15 декабря 2021 года, 19:08 (UTC+9:00) t в Якутске: -33 (21:00)

Виктор Губарев: Участие недропользователей в социально-экономическом развитии территорий, на которых они ведут хозяйственную деятельность

Выступление заместителя председателя парламента Виктора Губарева

на заседании Ассамблеи депутатов – представителей коренных малочисленных народов Севера

при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

10 декабря 2019 года

 

Предприятия–недропользователи, осуществляющие деятельность на определенной территории, затрагивают интересы местного населения, наносят урон окружающей природной среде. Довольно часто бывают случаи, когда  муниципальные образования даже не владеют информацией о том, какое предприятие-недропользователь ведет деятельность на их территории.

 

3 июля 2018 года был принят республиканский закон «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)», которым установлены основы правового регулирования взаимодействия недропользователей и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов Севера и граждан.

 

В силу ст. 9 закона «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)», предусмотрен следующий порядок взаимодействия недропользователей с коренными малочисленными народами Севера:

 

1. В случае осуществления деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера недропользователи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) о гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера обеспечивают сохранение исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

 

2. Формами взаимодействия недропользователей и коренных малочисленных народов Севера являются переговоры, консультации, соглашения, взаимное участие в заседаниях органов недропользователей и сообществ коренных малочисленных народов Севера, иные не противоречащие закону формы.

 

3. Влияние проектов освоения, переработки и транспортировки природных ресурсов в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на традиционный образ жизни указанных народов изучается посредством проведения этнологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия) об этнологической экспертизе.

 

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О недрах», задачей государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации.

 

Закон Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)» (далее - Закон) раскрывает данную задачу, вводит понятие ответственного недропользования и устанавливает нормы поведения социально ответственных недропользователей, определяет направления деятельности социальной ответственности недропользователя в сферах социально-экономического развития соответствующей территории и охраны окружающей среды и экологической безопасности.

 

Согласно этому закону, недропользователи, придерживающиеся принципов ответственного недропользования, подписывают соглашение о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития с и (или) Правительством Республики Саха (Якутия), муниципальными образованиями, с сообществами коренных малочисленных народов Севера, разрабатывают и реализовывают свою экологическую декларацию, ежегодно отчитывается перед населением о результатах воздействия на окружающую среду и мерах, направленных на сохранение окружающей среды и развитие соответствующих территорий. Законом установлено, что заключение Соглашения может быть инициировано недропользователем или органами исполнительной власти, муниципальных образований, организациями коренных малочисленных народов. Закон представляет юридическую базу для заключения таких Соглашений.

 

Данный закон устанавливает осуществление государственного и общественного мониторинга недропользователей по исполнению требований законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) об охране окружающей среды и выполнения обязательств соглашения о сотрудничестве в сфере социально-экономического развития. Закон также предусматривает составление рейтинга недропользователей по результатам мониторинга.

 

В настоящее время правительством республики разрабатываются подзаконные акты для реализации Закона и, начиная с 2020 года, закон на практике должен заработать в полную силу.

 

На сегодня, согласно Распоряжению Правительства РС (Я) от 17.10.2019 №1356-р «О плане работы Правительства РС (Я) на IV квартал 2019 года»: во исполнение ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)» в декабре 2019 года Министерство промышленности и геологии РС (Я) должно рассмотреть и внести на рассмотрение правительства проект решения по следующему вопросу: «Об организации мониторинга социальной эффективности недропользователей, ведущих деятельность на территории РС (Я)».

 

В действительности, недропользователь приходит на территории, извлекает прибыль, а в силу норм налогового законодательства регион и муниципалитеты не получают от этого не только выгоды, не говоря уже о возмещении нанесенного урона природе. Налог на добычу полезных ископаемых поступает в федеральный бюджет, а субъекты Российской Федерации, на территориях которых ведется основная добыча природных ресурсов, остаются дотационными регионами. Недропользователи в обязательном порядке должны принимать посильное участие в развитие территорий, на которых они ведут свою деятельность и извлекают прибыль, а порой и сверхдоходы.

 

Кроме того, не секрет, что компании на сохранение экологии направляют совсем мизерные суммы или вообще не направляют средства. Можно привести много примеров.

 

Необходимо, чтобы недропользователь, в первую очередь, сам должен быть заинтересован в заключении соглашения, выполнении условий для включения в его рейтинг ответственных недропользователей. Это, в свою очередь позволит ему получить дополнительные налоговые льготы, что положительно скажется на его финансовой деятельности.

 

Добывающая промышленность республики формирует сейчас порядка 50 процентов валового регионального продукта. Присутствие добывающих предприятий на территории республики должно  положительно влиять и на занятость, на развитие местной инфраструктуры и решение местных вопросов.

 

Коренные малочисленные народы Севера проживают на территории 21 муниципального района республики, в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС входят 70 сельских населенных пунктов Якутии. В основном КМНС занимаются ведением таких традиционных отраслей хозяйства, как оленеводство, охотничий промысел, рыболовство и сбор дикоросов. При этом традиционные виды хозяйствования КМНС являются основным средством их существования. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) действующие лицензии на пользование недрами (геологическое изучение, поиски и оценку, разведку и добычу алмазов, россыпного золота, рудного золота, углеводородного сырья, редкоземельных металлов, серебра и др.) на территориях проживания, традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности КМНС имеют около 180 предприятий на примерно 400 участках в 20 муниципальных районах республики.

 

Исследование, проведенное в 2017 году научными сотрудниками Академии наук РС (Я) Самсоновой И.В., Неустроевой А.Б., Павловой М.Б. показало, что взаимодействие крупных корпораций и местного сообщества КМНС представляет собой в настоящее время одностороннюю связь, в которой добывающая компания является доминантом и по своему усмотрению определяет вид и размеры социальной помощи. На местном уровне наблюдается недостаточность опыта и практики выражения собственных интересов и своей деятельности представителями коренных малочисленных народов. Любая спонсорская помощь со стороны добывающих предприятий воспринимается местным населением с благодарностью, постепенно формируя у них зависимость (Самсонова И.В., Неустроева А.Б., Павлова М.Б. — Проблемы взаимодействия коренных малочисленных народов Севера и добывающих компаний в Республике Саха (Якутия) // Социодинамика. – 2017. – № 9. – С. 21 - 37).

 

В настоящее время подписано около 40 соглашений с хозяйствующими субъектами. Насколько эффективны в материальном плане и полезны в практическом отношении эти соглашения для органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов Севера и граждан - это уже другой вопрос. Это зависит от условий, которые предусмотрены соглашением в каждом конкретном случае. Поэтому нужно быть очень внимательными и настойчивыми при заключении соглашений с недропользователями.

 

Согласно исследованию, проведенному в 2017 году научными сотрудниками Академии наук РС (Я) Самсоновой И.В., Неустроевой А.Б., Павловой М.Б., в случае негативного воздействия на природные ресурсы, необходимые для традиционной хозяйственной деятельности, по мнению большинства членов родовых общин МНС, первую очередь экономический ущерб добывающие компании должны оплачивать наслегу, рядом с которым располагается промышленный объект; во-вторых; родовым общинам, которым был нанесен ущерб и, в-третьих, конкретным жителям, занимающимся традиционным природопользованием на затронутом участке земли, за которыми прикреплен участок. Основным способом компенсации убытков добывающими компаниями охотникам, родовым общинам и коренному населению должно быть строительство сооружений, объектов, улучшающих качество жизни местного населения, а также компенсация в денежной форме, и выделение других территорий (Самсонова И.В., Неустроева А.Б., Павлова М.Б. — Проблемы взаимодействия коренных малочисленных народов Севера и добывающих компаний в Республике Саха (Якутия) // Социодинамика. – 2017. – № 9. – С. 21 - 37).

 

Многие компании-недропользователи не стремятся принимать дополнительное участие в социально-экономическом развитии территорий, ограничиваясь формальным выполнением лицензионных соглашений. По нашему мнению, преодоление подобных тенденций возможно путем стимулирования, а не принуждения добывающих компаний к проявлению социальной ответственности, что, в свою очередь, зависит от политической культуры и воли руководства субъектов Федерации и органов местного самоуправления (Правильная ссылка на статью: «Арктика: экология и экономика», № 2 (22), 2016, «Социальная ответственность компаний недропользователей на территории традиционного природопользования как основа партнерства власти, бизнеса и коренных малочисленных народов Севера», И.М. Потравный, доктор экономических наук; В.В. Гассий, кандидат экономических наук ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; В.Н. Черноградский, кандидат экономических наук; А.В. Постников, АО «Алмазы Анабара»).

 

На основании вышеизложенного, предлагаю всем депутатам – представителям коренных малочисленных народов Севера внимательно изучить Закон Республики Саха (Якутия) «Об ответственном недропользовании на территории Республики Саха (Якутия)» и приложить все усилия для его практического применения в целях улучшения качества жизни коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, на территории которых осуществляют деятельность недропользователи.

 

Всем депутатам желаю успехов в Вашей работе по защите прав коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)!

 

Благодарю за внимание!

 

Опубликовано: 11 декабря, 2019 - 14:11
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице