Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В. Прокопьев: «Ископаемая мамонтовая кость является уникальным, особым, специфическим природным ресурсом» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
23 апреля 2024 года, 20:45 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (21:00)

В. Прокопьев: «Ископаемая мамонтовая кость является уникальным, особым, специфическим природным ресурсом»

Выступление председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимира Прокопьева на заседании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по вопросу «О проекте федерального закона «О рациональном пользовании ресурсами мамонтовой фауны – особым природным ресурсом России»
 
Якутск, зал № 425 для пленарных заседаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
 
25 июня 2015 года
 
Ископаемая мамонтовая кость является одним из самых специфических природных ресурсов Севера и Арктики России, которым Россия владеет монопольно в условиях ограничения отстрела слонов в мире.
 
По экспертным оценкам, более 80 % этих ресурсов России находится в пределах Северо-Якутской костеносной провинции на территории Якутии, которая является единственным регионом промышленного промысла.
 
В связи с тем, что мамонтовая кость не является полезным ископаемым, Закон Российской Федерации «О недрах» вполне правомерно не регулирует её сбор. Учитывая важность вопроса, наша республика принимает все возможные меры государственного регулирования рационального пользования этого ресурса. Так, по инициативе Президента Республики Штырова Вячеслава Анатольевича в 2005 году был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом – ископаемыми остатками мамонтовой фауны», который регулировал промышленный сбор ископаемой мамонтовой кости без существенного нарушения целостности недр, в том числе в процессе традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности местного населения, коренных малочисленных народов Севера. В годы действия Закона в Якутии был налажен учёт, например, учитывалась добыча 25-35 тонн ежегодно ископаемой мамонтовой кости, начали проводиться открытые аукционы по продаже мамонтовой кости.
 
Но в связи с неопределённостью правового регулирования на федеральном уровне, Прокуратура Республики Саха (Якутия) 27 сентября 2007 года приостановила основные положения вышеуказанного закона, что способствовало уходу данного вида деятельности в «теневой бизнес» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) республики совместно с Правительством Якутии неоднократно обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с предложениями по урегулированию данного вопроса на федеральном уровне. На уровне Совета Федерации и Государственной Думы этот вопрос также поднимался не раз. Но наши предложения поддержаны не были.
 
С учётом этого, Государственным Собранием (Ил Тумэн) разработан проект федерального закона «О рациональном пользовании ресурсами мамонтовой фауны – особым природным ресурсом России», которым предлагается самостоятельным и отдельным федеральным законом регулировать отношения, возникающие в связи с владением, пользованием без существенного нарушения целостности недр и распоряжением особым (специфическим) природным ресурсом России с учётом специфики ресурса, геополитических, географо-экономических условий мест распространения, традиционным промыслом мамонтовой кости местным населением, имеющим более чем 300-летнюю историю. 
 
Законопроектом определяется особый статус ископаемых остатков мамонтовой фауны, устанавливаются признаки самого природного ресурса и особенности отнесения его к особому (специфическому) природному ресурсу России. Главное – легализуется традиционное занятие местного населения по сбору ископаемой мамонтовой кости. Основные полномочия по регулированию пользования и распоряжения ресурсом предлагается передать на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Все налоги и платежи за пользование этим ресурсом предлагается оставлять в местных бюджетах. В конечном итоге, в случае принятия этого законопроекта, предполагается организация международных аукционов по продаже ресурсов мамонтовой фауны в России, тем самым будет обеспечена прозрачность и легальность.
 
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что поскольку ИМК не является, по сути, полезным ископаемым, изъятие производится путём сбора, а не добычи, поэтому нужен именно отдельный, самостоятельный закон, регулирующий этот вид деятельности – так как ископаемая мамонтовая кость является уникальным, особым, специфическим природным ресурсом.
Опубликовано: 26 июня, 2015 - 18:59
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице