Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Парламентские слушания, правительственные часы, круглые столы в 2016 году | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 09:04 (UTC+9:00) t в Якутске: -2 (09:00)

Парламентские слушания, правительственные часы, круглые столы в 2016 году

 Парламентские слушания, правительственные часы, круглые столы в 2016 году
 
Наряду с пленарными заседаниями Государственным Собранием (Ил Тумэн) регулярно проводятся парламентские слушания, правительственные часы, круглые столы. За 2016 год проведено 11 парламентских слушаний, 15 правительственных часов и 26 круглых столов.
 
Проведены следующие парламентские слушания:
 
1) «Об экологической обстановке бассейна реки Мархи» (состоялись 9 февраля 2016 года в г. Нюрбе).
Организатор: постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), представители ОАО «АЛРОСА» (ПАО), ответственные лица министерств и ведомств, главы муниципальных образований республики, депутаты городского и наслежного советов, работники научных институтов, члены общественных организаций, население Нюрбинского района.
 
С основным докладом выступил министр охраны природы республики Сахамин Афанасьев. Он отметил, что основное негативное воздействие на окружающую среду в бассейне реки Мархи оказывает алмазодобывающая промышленность. Также на окружающую среду влияют Кировский угольный разрез и котельные ГУП «ЖКХ». Кроме того, происходит сброс сточных вод в поселках, не оснащенных системой канализационно-очистных сооружений. Необходимо учитывать и факт проведения мирных подземных ядерных взрывов на территории Нюрбинского района в 1970-х годах.
 
По данным Якутского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды загрязненность реки Мархи в районе села Малыкай в 2014 году по сравнению с предыдущим годом возросла и характеризовалась как «очень загрязненная». Характерными загрязнителями являются железо, медь, цинк, а возле населенных пунктов нередко фиксируются ионы аммония. Максимальная концентрация загрязнителей наблюдается в зимнее время и в период паводка, однако содержание загрязняющих веществ в талой воде не превышает нормативных показателей (установлено по итогам исследований проб льда, заготовленного для питьевых целей).
 
Говоря о радиационном загрязнении, министр рассказал, что в 1999 году Правительством Якутии, Министерством Российской Федерации по атомной энергии и компанией «АЛРОСА» было заключено соглашение об экологической реабилитации загрязненной территории на объектах подземных ядерных взрывов «Кристалл» и «Протон». В соответствии с этим в 2006–2007 гг. компанией были проведены первоочередные мероприятия, по результатам которых Санкт-Петербургским институтом радиационной гигиены было дано заключение об отсутствии необходимости дальнейшего вмешательства для снижения доз облучения.
 
В 2012 году по итогам исследований установлено, что содержание радионуклидов трития и стронция-90 в воде реки Мархи в районе сел Сунтар и Малыкай соответствует фоновому для Якутии.
 
Учитывая то, что река Марха является источником питьевого водоснабжения для ряда сел Нюрбинского района, крайне важен вопрос водоочистных установок. По инициативе Министерства охраны природы, администрации Нюрбинского улуса, с учетом результатов экомониторинга АК «АЛРОСА» (ПАО) в  2013 году выделено 55 млн рублей на оснащение водоочистными установками населенных пунктов, расположенных в нижнем течении реки Мархи и города Нюрба.
 
2) «О проекте закона «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2015 год» (публичные слушания состоялись 7 июня 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники республиканских министерств и ведомств, муниципальных образований.
 
С докладом об основных итогах социально-экономического развития республики за 2015 год выступил и.о. первого заместителя Председателя Правительства Якутии – министра экономики республики Алексей Стручков. Реальный рост валового регионального продукта составил, по оценке, 2% при снижении внутреннего валового продукта России на 3,7%, рост промышленного производства – на 3,8%, общая численность безработных снизилась на 1,6%. По итогам 2015 года Якутия вошла в двадцатку регионов-лидеров по уровню и динамике развития экономики и занимает 16 место.
 
С докладом о проекте закона «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2015 год» выступил министр финансов республики Валерий Жондоров. В доходную часть государственного бюджета Якутии поступило налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в сумме 167 млрд 696 млн 607,8 тыс. рублей, или 97,9% от годовых прогнозных назначений. Основными налогами, формирующими доходную часть государственного бюджета республики, названы налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и налог на добычу полезных ископаемых. Кассовое исполнение расходов государственного бюджета за 2015 год составило 171 млрд 798 млн 628 тыс. рублей, или 95,9% от уточненной бюджетной росписи.
 
Уточненный план по источникам покрытия дефицита государственного бюджета Якутии на 2015 год предусмотрен в сумме 7 млрд 810 млн рублей, в ходе исполнения государственного бюджета республики дефицит составил 4 млрд 102 млн рублей. Общий объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 1 января 2016 года не превысил верхнего предела государственного долга и составил 38 млрд 292 млн рублей. Отношение объема государственного долга к доходам государственного бюджета без учета безвозмездных поступлений составило 37,5% и сохраняется на безопасном уровне.
 
3) «Проблемы и перспективы гранильной и ювелирной отраслей в Республике Саха (Якутия)» (состоялись 14 июня 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха(Якутия), руководители и работники гранильных и ювелирных предприятий, учебных заведений.
 
Выступая с основным докладом, министр промышленности республики Андрей Панов отметил, что 2015 год был непростым для гранильной и ювелирной отраслей: в связи с кризисом упали объемы производства и реализации конечной продукции. Так, в Якутии гранильными заводами было произведено бриллиантов на 103 млн долларов США со снижением на 38% по отношению к 2014 году. Объемы реализации бриллиантов составили 174 млн долларов США со снижением на 26%. Объем производства ювелирных изделий в 2015 году составил 1,6 млрд рублей с ростом на 84% к 2014 году, однако данный рост обусловлен тем, что Саха(Якутия)стат в 2015 году возобновил учет производства ювелирных изделий ООО «ЭПЛ Ювелир», что прибавило дополнительно 938 млн рублей. Без учета объемов ООО «ЭПЛ Ювелир», по сути, произошло снижение на 16% в сравнении с 2014 годом. Такое же снижение регистрируется в целом по Российской Федерации. Так, по информации Гильдии ювелиров России в целом по стране произошло снижение по производству ювелирных изделий на 40%, по сбыту – более чем на 50%.
 
Также министр отметил, что властями постоянно проводится работа по проработке механизмов для поддержки данных отраслей. Например, в 2015 году АК «АЛРОСА» возобновила механизм отсрочки платежа на 18% от контрактной стоимости алмазного сырья, выкупаемого местными гранильными предприятиями. Срок увеличен с 90 до 180 дней, что позволит местным гранильным компаниям снизить затраты на обслуживание кредитов, привлекаемых на выкуп алмазного сырья у АК «АЛРОСА».
 
После обсуждения участниками парламентских слушаний утверждены рекомендации в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн), Правительства республики и АК «АЛРОСА» (ПАО).
 
4) «Вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)» (состоялись 9 ноября 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха(Якутия), члены Правительства Республики Саха(Якутия), представители республиканских министерств и ведомств, муниципальных образований, общественных объединений, средств массовой информации.
 
Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Якутии Гаврил Левин со ссылкой на данные Росприроднадзора по Якутии сообщил, что на территории республики ежегодно образуется около 500 млн тонн отходов производства и потребления, причем за 2015 год образовано 608 млн тонн отходов. Большую часть составляют отходы промышленных производств при добыче полезных ископаемых.
Обращение с твердыми коммунальными отходами производится по схеме «сбор-транспортирование-размещение на полигонах и санкционированных свалках». Контейнерная система сбора отходов организована только в многоквартирном жилищном фонде в городах и крупных населенных пунктах. Вывоз отходов осуществляется без предварительной обработки. В остальных поселениях население утилизирует отходы самостоятельно или вывозит на свалки. В республике работают порядка 160 лицензированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся в сфере обращения с отходами. Цены на транспортирование отходов государством не регулируются, устанавливаются транспортировщиками самостоятельно и формируются на договорной основе.
 
Гаврил Левин также сообщил, что в Якутии принято решение об определении одного регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. По его словам, в настоящее время ведется подготовка конкурсной документации для проведения отбора регионального оператора. Приказом министерства образована конкурсная комиссия по отбору регионального оператора, утверждены состав и положение Комиссии. Для проведения конкурсного отбора ожидается утверждение Федеральной антимонопольной службой России методики расчета регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
 
В проект рекомендаций парламентских слушаний было внесено предложение об определении нескольких региональных операторов.
 
5) «О проекте закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (публичные слушания состоялись 15 ноября 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники республиканских министерств и ведомств, аудиторы Счетной палаты республики, главы муниципальных образований, председатели районных советов депутатов, общественность республики, представители средств массовой информации.
 
С докладом «О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2017-2019 годы» выступил первый заместитель Председателя Правительства республики – министр экономики Якутии Алексей Стручков. Он отметил, что Минэкономики региона ожидает относительно стабильную внешнюю конъюнктуру при низких темпах роста мировой экономики. Показатели прогноза традиционно разработаны по двум вариантам – базовому и целевому.
 
Инфляция за 2016 год ожидается на уровне 7,9% в среднем за год. Оценка среднегодового роста цен в 2017 году снижена до 6,1%, в 2018 году – до 5,6%, а в 2019 году снизится до 4,7%. До конца года основные макроэкономические показатели сохранят положительную динамику. Валовой региональный продукт в текущем году составит 792 млрд рублей с ростом на 1,9% к уровню 2015 года. В 2017 году ВРП составит 848 млрд руб. с ростом на 3,2% к уровню 2016 года, в 2019 году достигнет 938 млрд рублей с реальным ростом на 6% к уровню текущего года. Индекс промышленного производства ожидается на уровне 100,5%. В сельском хозяйстве снижения не ожидается. Оценка сальдированного финансового результата на 2016 год составит 136,9 млрд рублей. В 2019 году индекс промышленного производства составит 108,4% к уровню 2016 года по базовому варианту.
 
С докладом о проекте республиканского закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов» выступил министр финансов Якутии Валерий Жондоров. Министр назвал основные характеристики государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на три года. Так, прогнозируемый общий объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2017 год составит в сумме 156 млрд 701 млн рублей (в том числе налоговые доходы составят 100 млрд 048 млн рублей, неналоговые доходы 16 млрд 958 млн рублей и 39 млрд 696 млн рублей безвозмездных поступлений); на 2018 год – в сумме 156 млрд 913 млн тыс. рублей и на 2019 год в сумме 162 млрд 282 млн рублей.
 
Общий объем расходов государственного бюджета республики составит в 2017 году 160 млрд 915 млн рублей; общий объем расходов госбюджета Якутии на 2018 год планируется в сумме 162 млрд 209 млн рублей и на 2019 год – в сумме 165 млрд 299 млн рублей.
Дефицит государственного бюджета Якутии на 2017 год составит в сумме 4 млрд 214 млн рублей, на плановый 2018 год – в сумме 5 млрд 296 млн рублей, на 2019 год – 3 млрд 016 млн рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга республики на 1 января 2018 года предлагается установить в сумме 49 млрд 211 млн 204 тыс. рублей, на 1 января 2019 года в сумме 53 млрд 457 млн 071 тыс. рублей, на 1 января 2020 года – в сумме 56 млрд 590 млн 032 тыс. рублей. По словам министра, верхний предел государственного внутреннего долга не превышает ограничений, установленных соглашениями, но вместе с тем близок к предельным значениям.
 
6) «О деятельности и перспективах развития ветеринарной службы Республики Саха (Якутия)» (состоялись 17 ноября 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по селу и аграрной политики.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные лица республиканских министерств и ведомств, главы органов местного самоуправления муниципальных образований, представитель Прокуратуры Республики Саха (Якутия).
 
Информацию о деятельности ветеринарной службы Якутии за период с 1 января 2014 года по 1 октября 2016 года и перспективах развития представила руководитель Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) – главный государственный ветеринарный инспектор республики Лариса Макарова.
 
По данным руководителя, за период 2014–2016 гг. Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия) разработано 55 проектов нормативных правовых проектов. Организационную структуру государственной ветеринарной службы республики составляют 39 подведомственных учреждений. По состоянию на 1 октября 2016 года штатная численность составила 1964 единиц. В связи с тем, что работники ветеринарии относятся к группе риска, в республике официально стоят на учете по профзаболеванию 68 ветеринарных специалистов.
 
На 2016 год объем финансирования из республиканского бюджета подпрограммы «Ветеринарное обеспечение» государственной программы Республики Саха ( Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2020 гг.» составляет 1 млрд 177 тыс. рублей, или на 0,1% выше, чем в 2015 году. Из общего объема финансирования подпрограммы 88% составляет фонд оплаты труда ветеринарных специалистов. В 2016 году среднемесячная заработная плата ветеринарных специалистов составила 30 184,0 рублей.
 
Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) предоставляет пять государственных услуг. Всего за 2014 год за предоставлением государственной услуги обратилось 392 заявителей, за 2015 год – 351 и за 9 месяцев 2016 года – 406 заявителей. Основную долю обращений в среднем за эти годы занимает государственная услуга «Выдача ветеринарной справки о ветеринарном благополучии по особо опасным и карантинным заболеваниям» – 94%.
 
7) «О развитии музейной сети в Республике Саха (Якутия): законодательный аспект» (состоялись 21 ноября 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), представитель Прокуратуры Республики Саха (Якутия), руководители и сотрудники музеев.
 
По данным председателя постоянного комитета Ил Тумэна А.А. Григорьевой, на сегодняшний день в республике функционирует восемь государственных музеев с 10 филиалами и 51 муниципальный музей с 10 филиалами. Указом Главы Республики Саха (Якутия) три музея отнесены к особо ценным объектам национального достояния республики. Это Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) и Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» (Усть-Алданский улус). К объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения отнесен Черкехский историко-мемориальный музей «Якутская политическая ссылка» (музейный комплекс) – филиал Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.
 
Информацию о деятельности музеев Якутии в 2015–2016 годах представил заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Николай Макаров. По представленным данным, в 2015 году музеями было организовано 1857 выставок, по сравнению с 2012 годом число выставок увеличилось на 43,7%. Основной фонд музеев Якутии составляет 418 тыс. 990 музейных предметов, из которых 280 331 предмет хранится в муниципальных музеях, и 138 659 предметов в государственных музеях республики.
 
В своем выступлении замминистра отметил, что растет посещаемость музеев. В 2015 году она составила 415,7 тыс. человек (59% жителей республики). По сравнению с 2012 годом посещаемость музеев увеличилась на 41%, что свидетельствует о растущем интересе к музеям со стороны населения и повышении потребности в изучении своего культурного наследия. На 31 декабря 2015 года в музеях республики работали 600 человек, из них основной персонал – 386 человек.
 
8) «О ходе исполнения Закона Республики Саха (Якутия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» (состоялись 28 ноября 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), председатель правления Союза общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ряд министров и ответственных работников республиканских министерств и ведомств, представители муниципальных образований, Союза родовых общин Якутии и средств массовой информации, активисты Ассоциации коренных малочисленных народов Севера.
 
В своем докладе министр по развитию институтов гражданского общества республики Сардана Гурьева со ссылкой на данные Управления Минюста РФ по Республике Саха (Якутия) сообщила, что в Якутии зарегистрирована 161 община, имеющая юридический статус «некоммерческая организация», занимающаяся такими традиционными видами хозяйственной деятельности, как оленеводство, охотничий промысел и рыболовство. Сегодня в Якутии действуют общины двух типов: сельскохозяйственные производственные кооперативы, сельскохозяйственный кооператив – община коренных малочисленных Севера и некоммерческая организация. Кроме того, появилась еще одна форма – союз общин. За 2012–2016 годы предоставлены субсидии на укрепление материально-технической базы кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера на сумму 51 млн 64 тыс. рублей.
 
Первый заместитель председателя Государственного комитета по делам Арктики Иван Павлов сообщил, что северным домашним оленеводством занимаются 88 объединений коренных народов Севера, промысловой охотой – 217, рыболовством – 170 родовых общин. Государственная поддержка родовых общин, ведущих традиционную деятельность, осуществляется по подпрограмме «Развитие традиционных отраслей Севера» государственной  программы  «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы». По словам докладчика, в 2014 году на поддержку традиционных отраслей Севера предоставлены субсидии на сумму 190,5 млн рублей 123 родовым общинам, на поддержку рыбохозяйственного комплекса предоставлены субсидии на 28,4 млн рублей 26 родовым общинам, занимающимся промышленным рыболовством. В 2015 году 104 родовым общинам предоставлена поддержка на сумму 258,7 млн рублей. За 2015 год финансирование традиционных отраслей Севера составило 322,4 млн рублей. За 2016 год 79 родовым общинам предоставлены субсидии на суму 218,5 млн рублей, на поддержку рыбохозяйственного комплекса – 15 родовым общинам 17,5 млн рублей.
 
9) «О ходе реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (состоялись 29 ноября 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники республиканских министерств и ведомств, территориальных органов федеральных органов власти, главы муниципальных улусов, председатели и депутаты улусных советов депутатов, представители общественных организаций и СМИ.
 
Выступая с основным докладом о ходе реализации Федерального закона № 119-ФЗ, первый заместитель министра имущественных и земельных отношений республики Виктор Афанасьев сообщил, что в рамках второго этапа реализации Федерального закона в уполномоченные органы поступило всего 7 168 заявок на земельные участки, из них гражданами отозвано 1 154 заявки, отрицательное решение принято по 2 233 заявкам, положительное решение – по 724 заявкам, заключен 31 договор. Больше всего заявок на предоставление гектаров – 3 548 – подано в Хангаласском улусе. Среди основных причин отказов Виктор Афанасьев назвал расположение на испрашиваемых гражданами участках объектов местного значения, защитных лесов и наличие прав третьих лиц. Кроме того, докладчик подробно рассказал о подготовительной работе, проведенной властями Якутии для реализации Федерального закона о безвозмездном предоставлении земельных участков.
 
По данным заместителя руководителя Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) Петра Тарабукина, по состоянию на 28 ноября в республике зарегистрирован 51 договор. Всего для постановки на кадастровый учет поступило 520 заявлений, из них принято положительное решение по 376 заявкам, приостановлено 46, отозвано гражданами 16 заявлений и в работе находится 82. Лидерами по постановке на кадастровый учет названы Амгинский, Мегино-Кангаласский, Нюрбинский, Хангаласский улусы и город Якутск.
 
10) «Об исполнении закона Республики Саха (Якутия) «О национальных видах спорта Республики Саха (Якутия)» (состоялись 15 декабря 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), члены Правительства Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные лица республиканских министерств, ведомств и учебных заведений, члены федераций по НВС, учителя физкультуры, тренеры по НВС из улусов, представители средств массовой информации и общественность республики.
 
С основным докладом на тему «О ходе реализации Закона РС(Я) «О национальных видах спорта Республики Саха (Якутия)» выступил министр спорта Якутии Георгий Балакшин. По данным министра, на территории республики ежегодно проводится около полутора тысяч соревнований по национальным видам спорта. В среднем проводится 120 республиканских и 1193 муниципальных соревнований, количество участников соревнований составляет 30 491 чел. Самым значимым и массовым мероприятием в республике является Спартакиада по национальным видам спорта «Игры Манчаары», которая проводится раз в 4 года. По количеству проведенных спортивных мероприятий и количеству участников лидерами являются  Верхоянский – 110 мероприятий (1500 участников), Намский – 65 мероприятий (9940 участников), Амгинский – 76 мероприятий (1406 участников).
 
Всего количество занимающихся национальными видами спорта по линии Республиканского центра по состоянию на 15 декабря 2016 г. в республике составляет 1198 человек, в том числе 536 детей и 662 взрослых. С ростом численности занимающихся национальными видами спорта наблюдается увеличение числа тренеров по национальным видам спорта. По состоянию на 2015 г., общая численность тренеров составила 543 человек, из них: штатных – 178, совместителей – 126, общественников – 239.
 
11) «О состоянии и мерах по улучшению государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Саха (Якутия)» (состоялись 16 декабря 2016 года).
Организатор: постоянный комитет по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций.
Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия, сотрудники полиции, руководители государственных музеев-заповедников, общественные организации.
 
Информацию о состоянии и мерах по улучшению государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Саха (Якутия) предоставила руководитель Департамента Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия Айталина Захарова. Докладчик сообщила, что по состоянию на 10 декабря 2016 года в Республике Саха (Якутия) расположены 1723 объекта культурного наследия, из них: 129 – объектов археологического федерального значения, 7 – объектов культурного наследия федерального значения (архитектуры, истории и культуры), 371 – объекты культурного наследия республиканского значения, 174 – объекты культурного наследия местного значения, 21 – выявленные объекты культурного наследия (архитектуры, истории и культуры), 1021 – выявленные объекты культурного наследия. Также руководитель департамента отметила, что ежегодно общее количество памятников увеличивается в среднем на 40-60 памятников в результате строительства новых монументальных памятников, открытия новых археологических памятников и выявления объектов, обладающих историко-культурной ценностью.
 
В настоящее время перед Департаментом Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия стоят приоритетные задачи: по дальнейшей регистрации ОКН в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации, по внесению сведений о границах их территорий в государственный кадастр недвижимости, по установлению информационных надписей и обозначений, по определению собственников памятников, а также по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия.
 
Одним из острейших вопросов, нерешение которого может привести к приостановке многих крупных мероприятий по освоению земельных участков, лесного массива на территории республики, в том числе тех, которые имеют стратегическое значение, является невозможность обеспечить по заявкам юридических и физических лиц проведение археологических обследований по определению наличия или отсутствия объектов археологического наследия на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ в полном объеме, ввиду недостаточного количества археологов, получающих открытые листы, а также организаций, осуществляющих археологические полевые работы.
 
 
Проведены следующие правительственные часы:
 
1) «Об организации оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями» (состоялся 31 марта 2016 года).
Онкологические заболевания сегодня считаются самой распространенной патологией после сердечно-сосудистых заболеваний. Так, по данным Минздрава республики в 2015 году зарегистрировано 30 случаев заболеваний у детей от 0–14 лет, от 15 до 18 лет – 7 случаев. К 1 января 2016 года 11385 человек состоят на диспансерном учете онкологических больных, выявлено 2528 новых случаев злокачественных новообразований, 1226 больных умерли от злокачественных новообразований. Тем не менее наша республика занимает последнее место по показателям заболеваемости злокачественными образованиями в Дальневосточном федеральном округе, самые высокие показатели в Чукотском АО, Сахалинской области и Хабаровском крае.
 
Министр здравоохранения Якутии Михаил Охлопков обратил внимание участников правительственного часа на 4 острые проблемы: нехватку врачей-онкологов в медицинских организациях, оказывающих первичную специализированую медицинскую помощь в районах республики и г. Якутске; позднюю верификацию опухолевого процесса; отсутствие стационарной диагностики онкологических больных и несоответствие помещений Якутского республиканского онкологического диспансера стандартам онкологической службы.
 
В республике специализированную медпомощь оказывают ГБУ РС(Я) «Якутский республиканский онкологический диспансер», в котором развернуто 120 коек, детское отделение РБ «Национальный центр медицины» – 25 коек, всего 145.
На базе грязелечебницы «Хоту» запланировано открыть 15 коек, куда будут госпитализироваться больные с районов с III–IV стадией онкологического процесса. Большие надежды возлагаются на строительство объекта «Якутский республиканский онкологический диспансер» на 210 коек в г. Якутске с радиологическим отделением и хозблоком.
 
Решение перечисленных проблем в конечном итоге приведет к снижению смертности, увеличению выживаемости и улучшению качества жизни онкологических больных в Республике Саха (Якутия).
 
С содокладом выступила заместитель директора по лечебной части Якутского республиканского онкодиспансера Татьяна Николаева. Всего за 2015 год закончили специальное противоопухолевое лечение 1067 пациентов. По Российской Федерации процент закончивших противоопухолевое лечение составляет 52,8%. В 2015 году не закончили и продолжают лечение в 2016 году 236 больных (в т.ч. 18 детей).
Приобретено 173 ед. медицинского оборудования. Проводится работа по обмену опытом с ведущими клиниками страны и зарубежья. Количество пациентов, выезжающих на лечение в федеральные клиники, в 2015 году составило 515 взрослых и 106 детей (для сравнения в 2013 году эти показатели составляли 316 и 40 человек соответственно).
ГБУ «ЯРОД» выполнил госзаказ по оказанию амбулаторно-клинической помощи на 95,1%, стационарно-замещающей помощи – 100,3%, стационарной помощи – 102.2%.
 
2) «О ходе исполнения Закона Республики Саха (Якутия) «О содействии развитию благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Республики Саха (Якутия)» (состоялся 13 апреля 2016 года).
С отчетом выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Якутии Алексей Колодезников. В своем докладе он рассказал о полномочиях органов государственной власти республики в сфере благоустройства, о реализации подпрограммы «Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)».
 
Так, в 2015 году средства на реализацию данной подпрограммы в сумме 178 млн 370 тыс. рублей получили 78 муниципальных образований. В этом году на субсидии из государственного бюджета Якутии местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных трехлетними планами благоустройства территорий населенных пунктов, выделено 450 млн рублей. По итогам конкурса по 4,5 млн рублей получили 100 муниципальных образований республики. Результаты конкурса объявлены 7 апреля текущего года.
 
В 2015 году население республики стало больше привлекаться к мероприятиям по благоустройству. По данным докладчика, в прошлом году в мероприятиях по санитарной очистке поселений приняли участие 95 тысяч якутян, что на 40% выше по сравнению с 2014 годом.
Также в соответствии со статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) «О содействии развитию благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов Республики Саха (Якутия)» утверждены Примерные правила благоустройства территорий населенных пунктов Якутии.
 
3) «О работе по подключению сельского жилищного фонда к централизованному отоплению, электроотоплению в рамках реализации подпрограммы «Подключение частных жилых домов к централизованным источникам теплоснабжения» государственной программы «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012–2019 годы» (состоялся 13 апреля 2016 года).
О ходе реализации подпрограммы «Подключение жилых домов к централизованным источникам теплоснабжения» доложил Алексей Колодезников, министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Подпрограмма нацелена на повышение уровня жизни сельского населения посредством увеличения охвата услугами централизованного теплоснабжения.
 
В рамках реализации подпрограммы за счет бюджетных и внебюджетных источников в период за 2013–2015 годы произведено подключение 4 439 частных домов, 2632 семьям оказана адресная материальная помощь на подключение к центральному отоплению на сумму 249 341,09 рубля.
 
В 2016 году за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) запланировано подключение 343 домов в Абыйском, Верхоянском, Жиганском, Кобяйском и Среднеколымском улусах.
 
4) «О реализации Концепции культурной политики в Республике Саха (Якутия) до 2030 года» (состоялся 14 апреля 2016 года).
Министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владимир Тихонов рассказал о Концепции культурной политики в Республике Саха (Якутия) до 2030 года, утвержденной распоряжением Главы Якутии 25 января 2016 года в целях обеспечения комплексного развития культуры в республике. Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов этим документом рекомендовал главам муниципальных районов республики разработать программы по реализации основных положений Концепции. Концепция предлагает семь основных направлений культурной политики: сохранение и развитие культурного наследия; создание условий для реализации культурно-духовного потенциала личности; поддержка профессиональной творческой деятельности; обеспечение доступа граждан к культурным ценностям, знаниям и информации; духовно-нравственное воспитание гармонично развитой личности; развитие науки и образования в сфере культуры и искусства; продвижение культуры Республики Саха (Якутия) в российское и мировое культурное пространство.
 
Оценка эффективности Концепции будет произведена по двум комплексным индикаторам: на основе сложения натуральных показателей исполнения государственных программ в сфере культуры, реализованных в период с 2016 по 2030 годы, и на основе индикаторов социальной эффективности, в том числе результатов мониторинга реализации Концепции, уровня удовлетворенности населения деятельностью учреждений и организаций культуры и искусств, уровня инвестиций в человеческий капитал.
 
Следует отметить, что Государственным Собранием (Ил Тумэн) 24 июня 2013 года был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О культуре». В Якутии также реализуется государственная программа Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012–2019 годы». К этим двум базовым документам добавилась утвержденная Концепция культурной политики в Республике Саха (Якутия) до 2030 года.
 
5) «О детском движении в Республике Саха (Якутия)» (состоялся 21 апреля 2016 года).
С докладом о детском движении в республике выступил министр по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) Афанасий Владимиров. Исполняя Послание Главы Республики Саха (Якутия) по развитию детского движения и поддержке детских социальных инициатив, Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) совместно с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями ведет работу в трех направлениях – это разработка нормативных правовых актов, укрепление материально-технической базы, подготовка кадров.
 
Для обеспечения правовой основы развития детского движения за 2013–2015 годы разработаны и внесены в установленном порядке нормативные правовые акты и распорядительные документы. Так, учрежден День детского движения в Республике Саха (Якутия), создан Совет по развитию детского движения при Главе Республики Саха (Якутия), предусматриваются субсидии из республиканского государственного бюджета на реализацию проектов (программ) детских общественных объединений в Якутии. В 2015 году утверждена Концепция развития детского движения, также согласован план мероприятий по реализации Концепции развития детского движения на 2015–2017 годы.
 
Некоммерческим объединением «Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)» в 2014, 2015 годах было выделено по 2 000 тыс. рублей для организации подписки лидерам и активистам детских общественных объединений на республиканские детские журналы «Чуораанчык», «Колокольчик», республиканские детские газеты «Кэскил», «Юность Севера». В рамках государственной программы «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014–2019 годы» предусмотрены ежегодные субсидии на поддержку деятельности детских и молодежных общественных объединений. В 2014 году выделено 9 980,5 тыс. руб., в 2015 году – 7 380 тыс. руб., на 2016–2017 гг. в государственной программе предусмотрено по 5 000 тыс. руб.
 
По вопросу методического сопровождения и подготовки кадров в рамках соглашения с ИРОиПК проводятся плановые краткосрочные курсы повышения квалификации для педагогов, координирующих деятельность детских общественных объединений Республики Саха (Якутия). В 2013–2015 годах республику посетили лекторы из Москвы, Казани и Костромы. За данный период курсы повышения квалификации прошли 363 человека. Советом (аппаратом управления) Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») Республики Саха (Якутия) совместно с исполнительными органами государственной власти республики систематически проводятся такие мероприятия, как образовательная программа «Школа подготовки вожатых», «Школа актива для детских общественных объединений», коммунарские сборы, инструктивные сборы для педагогических отрядов, ежегодная игра на местности «Тропа испытаний», движение «Саха КВН». Ежегодный охват подготавливаемых кадров составляет 429 человек, соответственно, за 2013–2015 годы охвачено 1287 молодых людей.
 
Для принятия комплексных мер по поддержке детских общественных объединений в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» министр предложил создать Межведомственный координационный центр при Министерстве по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) по развитию детского движения в Республике Саха (Якутия). Также разработать и внести в установленном порядке изменения в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Реализация семейной, демографической и молодежной политики Республики Саха (Якутия) на 2014–2019 годы» в части дополнения подпрограммой «Поддержка детских общественных объединений в Республике Саха (Якутия)». Кроме того, учредить ежегодную премию Главы Республики Саха (Якутия) руководителям детских общественных объединений.
 
6) «О ходе реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012–2019 годы» (состоялся 24 мая 2016 года).
С основным докладом выступил исполняющий обязанности министра архитектуры и строительного комплекса республикиПавел Аргунов.
По его словам, на сегодняшний день расселено 14018 граждан (44%) из 5275 жилых помещений (42%) общей площадью 217,31 тыс. кв. м (41%). Реализация первого этапа завершена в полном объеме. Второй этап программы предусматривает переселение 7238 человек, проживающих в 2868 жилых помещениях общей площадью 119, 93 тыс. кв. м. По состоянию на 15 мая 2016 года переселено 6420 граждан, расселено 88,24 тыс. кв. м. аварийного жилья (73,59% от планового показателя). Осталось переселить 818 граждан.
 
В республике задача переселения граждан решается поэтапно, исходя из возможностей республиканского бюджета и при помощи федерального центра. По состоянию на 15 мая текущего года из 75 объектов, предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2015 году, введено 66 объектов (88%). На 1 января 2016 года не были исполнены мероприятия программы в срок в 16 муниципальных образованиях, в которых не введено 28 жилых домов. В первом квартале 2016 года по этапу 2014 года введено 19 многоквартирных жилых домов в следующих муниципальных образованиях: п. Усть-Нера, г. Якутск, п. Серебряный Бор, п. Усть-Мая, г. Ленск, г. Нерюнгри, п. Сангар, п. Жатай, Мюрюнский наслег. За счет отставаний графиков производственных работ по строительству во втором квартале текущего года планируется ввод 10 многоквартирных жилых домов с 295 жилыми помещениями в п. Сангар, п. Жатай, п. Зырянка, п. Чернышевский, Вилюйском улусе, Верхневилюйском улусе и Нюрбинском районе. По муниципальному району «Олекминский улус (район)» незавершенными остаются 8 жилых помещений. На сегодняшний день готовится уведомление по внесению изменений, после чего этап 2014 года в данном муниципальном районе будет завершен.
 
Реализация третьего этапа программы предусматривает переселение 6807 граждан, проживающих в 2719 жилых помещениях. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ реализация мероприятий третьего этапа должна быть завершена до 31 декабря 2016 года. По состоянию на 15 мая 2016 года заключено 307 муниципальных контрактов на общую сумму 5 млрд 842 млн руб. Расселено 707 человек из 299 помещений.
 
Реализация четвертого этапа программы предусматривает переселение 8947 человек, проживающих в 3650 жилых помещениях. Потребность в финансировании составляет 11 млрд 303 млн рублей.
 
7) «О ходе реализации постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 19.04.2013 года ГС № 1621-IV «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О мерах по обеспечению права коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на образование территорий традиционного природопользования» (состоялся 10 июня 2016 года).
С докладом о ходе реализации постановления выступил вице-премьер Правительства республики Александр Соловьев. Он доложил, что за годы реализации Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» не создано ни одной ТТП федерального значения. Многие нормы этого Федерального закона не являются нормами прямого действия, для их практической реализации статьей 11 Закона предусмотрены разработка и утверждение федеральных, региональных и местных положений, регламентирующих правовой режим образования и использования ТТП. Но до сегодняшнего дня Правительством России такое положение не утверждено, что вызывает нормативно-правовой вакуум для практической реализации закона.
 
В итоге, по данным докладчика, в Якутии образовано 59 территорий традиционного природопользования, в том числе 8 ТТП образованы в границах муниципальных районов, одно ТТП в границах кочевой родовой общины «Олом» Мирнинского района. Из 59 территорий традиционного природопользования 20 поставлены  на кадастровый учет.
 
Далее Алексей Соловьев отчитался о работе Правительства республики по исполнению пунктов рекомендаций парламентских слушаний, состоявшихся 19 марта 2013 года. В частности, Правительству республики было рекомендовано внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложение о внесении в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации изменений в части определения местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации сельских поселений (наслегов) Якутии. Докладчик сообщил, что для реализации данной рекомендации Министерством по развитию институтов гражданского общества Якутии разработан проект постановления Правительства республики «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О перечне мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера», который находится сегодня на согласовании. В марте 2016 года Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН подготовлено научное обоснование с этноисторической справкой, аналитическими материалами по итогам Всероссийской переписи 2010 г. для внесения изменений в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
 
8) «О ходе строительства школ и детских садов на 2016-2019 годы» (состоялся 24 октября 2016 года).
Министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева в своем докладе сообщила, что за 2012–2015 годы в Якутии введено 102 объекта дошкольного образования на 8 тысяч мест: 13 объектов построены по Инвестиционной программе республики, 50 объектов по направлению «Общереспубликанское движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке», 35 объектов по проекту модернизации региональных систем дошкольного образования. Кроме того, за счет внебюджетных средств (Целевого фонда будущих поколений и АК «АЛРОСА» (ПАО) построено два объекта дошкольного образования.
 
Сейчас Министерство образования ставит новую задачу – обеспечить услугами дошкольного образования детей от 2 месяцев до 3-х лет. Потребность в организации услуг дошкольного образования составляет 13 720 мест. Для достижения показателей министерством разработан проект «дорожной карты», согласно которой необходимо обеспечить детей до 3-х лет дошкольным образованием в 2016 году – 51%, в 2017 году – 67%, в 2018 году – 84%, в 2019 году – 100% детей.
 
В 2016 году планируется построить 7 объектов ДОУ по Инвестиционной программе республики и 7 объектов по направлению «Общереспубликанское движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке».
 
В 2012–2015 годах построено 47 школ на 8 182 ученических места. В приоритетах ликвидация аварийных и ветхих школ и ликвидация до 2025 года двухсменного обучения. К 2021 году планируется перевести 1-4 и 10-11 (12) классы на обучение в одну смену, а также перевести обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа, на втором этапе – к 2025 году необходимо осуществить 100% перевод обучающихся из зданий школ с износом 50 % и выше в новые школы и перевести 5-9 классы на обучение в одну смену.
Всего для ликвидации второй смены в Якутии необходимо построить 231 школу, будет создано 57 353 новых мест в общеобразовательных организациях. Кроме того, отмечено, что республика отказалась от строительства крупных объектов образования от 1 000 мест, и в данное время рассматриваются проекты до 500 ученических мест.
 
9) «Развитие малой энергетики в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) 1380-З № 313-V от 27.10.2014 г. «О возобновляемых источниках энергии Республики Саха (Якутия)» (состоялся 27 октября 2016 года).
Министр ЖКХ и энергетики Якутии Гаврил Левин рассказал о развитии локальной энергетики в республике. Он отметил, что локальная энергетика Якутии объединяет 144 электростанций, 13 объектов возобновляемой энергетики.
 
С 2011 года в республике установлено 13 солнечных электростанций. В 2016 году готовы к вводу в эксплуатацию еще 3 объекта: в селе Верхняя Амга Алданского района, Дельгей и Иннях Олекминского района. В ближайшие два года планируется ввести в эксплуатацию еще 3 солнечные электростанции. Гаврил Левин рассказал, что за 9 месяцев 2016 года источниками возобновляемой энергетики в Якутии выработано 892 тысячи кВт*ч электроэнергии, что позволило сэкономить около 13,5 млн рублей.
 
Он также рассказал, что по поручению Президента России Владимира Путина Правительством Якутии совместно с Министерством энергетики РФ и РАО ЭС Востока разрабатывается долгосрочная программа оптимизации локальной энергетики. Как отметил министр энергетики республики, существует пять альтернативных сценариев Программы оптимизации локальной энергетики. При этом Министерство экономики РФ настаивает на реализации сценария «Умеренный резерв», когда установленная мощность новых объектов генерации определяется исходя из целесообразности установки однотипных агрегатов. Этот вариант требует минимальных капитальных вложений в сравнении с другими сценариями. Республика же, по словам Гаврила Левина, предпочитает сценарий, при котором учитываются эффективные проекты по сооружению электрических сетей, реконструкция генерирующих объектов, не подключаемых к энергосистемам. При этом варианте расход дизельного топлива сократится на 63%, а экономически обоснованный тариф на электроэнергию к 2015 году должен уменьшиться на 18,8%.
 
10) «О ходе реализации программы «Земский фельдшер» в Республике Саха (Якутия)» (состоялся 28 октября 2016 года).
С докладом о ходе реализации программы «Земский фельдшер» выступил первый заместитель министра здравоохранения республики Олег Припузов. В Якутии функционирует 208 фельдшерско-акушерских (ФАП) и фельдшерских пунктов (ФП), 31 из них расположены в арктических и северных районах республики.
 
Подготовка среднего медперсонала проводится в Якутском, Алданском и Нерюнгринском медицинских колледжах. В 2015 году колледжи выпустили 338 выпускников, в 2016 году – 364. Из них направлено в улусы в прошлом году 136 выпускников, в этом году – 185 человек. Трудоустроено в 2015 году 234, в этом году – 280. Процент трудоустройства среднего медперсонала составляет 69%. Количество среднего медицинского персонала в Якутии составляет 10 816 человек по данным 2015 года. В целом по республике отмечается снижение на 21 единицу среднего медицинского персонала в ФАП и ФП за 2015 по сравнению с 2013 годом, также на 6,3% снизился показатель укомплектованности. Причину снижения укомплектованности кадрами Олег Припузов видит в отсутствии жилья для медицинского персонала.
 
Большой положительной эффект в обеспечении средним медперсоналом в северных и арктических улусах дает реализация программы «Земский фельдшер». По программе предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 700 тысяч рублей фельдшерам и акушерам в возрасте до 35 лет, прибывшим на работу в фельдшерско-акушерский пункт либо фельдшерский пункт северного и арктического улуса. По информации Олега Припузова, в 2015 году такую выплату получили 9 специалистов в объеме 6 млн 300 тыс.рублей, выехавшие на работу в Булунский, Верхоянский, Момский и Усть-Янский улусы. В 2016 году заявления подали 7 специалистов со средним медицинским образованием.
 
Первый заместитель министра здравоохранения республики отметил, что вакансии есть и в других районах республики и предложил рассмотреть возможность распространения программы «Земский фельдшер» на все улусы республики. Также Минздрав Якутии рекомендует органам местного самоуправления в целях закрепления и прекращения оттока специалистов   рассмотреть вопрос выделения муниципальных средств на софинансирование кадровых программ и предоставления мер социальной поддержки медработникам. Кроме того, важнейшим вопросом, требующего участия муниципальных образований, является необходимость обеспечения прибывших кадров жильем.
 
11) «О ходе исполнения плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) по реализации II этапа (2012–2016 годы) Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года» (состоялся 11 ноября 2016 года).
Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года утверждена постановлением Правительства республики в декабре 2007 года. План действий по реализации Концепции утвержден распоряжением Правительства Якутии от 26 мая 2012 г. № 492-р.
 
Выступая с отчетом, министр по развитию институтов гражданского общества республики Сардана Гурьева отметила, что предметом Концепции стали несовершенство федерального законодательства в данной сфере, уровень заработной платы оленеводов, безработица в традиционных отраслях Арктической зоны, сокращение числа детских дошкольных учреждений, высокая заболеваемость в районах Арктики, высокий удельный вес ветхого аварийного жилья в Арктике, вопросы проведения этнологической экспертизы, механизмы проведения этнологического мониторинга в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, демографическое воспроизводство численности коренных народов Севера.
 
План имеет семь направлений: совершенствование нормативной правовой базы, сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), модернизация и повышение эффективности транспортного и телекоммуникационного обеспечения, развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), повышение уровня жизни и занятости населения, обеспечение доступа населения к качественному образованию и создание условий для улучшения здоровья и демографических показателей. Данные семь направлений включают 53 мероприятия.
Сардана Гурьева сообщила, что в рамках поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ республике выделялись средства из федерального бюджета на строительство общежития для медицинских и фармацевтических работников  в 150 квартале города Якутска. Ввод общежития планируется в конце 2016 года.
 
12) «О ходе реализации рекомендаций парламентских слушаний на тему «О состоянии лесоохранной деятельности в Республике Саха (Якутия). Проблемы и пути их решения» (состоялся 17 ноября 2016 года).
С отчетом о ходе реализации рекомендаций парламентских слушаний «О состоянии лесоохранной деятельности в Республики Саха (Якутия). Проблемы и пути их решения», проведенных в Ил Тумэне в ноябре 2014 года, выступил заместитель руководителя Департамента по лесным отношениям Якутии Джулустан Хон. По его словам, Якутия находится на последнем месте по уровню бюджетного финансирования за счет средств федерального бюджета. Сегодня на 1 га защитных и эксплуатационных лесов республики из федерального бюджета выделяется 3 рубля 10 коп., при этом необходимо защитить 254 млн га земель, в итоге объем финансирования на Якутию составляет в среднем 411 млн рублей. Для сравнения, Хабаровскому краю направляется 559 млн рублей (12 рублей 80 коп. на 1 га земель), при этом площадь лесов составляет всего 73 млн га; Красноярскому краю – 882 млн рублей (7 руб. 70 коп. на 1 га), площадь земель составляет 158 млн га. Таким образом, больше финансирования получает густонаселенный регион.
 
В связи с недостаточным финансовым обеспечением в Якутии есть проблемы малочисленности лесной охраны, недостаточности сил пожарно-химических станций и парашютно-десантной пожарной службы, недоукомплектованности специализированных лесопожарных учреждений техникой и средствами пожаротушения до норматива. В настоящее время в структуре Якутской базы авиационной охраны лесов всего 165 человек и 21 летчик-наблюдатель. Между тем, по словам Джулустана Хона, при малой горимости требуется 510 лесных пожарных, при средней горимости – 942 пожарных при условии охраняемой авиационной зоны на площади 30,4 млн гектаров. Технический износ автотранспортной техники авиабазы превышает 85%.
 
Cилами наземных и авиационных лесопожарных формирований с начала пожароопасного сезона 2016 года на территории Якутии было потушено 157 зарегистрированных лесных пожаров. Площадь, пройденная пожарами, составила более 17 665 га. Фактические затраты на тушение лесных пожаров составили 113,3 млн рублей. Кредиторская задолженность на сегодняшний день числится в размере 32,8 млн рублей. Задолженность по тушению лесных пожаров прошлых лет в течение 2016 года была погашена в полном объеме.
Основной причиной возникновения лесных пожаров на территории республики названы сухие грозовые разряды и неосторожное обращение с огнем, в том числе проведение сельхозпалов, неосторожность при курении, разведение костра, воспламенение травы от выхлопной трубы трактора, детская шалость, утилизация трупа животного путем сжигания, сжигание мусора, поджог и другие.
 
13) «О государственной поддержке некоммерческих общественных организаций в Республике Саха (Якутия)» (состоялся 18 ноября 2016 года).
С основным докладом о государственной поддержке некоммерческих общественных организаций в республике выступила министр по развитию институтов гражданского общества республики Сардана Гурьева. Докладчик напомнила, что Глава Якутии Егор Борисов в Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) в 2015 году отметил, что по итогам первого полугодия текущего года республика возглавила рейтинг Общественной палаты России по развитию некоммерческого сектора на Дальнем Востоке.
 
По данным министра, количество некоммерческих организаций достигло 2 110, а в 2010 году их численность составляла 1 243 НКО. Количество социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) составляет 1 415. Если смотреть на 100 000 населения, то количество НКО в Якутии превышает общероссийский. Объем государственной поддержки НКО в 2016 году составляет 719 млн 870 тыс. рублей. В текущем году государственную поддержку за счет средств госбюджета республики получили 238 социально-ориентированных НКО.
Ключевым документом в активизации работы некоммерческого сектора министр назвала Указ Президента Якутии от 13 августа 2013 года «О повышении роли некоммерческих организаций в реализации государственной и социальной политики», в котором были определены основные направления и механизмы государственной поддержки социально-ориентированных НКО на 2014–2019 годы. В республике принят закон «Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)», согласно которому общественность наделена правом осуществления контроля за работой государственных органов и структур, участия в экспертизе и обсуждении нормативных актов. Реализуется республиканский закон «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Саха (Якутия)». В рамках государственной программы «Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014–2019 годы» реализуется подпрограмма «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» с объемом финансирования в 2016 году 37 млн рублей. Кроме того, Сардана Гурьева отметила, что из государственного бюджета республики выделяются субсидии местным бюджетам на поддержку социально-ориентированных НКО.
 
14) «О плане мероприятий финансового оздоровления и структурных преобразований государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (состоялся 28 декабря 2016 года).
С основным докладом выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики Гаврил Левин. Он сообщил, что ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» образовано Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова от 10 января 2003 года № 694 путем присоединения предприятий ЖКХ, действовавших во всех районах республики, в целях консолидации ресурсов для обеспечения стабильного функционирования объектов жизнеобеспечения в условиях Крайнего Севера.
 
В настоящее время ГУП «ЖКХ» продолжает оставаться крупнейшим предприятием в коммунальной сфере республики и осуществляет свою деятельность по теплоснабжению и водоснабжению на 74% территории республики в 337 населенных пунктах силами 28 производственных филиалов, сформированных по улусному принципу, из которых 12 филиалов территориально расположены в северной и арктической зоне. Предприятие обслуживает почти 20% населения республики, пользующегося централизованными коммунальными услугами преимущественно в сельской местности. В эксплуатации ГУП «ЖКХ» находятся 782 котельные, 20 скважин, 53 водозабора, 8 канализационно-очистных станций, 8 водоочистных станций, 1598 км тепловых сетей, 380 км водопроводных сетей и 77 км канализационных сетей. Численность работников предприятия составляет 9,4 тысяч человек.
 
Основными факторами ухудшения финансового состояния ГУП «ЖКХ» являются увеличение доли краткосрочных кредитов, в том числе для обеспечения финансирования завоза топлива в объемах, превышающих годовой объем потребления, а также реализация инвестиционной программы предприятия без обеспечения источниками покрытия. В результате ГУП «ЖКХ» испытывает острый недостаток финансовых средств. При этом все возможные решения Правительства в пределах своих полномочий приняты: передвижки субсидий на межтарифную разницу по населению, авансирование учреждений местных бюджетов со сдвигом с 4 квартала на 3 квартал текущего года, а также реструктуризация бюджетных кредитов, привлеченных на завоз топлива. Тем не менее, ожидаемая кредиторская задолженность на конец 2016 года сложится в размере 7,9 млрд руб. В общей сумме кредиторской задолженности высока доля просроченных долгов, из которых 3,8 млрд руб. накоплены по расчетам за топливо и его перевозку в навигацию 2016 года, а также за прошлый сезон по автоперевозкам.
 
По словам Гаврила Прокопьевича, дальнейшее ухудшение финансового положения крупнейшего поставщика в государственной собственности недопустимо. Это чревато дестабилизацией не только в самой отрасли, но и в экономике республики в целом. В первую очередь надо обратить внимание на обеспечение завоза топлива в полном объеме и в установленные сроки. При наличии просроченной кредиторской задолженности перед перевозчиками и поставщиками топлива за прошедшие сезоны гарантировать опережающий завоз топливных ресурсов в навигацию 2017 года невозможно. Между тем дополнительные средства требуются не позднее марта месяца.
Первый заместитель Председателя Правительства республики Алексей Колодезников отметил, что межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Правительства, рассматриваются различные варианты структурных преобразований предприятия. На текущий момент определено, что на территории арктических и северных районов целесообразно сохранить централизованное управление жилищно-коммунальным хозяйством. В настоящее время для центральной зоны рассматриваются различные варианты преобразований от акционирования до концессии. Как было озвучено во время совещания, окончательное решение по структурным преобразованиям ГУП «ЖКХ РС(Я)» будет сформировано в первой половине 2017 года.
 
15) «О ходе исполнения Закона Республики Саха (Якутия) «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» (состоялся 28 декабря 2016 года).
С отчетом об исполнении Закона Республики Саха (Якутия) «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» выступил министр финансов Якутии Валерий Жондоров. Он подчеркнул, что все бюджеты местного уровня должны быть одинаково обеспечены финансовыми средствами. В этой связи в зависимости от типа муниципального образования устанавливаются единые нормативы отчисления от федеральных и республиканских налогов и сборов и применяется единая методика выравнивания бюджетной обеспеченности, которая направлена на обеспечение равных условий при распределении финансовой помощи, на нивелирование различий уровня бюджетной обеспеченности территорий при их различиях в налоговом потенциале.
 
В 2017 году самый высокий уровень стоимости бюджетных услуг оказался в Эвено-Бытантайском улусе (1,975), наименьшая стоимость – в Нерюнгринском районе (0,572). Наиболее ближе к среднему показателю находятся Намский, Амгинский, Вилюйский, Горный и Усть-Алданский улусы и ГО «Жатай». Выравнивание этого разброса к среднему показателю по муниципальным районам и городским округам должно обеспечиваться достижением уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования не ниже уровня, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности. Это значение составляет 0,9% от уровня расчетной бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов и городских округов после выравнивания. До выравнивания уровня бюджетной обеспеченности в большинстве районов данный уровень составлял ниже 0,2%, тогда как после выравнивания он доведен до 0,9%. При этом в 2017 году у Мирнинского района уровень бюджетной обеспеченности составляет 1,2%, у Ленского района – 1,1%, у ГО «город Якутск» – 1,2%, в связи с чем они не являются получателями дотаций. Таким образом, действующая методика выравнивания бюджетной обеспеченности на сегодня является наиболее оптимальной моделью и максимально учитывает особенности развития территорий, новации бюджетного процесса, при этом остается стабильной, прозрачной и предсказуемой.
 
Тем не менее, Валерий Жондоров отметил, что работа по совершенствованию межбюджетных отношений ведется, в действующий закон «О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» внесено восемь изменений.
 
 
Проведены следующие круглые столы:
1) «О законодательных предложениях по поддержке развития производства и проката кино в Республике Саха (Якутия)», состоялся 28 января 2016 года;
2) «VII Республиканский форум девушек-лидеров, посвященный XIV съезду женщин Якутии и 80-летию I Республиканского съезда женской молодежи», состоялся 12 февраля 2016 года;
3) «О детско-юношеском спорте в Республике Саха (Якутия)»,состоялся 24 февраля 2016 года;
4) «Проблемы и перспективы ипотечного жилищного кредитования в Республике Саха (Якутия)», состоялся 2 марта 2016 года;
5)  «Пути развития Суктула юкагирского народа: проблемы и перспективы»,состоялся 19 марта 2016 года;
6) «Обновление форм и технологий дополнительного образования в Республике Саха (Якутия)»,состоялся 29 марта 2016 года;
7) «О внедрении «модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки» в Республике Саха (Якутия)», состоялся 1 апреля 2016 года;
8) «О тарифной и ценовой политике в Республике Саха (Якутия)», состоялся 5 апреля 2016 года;
9) «Основоположник якутской музыкальной культуры М.Н. Жирков: общественно-политическая деятельность, творческое и научное наследие», состоялся 8 апреля 2016 года;
10) «О проекте конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)», состоялся 14 апреля 2016 года;
11) «О совершенствовании системы социального питания населения Республики Саха (Якутия)», состоялся 28 апреля 2016 года;
12) «Совершенствование законодательной базы патриотического воспитания граждан Республики Саха (Якутия)»,состоялся 5 мая 2016 года;
13) «Привлечение и закрепление молодежи на селе»,состоялся 19 мая 2016 года;
14) «Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов»,состоялся 23 мая 2016 года;
15) «Государство, бизнес и некоммерческие организации на рынке социальных услуг. Вопросы реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)»,состоялся 14 июня 2016 года.
16) «О проекте закона Республики Саха (Якутия) «О детском движении в Республике Саха (Якутия)», состоялся 6 октября 2016 года;
17) «Об организации летнего труда и отдыха детей в Республике Саха (Якутия)», состоялся 13 октября 2016 года;
18) «О роли популяризации научных знаний в интеллектуальном развитии общества и воспитании молодежи», состоялся 21 октября 2016 года;
19) «Меры государственной поддержки молодой семьи в Республике Саха (Якутия)», состоялся 27 октября 2016 года;
20) «О создании механизма доступности благоустроенного жилья для населения, проживающего в северных и арктических районах», состоялся 10 ноября 2016 года;
21) «Об оценке эффективности налоговых льгот, предоставляемых в Республике Саха (Якутия)» и «О введении нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц с кадастровой стоимости», состоялся 14 ноября 2016 года;
22) «О профилактической работе по снижению дорожно-транспортных происшествий по вине нетрезвых водителей», состоялся 17 ноября 2016 года;
23) «Применение энергоэффективных технологий и оборудований при проектировании и строительстве объектов», состоялся 29 ноября 2016 года;
24) «Развитие непрерывного аграрного образования как основы кадровой политики в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия)», состоялся 30 ноября 2016 года;
25) «Законодательная инициатива профсоюзов в интересах трудящихся», состоялся 2 декабря 2016 года;
26) «Об инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения», состоялся 16 декабря 2016 года в с. Кюпцы Усть-Майского улуса.
 
Дата последнего изменения: 23 января 2017, 11:33
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице