Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Совершенствование законодательства о развитии Арктической зоны и снятие инфраструктурных ограничений Республики Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 апреля 2024 года, 15:11 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Совершенствование законодательства о развитии Арктической зоны и снятие инфраструктурных ограничений Республики Саха (Якутия)

Выступление
первого заместителя Председателя
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) А.А. Добрянцева
на заседании Комитета Совета Федерации
по региональной политике,
местному самоуправлению и делам Севера
 
14 декабря 2017 года
 
 
Добрый день, уважаемый Олег Владимирович!
Добрый день, уважаемые сенаторы, приглашенные!
 
Якутия является крупнейшим Арктическим регионом России, где проживает значительная часть представителей коренных малочисленных народов Севера, поэтому вопросы, касающиеся развития арктических территорий, являются особенно актуальными для республики.
 
Учитывая то, что у нас ограниченный регламент, я остановлюсь на самых острых вопросах, касающихся развития территории республики.
 
Первое. Необходимо законодательное закрепление понятия «Арктическая зона Российской Федерации». В проектах федеральных законов, которые имеются на сегодняшний день, окончательно не определены критерии отнесения территорий к Арктической зоне.
 
При этом состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ утвержден Президентом РФ № 296, согласно которому к ним отнесены 5 прибрежных муниципальных районов республики.
 
На выездном заседании Президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктиде при Совете Федерации  Федерального Собрания, с участием  Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Валентины Ивановны Матвиенко, которое прошло в городе Якутске 26 июня 2015 года обсуждался и нашел поддержку вопрос о дополнительном включении в состав Арктической зоны РФ восьми районов республики: Абыйского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Оленекского Среднеколымского и Эвено-Бытантайского улусов (районов). Республики Саха (Якутия). Положительные заключения получены от Минобороны России, МПР России, Минтранса России, Минвостокразвития России, ФГКУ «Администрация Северного морского пути», Росгидромета, ведущих научных институтов РФ.
 
Инициатива не поддержана Минэкономразвития России, которое  исходит из того, что одним из ключевых факторов при определении состава Арктической зоны РФ является принадлежность территории к трассам Северного морского пути или нахождение на их территории портовой или обеспечивающей инфраструктуры.
 
Вместе с тем, в соответствие со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года ключевыми факторами, оказывающими влияние на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, являются экстремальные природно-климатические условия, включая низкие температуры воздуха, сильные ветры и наличие ледяного покрова на акватории арктических морей, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения, удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок из других регионов России топлива, продовольствия и товаров первой необходимости, низкая устойчивость экологических систем.
 
Восемь районов республики имеют не только схожесть природно-климатических условий с уже включенными пятью районами, но и отвечают имеющимся географическим и социально-экономическим критериям.
 
Необходимо внести соответствующие изменения в Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года № 296.
 
Второе. На сегодняшний день имеются проект федерального закона, разработанный Минэкономразвития России «О развитии Арктической зоны РФ», который предусматривает создание опорных зон, которые будут являться комплексным проектом планирования и обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, направленным на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающий синхронное взаимоувязанное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития и механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства и в основном направлен на добычу полезных ископаемых - углеводородов в арктическом шельфе.
 
При этом проект не учитывает интересов коренных малочисленных народов Севера, проживающих на этой территории. В нем не прописаны социально значимые мероприятия по улучшению жизни людей, живущих в Арктике, нет упоминания о поддержке традиционных отраслей КМНС.
 
Считаем крайне важным вернуться к рассмотрению первоначального проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», который рассматривался на выездном заседании президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктиде при Совете Федерации Федерального Собрания в городе Якутске 26 июня 2015 года.
 
Третье. В настоящее время назрела необходимость в выработке подходов к установлению районных коэффициентов, учитывающие современные особенности развития арктических и северных территорий Российской Федерации.
 
Для установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, в соответствии со статьей 316 и части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ, постановлением Правительства Российской Федерации применяются районные коэффициенты, разработанные в период интенсивного освоения Севера в советское время (постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 04.09.1964 г. № 378/П-18, от 04.09.1964 г. № 379/П-18,от 04.09.1964 г. № 380/П-18, от 23.09.1969 г. № 379/23, от 12.04.1967 г. № 188/11, 30.06.1970 г. №210/18, от 20.12.1971 г. №507/34).
 
В связи с этим, считаем необходимым разработать и принять проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в части учета совокупности природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье и жизнь человека в соответствующих районах и местностях при установлении размера районного коэффициента.
 
Четвертое. Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многих веков осваивали арктические территории, адаптировались к экстремальным природным условиям, развивали свою самобытную культуру.
 
В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий традиционного проживания КМНС. Разрушается растительный покров тундры, сокращаются площади выпаса оленей, численность диких северных оленей, пушного и морского зверя, уменьшаются запасы рыбы. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов.
 
Происходит ухудшение состояния здоровья КМНС.  При этом в местах их традиционного проживания возникает острая необходимость в обеспечении качественным медицинским обслуживанием. Наблюдается снижение уровня доступности профессионального образования. Нуждается в дополнительной проработке вопрос о расширении возможностей для получения КМНС высшего образования.
В современных условиях перед коренными малочисленными народами стоит вопрос об их физическом выживании и о дальнейшем существовании как неповторимых этносов. Нужно существенно менять подходы к государственной поддержке КМНС. И это отмечают все субъекты РФ, на территории которых проживают КМНС, а это практически весь Север России. В связи с этим совершенствование законодательной базы Российской Федерации по предоставлению гарантий и защите прав и интересов КМНС ‒ актуальная и востребованная задача.
 
Ранее действовали федеральные целевые программы "Экономическое и социальное развитие КМНС до 2000 года" и "Экономическое и социальное развитие КМНС до 2011 года".
 
Поэтому необходима разработка федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера до 2025 года».
 
Пятое. Оленеводство - единственная отрасль сельского хозяйства, в которой занято все коренное малочисленное население Севера и является образом жизни семей оленеводов. Это традиционная, этносохраняющая отрасль КМНС.
 
Нерешенным вопросом для отрасли является закрепление оленьих пастбищ за оленеводческими хозяйствами. Необходимо устранить противоречие федерального законодательства в части предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера для занятия северным домашним оленеводством.
 
В декабре 2016 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Государственную Думу РФ был направлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами», который позволит закрепить за КМНС право на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах их  традиционного проживания, создаст условия для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов.
 
Шестое. Установление правовых и экономических основ ведения кочевого образа жизни КМНС на их исконной этнической территории является одним из необходимых условий реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В этой связи Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) разработан проект федерального закона «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни».
 
Основанием для разработки законопроекта являются: необходимость в правовой защите (преференции), особом правовом регулировании деятельности именно тех лиц, которые заняты в производстве, связанном с кочевым образом жизни. С этой целью в законопроекте определено кто непосредственно относится к лицам, ведущим кочевой образ жизни, дано определение кочевого образа жизни. Также содержатся конкретные меры государственной поддержки лиц, ведущих кочевой образ жизни в различных сферах. Реализация указанных мер будет способствовать реальному росту уровня жизни лиц, ведущих кочевой образ жизни.
 
Седьмое. Поскольку меры государственной поддержки оказываются только в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, назрела необходимость актуализировать места традиционного природопользования.
 
Сегодня есть территории традиционного природопользования, созданные не только на местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, определенных распоряжением Правительства РФ № 631-р. Таким образом, чтобы решения органов местного самоуправления были легитимными необходимо расширить перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМСН путем внесения изменений в указанное распоряжение Правительства РФ.
 
Восьмое. Невозможность документального подтверждения принадлежности граждан к КМНС создает массу проблем в доступе к закрепленным законами льготам, приоритетам и правам в использовании природных ресурсов, получении оружия, образовании общин КМНС, закреплении охотугодий и оленьих пастбищ, замены военной на альтернативную гражданскую службу и обеспечении бесплатными лекарственными препаратами.
 
Следует отметить, что по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля 2017 года Президент РФ В.В. Путин дал поручение Правительству РФ до 1 марта 2018 года обеспечить доработку проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к коренным малочисленным народам Российской Федерации.
 
Введение положения о реестре КМНС не решает вопросы о порядке отнесения граждан к коренным малочисленным народам, об организации системы государственного мониторинга состояния КМСН.
 
Именно в этой связи необходимо принятие соответствующего решения, дающего право указания своей национальной принадлежности лицам из числа КМНС. Это позволит им получить беспрепятственный доступ к реализации прав, закрепленных в законодательстве, а также к возможности получения адресной государственной поддержки.
 
Уважаемые коллеги! Принимая во внимание выше сказанное, прошу вас поддержать предложения Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в целях повышения уровня социально-экономического развития республики и реализации государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера.
 
Спасибо за внимание! 
Опубликовано: 15 декабря, 2017 - 02:03
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице