Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Спасти и сохранить. Народный депутат республики Виктор Федоров о региональной Стратегии-2030 | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 14:13 (UTC+9:00) t в Якутске: -3 (09:00)

Спасти и сохранить. Народный депутат республики Виктор Федоров о региональной Стратегии-2030

«Кораблю, который не знает, куда плыть,
ни один ветер не будет попутным».
Сенека,   римский философ-стоик,
поэт и государственный деятель
 
Как уже ранее сообщалось, 30 января Егор БОРИСОВ провёл рабочее совещание по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением основных направлений до 2050 года.
 
 
Проект Стратегии-2030 вынесут на суд общественности
 
Напомним, что необходимость актуализации документов долгосрочного планирования была обозначена в ходе выступления главы республики с ежегодным Посланием Государственному Собранию (Ил Тумэн) в ноябре прошлого года. В настоящее время создана межведомственная рабочая группа по формированию стратегического документа. Для рассмотрения деталей проекта группа соберется у главы республики уже в середине февраля.
 
В своё время спикером якутского парламента Александром ЖИРКОВЫМ в адрес руководства республики было направлено письмо, согласно которому председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор ФЁДОРОВ должен быть включен в состав межведомственной рабочей группы.
 
По словам Виктора Николаевича, уже свёрстан план мероприятий, идёт определение состава экспертных групп. Продолжается обобщение основных положений отраслевых стратегий развития, изучаются ведущие региональные практики, создаётся методика составления документов стратегического планирования совместно с министерством экономического развития РФ. Проект Стратегии-2030 должен быть представлен на суд общественности к концу сентября 2016 года.
 
Для разработки специфических разделов планируется привлекать видных российских экспертов, основным содержанием займутся непосредственные исполнители при участии местного научного сообщества и гражданских активистов. При этом упор будет сделан на изучение региональных особенностей тех или иных отраслей. Уже известно, что помимо приоритетных направлений, новых флагманских проектов, мер по развитию человеческого капитала, в структуре стратегии найдут свое место разделы, посвященные созданию безопасного и комфортного пространства.
 
«Именно с целью своевременного законодательного обеспечения этого программного документа в октябре 2015 года Ил Тумэн принял в первом чтении проект закона «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)». Думаю, что с учётом всех замечаний и пожеланий мы на одной из ближайших весенних сессий примем данный закон сразу во втором и третьем чтениях», – говорит Виктор Фёдоров.
 
«Благодаря реализации Схемы-2020, в республику уже привлечено более 1,5 трлн. рублей инвестиций»
 
– Виктор Николаевич, ситуация в мире меняется с каждым днём. Нужно ли в такой ситуации долгосрочное планирование, тем более до середины столетия?
 
– Именно в таких постоянно меняющихся обстоятельствах долгосрочное планирование нужно как никогда. Республика и страна в целом должны иметь базовые ориентиры, чтобы не шарахаться из стороны в сторону при каждом колебании мирового рынка. А стратегия позволяет не только видеть цели нашего развития, но и расставляет своеобразные отсечки, по которым мы должны будем сверять ход выполнения намеченных планов и своего развития в целом.
 
К этому необходимо добавить, что у нашей республики уже имеется положительный опыт разработки долгосрочных документов, которые успешно выполняются. Как уже было ранее озвучено, Якутия стала первым субъектом России, где разработана долгосрочная стратегия развития – «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года». По мнению экспертного сообщества, это один из немногих документов территориального планирования в стране, который дал высокое качество реализации.
 
Благодаря Схеме-2020 в республику уже привлечено более 1,5 трлн рублей инвестиций, создана новая нефтедобывающая промышленность, новый импульс получили алмазодобыча и угледобыча, активно формируется базовая энергетическая и транспортная инфраструктура. Реальные перспективы обрели проекты по экспорту газа и освоению месторождений редкоземельных металлов.
 
– А разве не могло всё это быть реализовано и без Схемы-2020?
 
– Вполне допускаю такой вариант, но тогда бы всё это затянулось на неопределённое время. А потенциальный инвестор готов с охотой вложиться там, где для него нет избыточных административных барьеров, установлены приемлемые правила, которые не будут меняться в течение продолжительного времени. А у нас всё это было заложено в Схеме-2020.
 
«Каменный век закончился не потому, что кончились камни»
  
– Исходя из чего, мы должны строить свою новую Стратегию? По лекалу Схемы-2020?
 
– Конечно, имеющийся положительный опыт может и должен быть использован. Но в своём видении региональной Стратегии-2030 я бы всё-таки отошёл от традиционных подходов…
 
– Почему? И что вы называете традиционным подходом?
 
– Дело в том, что в прежней Схеме-2020 за основу был взят индустриальный путь развития Якутии. Республика не должна возвращаться во времена индустриализации, когда главным был лозунг, сформулированный ещё Иваном МИЧУРИНЫМ: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». Лозунг устарел безнадёжно и мы должны решительно отказаться от него.
 
Республика, равно как и вся страна и весь мир, вошла в постиндустриальную фазу развития общества. И в этой связи полезно вспомнить историю страны. Считаю, что первая сталинская программа индустриализации была выполнена на «отлично». Промышленность выросла на порядок. Второй этап индустриализации пришёлся на времена Никиты ХРУЩЁВА, выполнен на «хорошо» и промышленность выросла в разы. Брежневскую эпоху можно охарактеризовать, как стагнацию, после которой всё пошло вниз и страна крепко подсела на нефтяную и газовую иглу, от которой не может избавиться до сих пор.
 
Но не надо забывать о том, что нефтяной век подходит к концу. Вспомните, что в рейтинге ведущих компаний мира сырьевых компаний вообще нет! Недаром один арабский шейх сказал, что каменный век закончился не потому, что кончились камни, так и нефтяной век подойдёт к концу не потому, что у нас не будет нефти. Вы знаете, что согласно последним данным, бочка нефти марки Brent стоит дешевле бочки обычной воды?
 
Виктор Николаевич оказался прав, и я нашёл в Интернете любопытные расчёты, сделанные еще в середине января текущего года:
 
Вода питьевая высшей категории стоит в среднем 350 рублей за 19 литров. В одном барреле – 159 литров. Умножаем и получаем бочку воды за 2928 рублей. Стоимость февральских фьючерсов на марку Brent на бирже в Лондоне падала до 30 долларов 80 центов. Курс доллара ЦБ на 13 января — 76,60 рубля. Умножаем и получаем бочку нефти за 2359 рублей. Разница — почти 600 рублей.
 
Пять постулатов депутата Фёдорова
 
– То есть, вы предлагаете другой подход?
 
– В математике, чтобы доказать теорему, необходимо принять несколько аксиом. Точно так же при разработке Стратегии-2030 необходимо заложить базисные понятия, которые и будут своего рода «точками отсчёта» для её построения. В основе видения региональной Стратегии-2030 лежат базовые постулаты, которые выработаны, исходя из роли и места нашей республики в стране и в мире в целом.
 
– И каковы же ваши постулаты, которые вы предлагаете принять за основу?
 
– Таких предложений у меня пять. Впрочем, я не претендую на полноту и неизменность списка, поскольку это тема широкого общественного обсуждения:
 
Основное богатство республики – это, прежде всего, люди и её природа, а не только природные ресурсы;
Вся территория республики, расположенная за полярным кругом, будет объявлена особо охраняемой природной территорией;
Республика воздержится от строительства предприятий, таящих в себе угрозу выброса вредных веществ в террасах рек Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка и Колыма;
В республике будет сформирован промышленный кластер индустриального развития, расположенный вне зоны вечной мерзлоты – в Нерюнгринском, Алданском и Ленском районах;
Республика будет развивать «зелёную экономику».
На основе этих постулатов до конца этого года должна быть разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением основных направлений до 2050 года. В 2017 году заканчивается срок действия большинства государственных программ, действующих на сегодня в республике. И тогда мы на основании Стратегии-2030 должны будем принять новые государственные программы.
 
* * *
 
Виктор Фёдоров утверждает, что все его постулаты органично вписываются в Стратегию-2030. Напомним, что ранее руководство Якутии заявило, что Стратегия-2030 должна определить миссию республики в глобальном мире, определить стандарты уровня и качества жизни населения, пути формирования новой экономики от местного производства до мировых рынков, схему пространственного развития производительных сил и расселения населения.
 
Каждый российский субъект должен предоставить в федеральный центр свою региональную долгосрочную программу развития, с учётом которых и будет свёрстана государственная Стратегия-2030. По словам Виктора Фёдорова, ситуация со стратегическим планированием в стране выглядит следующим образом: многие субъекты уже приняли свои законы, некоторые – Санкт-Петербург, Калужская и Томская области, Республика Татарстан уже разработали полный пакет стратегических документов.
 
Источник: Алексей АМБРОСЬЕВ – Сиэн МУНДУ, Информационное агентство SakhaLife
 
Пресс-служба депутата Госдумы Федота ТУМУСОВА
 
Опубликовано: 12 февраля, 2016 - 21:51
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице