29 декабря 2015 года в парламенте республики председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва провела совещание с участием представителей общественных организаций, на котором обсуждён проект Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
В 2013 году на съезде Всероссийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы был поднят вопрос о необходимости разработки новой концепции изучения филологических предметов в школах. В 2014 году Ассоциация учителей-филологов разработала проект документа, который вызвал неоднозначные обсуждения. В 2015 году началась работа по созданию концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях. Была создана рабочая группа под председательством спикера Государственной Думы Сергея Нарышкина, в которую вошли эксперты – филологи, преподаватели словесности, руководители научных учреждений, представители общественности.
Согласно представленному документу, целью разрабатываемой концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации является обозначение проблем, существующих в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов, поиск возможных путей их решения и определение условий, способствующих развитию языкового и литературного образования школьников. Вместе с утверждёнными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Примерными основными образовательными программами (ПООП) концепция призвана составить основу филологического образования в школе. В Якутии, в которой по последним данным проживают представители 139 национальностей, функционируют два государственных (русский и якутский языки) и пять официальных языков (эвенский, эвенкийский, юкагирский, чукотский, долганский языки).
Министр образования Якутии Феодосия Габышева рассказала о системной работе, проводимой в рамках обсуждения проекта концепции. Министр сообщила, что на разных площадках республика предлагает проводить комплексную работу по содержанию, последовательности изучения языковых явлений, методического и методологического аппарата; готовить педагогические кадры, способные реализовать на практике идею обучения на двух языках; создать межрегиональный научно-методический консорциум по билингвальному и многоязычному образованию. По предложению республики в число экспертов, работающих над концепцией преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях России, включены доктор педагогических наук Евдокия Никифорова, директор Научно-исследовательского института национальных школ Якутии Светлана Семёнова и учитель-практик Марианна Винокурова из Якутской городской национальной гимназии. Кроме того, Феодосия Габышева стала членом подгруппы по проблемам преподавания русского языка в условиях ограниченной и иноязычной языковой среды в составе рабочей группы по разработке единой концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях.
Министр сообщила, что предложения Якутии были официально оформлены и направлены разработчикам проекта концепции, отдельно свои предложения в качестве эксперта направила Светлана Семенова. По словам директора Института языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации преподавателей Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Гаврила Торотоева, проект концепции был рассмотрен на Учёном совете и предложения Института направлены в адрес председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина. Кроме того, письмо с критикой проекта концепции в адрес председателя Государственной Думы направил народный депутат Якутии Иван Шамаев.
На сегодняшнем совещании участники мероприятия, в целом, поддержали концепцию обсуждаемого документа, вместе с тем высказали ряд предложений и замечаний к документу. По итогам обсуждения будет направлено письмо в адрес министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова.
На совещании отмечено, что благодаря российской национальной и образовательной политике по сбережению национальных языков, аналогов которой нет нигде в мире, большинство якутян владеют родным, русским и иностранными языками в достаточной степени, что позволяет сохранять этнокультурную идентичность и быть конкурентоспособными на российском и международном уровнях. Вместе с тем, в письмо решено включить ряд предложений. Во-первых, в письме отметят, что текст документа требует значительной переработки по результатам общественно-профессионального обсуждения. Во-вторых, в целях дальнейшего профессионального и общественного обсуждения и принятия концепции преподавания русского языка и литературы предлагается провести Всероссийскую научно-практическую конференцию в г. Якутске.
В-третьих, обращается внимание на третий раздел «Особенности преподавания русского языка как неродного и иностранного», согласно которому «существующее положение дел свидетельствует о том, что не во всех регионах интегративная функция русского языка реализуется в полном объёме». «Так, на сегодняшний день более 4 тыс. школ Российской Федерации дают образование не на русском языке, что ставит граждан России в неравные условия. Игнорирование данной проблемы неизбежно приведет к ситуации утраты языкового единства государства, усилению социального расслоения и нарастанию напряженности, что является прямой угрозой национальной безопасности»,- говорится в проекте концепции», - говорится в проекте концепции. В письме будет отмечено, что данная норма нарушает право граждан России на получение образования на родных языках, предусмотренное Конституцией нашей страны.
В-четвертых, будет обращено внимание, что проект концепции не содержит убедительных аргументов в пользу принятия пункта, в котором предполагается обязательное обучение основным предметам на русском языке в сочетании с углубленным изучением родных языков и литератур, исключающее обучение на родных языках. В-пятых, будет отмечено, что в настоящее время в Якутии созданы и успешно действуют четыре модели билингвального образования, обеспечивающие владение якутянами двумя – тремя языками. Между тем, разработчики концепции пишут только о теоретической возможности двух моделей. В-шестых, предлагается учесть особенности методики преподавания русского языка и литературы в национальных школах страны.
Свои мнения и предложения к проекту концепции высказали народные депутаты республики Елена Голомарёва, Александр Уаров, Иван Шамаев, Пётр Аммосов, профессор, руководитель научно-исследовательского Центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного институт искусств и культуры Ульяна Винокурова, представители общественных организаций Владимир Борисов («Айылгы»), Матрёна Попова («Айылгы»), Мария Дегтярёва «Саха сайдам оҕото», Вилюяна Никитина (Союз родителей «Туймаада») и другие.
Пресс-служба Ил Тумэна
Опубликовано: 29 декабря, 2015 - 23:24
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
Спасибо!