 года. Предприниматели указали на короткий срок для обсуждения поправок, наш комитет поддержал их замечания. Мы попросили продлить срок принятия поправок до 1 октября 2014 года, что и было сделано. Но к этому сроку ни одной поправки к проекту закона так и не поступило. В ноябре 2014 года мы принимали участие в телепередаче «Честная Якутия», где обсуждались все эти вопросы. 27 ноября 2014 года парламентарии республики подвели черту под общественным обсуждением и приняли Закон Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)». 9 декабря 2014 года состоялось рабочее совещание постоянного комитета по вопросу реализации закона в части оборудования специализированных стационарных торговых объектов «алкомаркетов».
 
Говорят, что не учтено мнение общественности при принятии закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)». Это не так. 8 июня 2015 года в адрес нашего постоянного комитета поступило 2 пакета предложений от Общественной палаты Республики Саха (Якутия). Мы на комитете их рассмотрели, часть предложений была учтена. Было дано заключение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Саха (Якутия). Кроме того, Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Якутии провело обсуждение Оценки регулирующего воздействия данного закона. В нем приняли участие добрый десяток общественных организаций и дали свои предложения. Министерство их обобщило и передало в Ил Тумэн, часть которых мы также принимали во внимание. Данный закон поставил точку в этих дебатах, и его нужно выполнять.
 
 
Рекомендации Государственного Собрания Республики Саха (Якутия)
 
Уважаемые предприниматели прочитали лишь сам закон. А к закону, как Вы знаете, прилагается Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о его принятии, на которое мало, кто обращает внимание. В нем два больших пункта по рекомендациям Правительству Республики Саха (Якутия) и муниципалитетам.
 
Первое предложение Правительству Республики Саха обратиться к руководству государственных унитарных предприятий и хозяйствующих обществ, у которых более 50% уставного капитала принадлежит государству, о прекращении деятельности по реализации алкогольной продукции, а также о недопущении использования объектов недвижимости по реализации указанной продукции. Второе предложение – усиление борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции по Республике Саха (Якутия). Мы также предлагаем разработать и принять программу Республики Саха (Якутия) по профилактике и борьбе с пьянством и алкоголизмом. Наша республиканская программа истекает в 2016 году. Сейчас самое время приступить к разработке новой программы и обеспечить ее реализацию.
 
Даны рекомендации органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), чтобы муниципальные унитарные предприятия и хозяйствующие общества, имеющие в уставном капитале долю более 50% органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), тоже отказались от реализации алкогольной продукции, и представления инфраструктуры для реализации алкогольной продукции. Государство, если начинает ограничивать, то оно должно начать с себя. Предприниматели, кстати, так и говорят, почему мы не торгуем, а ГУПы начинают торговать?
 
По информационным конструкциям, вызывающим вывескам. Ил Тумэном дана четкая рекомендация муниципалитетам, что и как делать. У них есть полномочия по установлению своих требований к видам информационных конструкций. Они должны сами упорядочить их использование, привести в соответствие с действующим законодательством и не допускать использование вывесок и иных информационных конструкций в качестве рекламы. Напоминаю, реклама алкогольной продукции запрещена законодательством Российской Федерации о рекламе.  
 
Третья рекомендация муниципальным образованиям - это решение большого вопроса по методике расчета границ прилегающих территорий к некоторым организациям и объектам территорий. Надо было его упорядочить, но работа идет ни шатко, ни валко.
 
На сегодняшний день, мы, как только депутатский корпус вышел из отпуска, сделали запрос на имя Галины Иннокентьевны Данчиковой, сделали запрос в Департамент по вопросам местного самоуправления Василию Васильевичу Сапсаю о проводимой работе по нашим рекомендациям. Ждем ответа и сообщим уважаемым якутянам о реальной ситуации дел.
 
Контрафактная продукция
 
Да, это большой бич: мало того, что население травится, но это еще и потери бюджета.
В.В. Путин 2 октября 2015 года  провел совещание Правительства России и дал поручение до 1 ноября разработать план мероприятий по повышению дополнительных сборов, в том числе за счет повышения собираемости акцизов. То есть летом этого года у Президента Российской Федерации было совещание, на котором было выявлено, что необходимо навести порядок на алкогольном рынке, усовершенствовать и ужесточить борьбу с нелегальным оборотом алкоголя и реформировать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка. Официальные данные таковы: за последние шесть лет нелегальный рынок алкоголя в стране вырос с 40% до 64%, бюджет Российской Федерации не дополучает более 290 миллиардов рублей. Получается, минимум каждая вторая бутылка, продающаяся в магазине, является контрафактной. А это и теневой бизнес, и неуплата налогов, и преступность, и финансирование террористических организаций. Этот серьезный вопрос является предметом регулирования федерального законодательства и областью деятельности правоохранительных органов.
 
К примеру, директор алкомаркета «Алмаз» М.А. Ибадов является официальным дилером в Якутии одной из марок водки. Он обнаружил ее продажу в четырех магазинах, не входящих в сеть распространения данной марки водки. М.А. Ибадов четырежды письменно обращался в органы внутренних дел, обнаружив контрафактную продукцию. «Да тут три ящика всего, мы ничего не будем делать», - заявили представители полиции.
 
Ответы на вопросы господина А.В. Скрипина
 
Еще одним поводом говорить о недосказанности на тему законодательства Республики Саха (Якутия), регулирующего реализацию алкогольной продукции, служат вопросы и предложения предпринимателя, известного и уважаемого в Якутске ресторатора Александра Скрипина, заданные в соцсети. Думаю, жителям Якутии, будут интересны и вопросы, и ответы.
 
Господин Скрипин утверждает, что происходит подмена понятий, очередным врагом № 1 избран алкоголь. Не мы избрали врага. Государственная политика направлена на борьбу с пьянством и алкоголизмом. С другой стороны, помните, как два года назад появились лже-кафе, рестораторы забили тревогу. Предприниматели очень рьяно воспользовались «дыркой в законодательстве», первоначально закон звучал так: «Запретить реализацию алкогольной продукции в потребительской таре на вынос». То есть можно было прийти, открыть бутылку и пить, или прийти с бидончиком, - масса вариантов. Мы эту дырку заклеили, ужесточив этот пункт: везде, кроме ресторанов, алкоголь можно продавать с 14.00 до 20.00 часов. Уважаемые якутяне, если вы обнаружили реализацию алкоголя после 20.00 часов, сообщайте в полицию или нам, депутатам всех уровней, потому что такая продажа является незаконной.
 
Далее, Александр Владимирович предлагает привлекать к законотворческой деятельности профессионалов. Во-первых, проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Республике Саха (Якутия)» был внесен Главой Республики Саха (Якутия). Во-вторых, законопроект поступил в Госсобрание республики, прошел правовую экспертизу, приглашена была общественность. При рассмотрении проекта закона во втором чтении поступили 15 поправок от народных депутатов Республики Саха (Якутия). То, что народ не активно участвовал в этом процессе, это уже другой вопрос. Все проекты законов проходят согласование с Управлением Минюста России по Республике Саха (Якутия), Прокуратурой Республики Саха (Якутия) и т.д. У нас больших профессионалов, чем те, которые привлекаются для разработки законов, принимаемых Государственным Собранием (Ил Тумэн), в Республике Саха (Якутия) нет. И плюс еще общественность.
 
«Были кафе, пабы, клубы. Теперь они все стали поголовно ресторанами», - пишет Александр Скрипин. Это является нарушением, так как есть определённый ГОСТ-Р50762-2007. Данный Гостандарт четко определяет, что такое кафе, ресторан и т.д. Остались, конечно, мелкие лазейки типа «две зажигалки», «пробковые сборы».
 
Далее, господин Скрипин поднимает вопрос о возможной реализации алкоголя через Интернет, как это принято в некоторых странах мира: «тогда все наши и ваши действия пойдут прахом». В настоящее время есть Правила, регулирующие дистанционную продажу товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 612 от 27 сентября 2007 года. Его пятый пункт гласит: «не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации».
 
По настоянию Объединения предпринимателей «Опора России» поступил документ об отмене данного пункта. В настоящее время Министерство экономического развития России рассматривает заявление, идет оценка регулирующего воздействия, планируемый срок вступления в силу изменения – ноябрь 2015 года. Дата окончания публичного обсуждения 13 октября 2015 года. Это все можно прочитать на сайте Минэкономразвития. Считаю, данная, возможная отмена пункта 5 Постановления РФ ничего не изменит. Потому что в Постановлении есть другой пункт, который гласит, что реализация должна производиться в соответствии с правилами продажи товаров. То есть она должна производиться организациями, имеющими лицензию, в установленное время. Как Вы знаете, по всей Российской Федерации есть ограничение продажи алкогольной продукции с 23.00 до 8.00 часов, у нас в Якутии – с 20.00 до 14.00 часов. Данная Интернет-деятельность будет сертифицирована и подконтрольна.
 
Александр Владимирович предлагает повысить акцизы местных сборов за продажу и сам продукт. Повышать не стоит, а лучше собрать те 64% контрафакта – 290 миллиардов рублей. Следующее предложение – создание комиссий с участием различных ассоциаций и других заинтересованных лиц «пусть своими силами подчищают свои ряды», т.е. вопрос о создании саморегулируемой организации. Возражений нет, тем более что, данная инициатива должна идти от самой общественности. Можно создать саморегулируемую Ассоциацию рестораторов тем же господином Скрипиным и при оформлении различных разрешающих документов учитывать их мнение. Еще одно предложение – ужесточение мер общественной ответственности, лиц, нарушивших ограничение реализации алкогольной продукции. Мы такие меры поддерживаем. Да, эта работа стоит в плане нашего комитета, подобные предложения поступили и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
 
Александр Скрипин выражает беспокойство о том, что в перспективе, через 5-7 лет, когда, по словам Главы Якутии Егора Борисова, алкогольные маркеты выведут за пределы городских поселений, та же участь постигнет и ресторанный бизнес. Он предлагает не трогать эту отрасль. Мы ее не тронули. Ни в законе, ни в постановлении закона Республики Саха о принятии каких-либо мер в отношении ресторанного бизнеса нет, кроме запрета на розничную продажу алкогольной продукции в ресторанах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов, а также во встроенных, в пристроенных и во встроенных-пристроенных помещениях многоквартирных домов. Ограничение по времени продажи с 20.00 до 14.00 часов на рестораны не распространяется. Данное ограничение касается всех торговых объектов, кроме ресторанов.
 
Мы согласны с предложением господина Скрипина начать убеждать население «бросай пить, курить, вставай на лыжи». Нужно внедрять здоровый образ жизни, дать людям, которые пьют, чтобы «убить свое время», альтернативу: бассейны, спортивные залы. А то у нас вечером в бассейн не попасть, спортивные залы переполнены и т.д. Если человек будет занят, у него и времени не останется на пьянство, да и желания не будет. Люди хотят вести здоровый образ жизни.
Вот что я хотел бы сказать по итогам обсуждения.
 
 
Виктор Федоров,
председатель постоянного комитета
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
по экономической, инвестиционной и промышленной политике,
предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры
Опубликовано: 12 октября, 2015 - 19:29
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице