2 августа 2022 года, 16:56 (UTC+9:00) t в Якутске: 16 (21:00)

Петр Гоголев: Инструменты надо оттачивать

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) позиционируются как один из основных инструментов обеспечения развития Дальнего Востока. Однако нормативные документы, которых было достаточно на этапе становления этих институтов, сегодня нуждаются в совершенствовании и дополнениях.

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N473 в ДФО действуют 20 ТОР. То обстоятельство, что они создаются отдельным постановлением правительства России с индивидуальным набором преференций, требований, разрешенных видов деятельности, делает их более гибким инструментом по сравнению с теми же особыми экономическими зонами, позволяющими учитывать условия конкретного региона. Предполагается, что деятельность ТОР приведет к мультипликативному эффекту и окажет влияние на комплексное социально-экономическое развитие дальневосточных регионов. По оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, на начало 2019 года число новых рабочих мест в рамках ТОР и СПВ составляло 2,5 процента численности занятых в ДФО. Накопленные инвестиции в основной капитал за 2015-2018 годы в рамках ТОР и СПВ достигли 5,5 процента общего объема инвестиций по федеральному округу. В Якутии созданы и действуют две ТОР: "Южная Якутия" и "Кангалассы".

 

Объем инвестиций, осуществленных их резидентами за 2018 год, составил 10,9 миллиарда рублей, причем на долю "Южной Якутии" приходится 10,6 миллиарда.

 

Общее число резидентов ТОР на начало 2019 года достигло 29 ("Кангалассы" - 17, "Южная Якутия" - 12). Численность работников составляет 2810 человек.

 

Резидентами якутских ТОР за 2018 год добыто свыше десяти миллионов тонн угля, произведено более 60 тысяч квадратных метров сэндвич-панелей, 810 тонн лакокрасочной продукции, 196 твердотопливных котлов длительного горения, 1,3 миллиона преформ и тары ПЭТ, 100 тысяч метров полиэтиленовых труб, собрано 16,5 тонны помидоров и 28,2 тонны огурцов.

 

И вот вопрос: много это или мало? С чем сравнивать? И по каким критериям?

 

В свое время, когда активно обсуждались механизмы опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока, Якутия предлагала проект соответствующего комплексного закона для ДФО. Но в силу различных обстоятельств, в том числе экономических условий и возможностей государства, был принят набор таких точечных инструментов, как ТОР, СПВ, "дальневосточный гектар" и другие. На мой взгляд, сегодня назрела необходимость в совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности ТОР. Здесь можно выделить несколько направлений.

 

Первое. Постановлением правительства РФ от 23.09.2019 N1240 утверждена "Методика оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности ТОР", о необходимости принятия которой Якутия заявляла на различных площадках. При этом считаю важным подчеркнуть, что в принятую методику не включены критерии и показатели, предусматривающие оценку влияния ТОР на комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. При оценке эффективности деятельности ТОР нельзя ограничиваться только оценкой "внутренней динамики", то есть улучшения экономических показателей резидентов и коммерческой окупаемости проектов, а надо оценивать бюджетные и социальные эффекты для региона. ТОР должны быть не просто набором успешных разрозненных производств, стоит задача формирования производственных кластеров, технологически и экономически интегрированных не только друг с другом, но и с нерезидентами (внешними производствами).

 

Наличие в методике критериев, позволяющих это анализировать, даст возможность оценивать мультипликативные эффекты и влияние ТОР на экономику всего региона. Только тогда мы сможем утверждать, что они как точки роста потянут за собой остальные территории.

 

Второе. Расположение ТОР в отдалении от объектов инфраструктуры не всегда является оптимальным, а принципы их размещения законодательно не закреплены. В некоторых случаях площадки расположены в пригородах крупных населенных пунктов, где отсутствуют жизненно важные для производства коммуникации необходимой мощности. Как правило, требуется серьезно модернизировать инфраструктурные сети, что откладывает открытие ТОР для резидентов и существенно увеличивает бюджетную нагрузку для государства.

 

Третье. Упрощенный порядок привлечения в ТОР иностранной рабочей силы приводит к отсутствию контроля за миграционными процессами и возможности влиять на них. Не зафиксирован срок пребывания иностранного работника на территории Российской Федерации, а также запрет на осуществление им любой другой деятельности на площадке ТОР за исключением той, которая предусмотрена трудовым договором с резидентом. Это вкупе с отсутствием механизмов поддержки привлечения резидентами местных жителей и организации подготовки кадров необходимой квалификации не позволяет эффективно решать проблему закрепления населения на Дальнем Востоке. В условиях продолжающегося миграционного оттока из регионов ДФО территории опережающего развития не должны способствовать замещению местных кадров иностранной рабочей силой. В связи с этим считаю необходимым ускорить принятие конкретных норм, закрепляющих критерии размещения ТОР, регулирующих привлечение рабочей силы. Надо внести корректировки в методику оценки эффективности ТОР, регламентировать контроль за исполнением их планов в связке со стратегиями развития регионов. Полагаю, эти нормы нужно предусмотреть в Федеральном законе от 29.12.2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", а также в подзаконных нормативных правовых актах.

 

Петр Гоголев, председатель Государственного Собрания ( Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

 

Источник: Российская газета

Опубликовано: 6 декабря, 2019 - 10:13
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице