Выступление на круглом столе
«Взаимодействие институтов гражданского общества и органов судейского сообщества
в контексте обеспечения конституционных ценностей»
Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» органами судейского сообщества определены — Всероссийский съезд судей, конференции судей в субъектах, Советы судей, общие собрания судей, квалификационные коллегии судей, экзаменационные комиссии. Данный перечень субъектов судейского сообщества исчерпывающий.
На основе требований федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» установлено: «участие граждан — присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом». Как видно из содержания данной нормы конституционного закона граждане принимают непосредственное участие в государственной деятельности одного из трёх видов государственной власти.
Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представительство гражданского сообщества обусловлено присутствием граждан - представителей различных общественных объединений в составе органов судейского сообщества.
Например, в составе Высшей квалификационной коллегии судей России десятью членами коллегии являются граждане, представители гражданского общества, из общего количества в 29 членов коллегии. В составе квалификационной коллегии судей республики, предусмотрено 7 членов — представителей общественных объединений.
Также имеется присутствие представителей общественности в лице преподавателей юридических высших учебных заведений, учёных, представителей Общероссийских общественных объединений юристов в составе Высшей экзаменационной комиссии России и экзаменационных комиссиях субъектов. Таким образом, законодательством установлено участие граждан, представителей гражданского общества в деятельности органов судейского сообщества и судопроизводстве.
Есть правовые основания называть «открытыми дверями» судейского сообщества федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации». Основные принципы закона: открытость, доступность, достоверность информации. Законодательно пользователями информации определены граждане, юридические лица, общественные объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Этот закон исключает тезис о закрытости судебной деятельности.
В последнее время, непосредственное участие общественности выражено в структуре и деятельности новых общественных формирований как Якутское региональное отделение «Российское объединение судей», Общественная комиссия при Верховном суде РС (Я).
Необходимо использовать имеющийся потенциал судей в отставке. Положением известного федерального закона установлено, что судья, пребывающий в отставке, с его согласия, может привлекаться к работе в органах судейского сообщества. На сегодня данная позиция законодательства в республике не востребована.
Согласно положениям федерального закона от 21 июля 2014 года №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусмотрен общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных организаций.
Отдельно оговорен нормой закона и общественный контроль за деятельностью полиции, следственных органов, прокуратуры и суда. Точкой внимания является и установленный законодателем факт, что гражданин Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественного объединения. Установлены различные формы общественного контроля, механизмы, правовые основы их реализации.
В 2009 году, когда судьи в отставке находились в полном «вакууме» от общественной жизни республики, по инициативе ветеранов была образована общественная некоммерческая организация «Ассоциация судей Республики Саха (Якутия) в отставке». Сложность в организации деятельности общественного образования заключалась в следующих аспектах, а именно: во-первых, у отставников не было практически социально-материальных трудностей, что у других категорий населения является основным объединяющим фактором; во-вторых, строгие ограничения для судей в политической составляющей общественной жизни. И третье, отсутствие встречного движения ветеранской инициативе со стороны руководства судейского сообщества, за исключением руководства Судебного департамента.
Стержнем любого общественного объединения является принцип добровольности и потому вопрос о количественном составе является вторичным. Практика показывает — при материальном благополучии у отдельных личностей нивелируется интересы, потребность участия в жизни общества. Личная инициатива, бескорыстное желание участвовать в общественной жизни есть отправная точка деятельности Ассоциации.
Позитивными в деятельности общественной организации за эти годы можно назвать: 1) официальное, на муниципальном уровне увековечивание памяти народного судьи Томпонского района Иванова С.С., погибшего при исполнении служебных обязанностей; 2) организация приёма судей - участников войны, ветеранов тыла Президентом, Правительством республики; 3) участие в республиканских мероприятиях по оказанию безвозмездных юридических консультаций для населения и ветеранов в различных районах республики.
Заключение в 2010 году Договора о взаимодействии между Ассоциацией и юридическим факультетом Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова способствовало усилению работы по наставничеству среди студентов, возможности участия судей и судей отставников в реализации учебных программ в должности преподавателей, членов Государственной экзаменационной комиссии, в качестве научных руководителей и рецензентов дипломных и квалификационных работ студентов факультета и юридического колледжа при факультете.
Активизации общественной деятельности Ассоциации способствовало вступление её в 2010 году в статусе коллективного члена в состав республиканской «Общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил, правоохранительных органов, имеющей в своём составе 250 тысяч членов — ветеранов (пенсионеров) всех категорий.
Современная действительность требует объединительных процессов в разрозненной деятельности вышеуказанных различных общественных объединений работающих в республике вне системы органов судейского сообщества, работающих в одном направлении, на основе единых задач и целей в сфере российского судопроизводства. Данная тема может быть разрешена под «патронажем» Совета судей республики, исходя из его статуса, полномочий, задач и целей определенных федеральным законодательством. И тогда, возможно, общественные объединения станут реально востребованными организациями для реализации интересов гражданского общества и судебной системы, судейского сообщества.
К Уполномоченному по правам человека в РС (Я) поступают жалобы от граждан в связи с несогласием решениями и приговорами судов:
Тематика обращения |
2018 |
2017 |
2016 |
Несогласие с судебным приговором |
31 |
35 |
30 |
Несогласие с судебным решением |
12 |
29 |
26 |
Всего поступило жалоб в аппарат |
1074 |
1085 |
1161 |
Жалобы содержат несогласия с решениями судов по жилищным, трудовым спорам, по земельным правоотношениям, семейным и др. категориям дел.
Статистика свидетельствует, что несогласия с приговорами судов входят в первую «тройку» жалоб, которые поступают в адрес правозащитного органа РС (Я). Граждане указывают на чрезмерную суровость приговоров, нарушения уголовно-процессуального законодательства и др.
В настоящее время в Государственной Думе находится проект федерального закона об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, которым предоставляется возможность уполномоченным по правам человека в субъектах РФ обращаться в органы Прокуратуры субъектов РФ о внесении кассационных жалоб в суды в установленном порядке.
Данный механизм предоставит дополнительную возможность, направленную на вынесение правосудных приговоров в отношении виновных лиц.
Касательно гражданских дел, важным является качество работы адвокатов, оказывающие в соответствии с Конституцией РФ квалифицированную юридическую помощь. В РС (Я) налажено взаимодействие Уполномоченного по правам человека в РС (Я) с Адвокатской палатой РС (Я).
Совместно с гражданином, адвокатом вырабатываются конкретные пути, способы защиты прав граждан по конкретным жалобам. Данный механизм выработан в связи тем, что уполномоченные по правам человека не имеют права участвовать в судах по гражданским спорам, но с учётом резонансных вопросов, волнующих гражданское общество, правозащитный государственный орган не остаётся в стороне. Например, по выселению из единственного жилья обратилась гражданка Ш., которой 90 лет. Данный случай вызвал большой резонанс в гражданском обществе. Суды в Якутии вынесли решение выселить бабушку из единственного жилья, но пока защита добилась предоставления отсрочки выселения из квартиры до 1 ноября 2019 года. Уполномоченным по правам человека в РС (Я) совместно с защитником гражданки Ш., ведётся конкретная работа по защите прав гражданки Ш.
Предложения:
- Необходимо расширить подсудность суда присяжных, ввести институт избираемых народных заседателей. Тогда представители народа, общественности, действительно будут принимать участие в судопроизводстве, осуществлении правосудия.
- Институт общественных советов вводился для осуществления контрольных функций. На практике этот институт не работает. Дело в том, что руководитель соответствующего суда сам подбирает кандидатуры членов общественного совета. Это касается организации работы всех общественных советов. Необходимо, чтобы члены общественных советов избирались, также как и присяжные, народные заседатели.