Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Владимир Прокопьев: «Заключение договора об участии в социально-экономическом развитии территорий должно быть обязательным условием лицензионного соглашения» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 20:55 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (21:00)

Владимир Прокопьев: «Заключение договора об участии в социально-экономическом развитии территорий должно быть обязательным условием лицензионного соглашения»

Выступление, председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимира Прокопьева на заседании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», состоявшегося в Якутске 25 июня 2015 года, по вопросу «О проекте федерального закона «О внесении дополнений в статью 12 Закона Российской Федерации «О недрах»
 
Сегодня в России много говорится о социальной ответственности бизнеса, о человеческом капитале. Это особо касается Дальнего Востока и Забайкалья, где добывается и будет добываться огромное количество минеральных и других природных ресурсов с одной стороны, с другой – наблюдается отток местного населения – форпоста Российского государства на востоке страны в условиях глобализации и международной борьбы за природные ресурсы. Поэтому от государства требуется законодательное регулирование данной проблемы в части участия недропользователей в социально-экономическом развитии территории.
 
Тем более, наши регионы в силу природно-климатических особенностей являются наименее обеспеченными соответствующей инфраструктурой и характеризуются самыми низкими показателями по комфортности проживания.
 
Дальний Восток и Забайкалье относятся к важнейшим минерально-сырьевым и горнодобывающим регионам России и занимают ведущее место по добыче алмазов, золота, олова и сурьмы, в значительных масштабах ведётся добыча нефти, угля, природный газ и другие полезные ископаемые.
 
В связи с ускоренным развитием Дальнего востока и Байкальского региона, реализацией Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития», намечаемым развитием Арктической зоны особое значение приобретает проблема комплексного и рационального использования недр, в решении которой немаловажная роль должна быть отведена регионам и органам местного самоуправления.
 
Это напрямую связано с вопросами совершенствования правовых основ экономической самодостаточности регионов, органов местного самоуправления, нормативно-правового закрепления наполнения их бюджетов постоянными доходами от платежей за пользование недрами, которые нами поднимаются постоянно. Но до настоящего времени вопрос установления правовых механизмов распределения платежей за пользование недрами по всем уровням бюджетов, учитывая при этом преимущественное право территорий, где непосредственно добываются эти полезные ископаемые, и наносится невосполнимый ущерб природной среде и населению остаётся открытым.
 
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О недрах», одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан России. Но при этом законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии тех или иных территорий, на которых ведётся разработка недр. В лицензионных соглашениях положения о заключении соглашения (договора) о социально-экономическом развитии территории вскользь прописываются только как одна из возможных форм взаимодействия.
 
И, как известно самые крупные налоги, а это в основном налог на добычу полезных ископаемых жидких углеводородов полностью, и большая часть налога на прибыль направляется в федеральный бюджет. В связи с этим, в ряде регионов страны сложилась некоторая практика договорных отношений добровольного характера предприятий-недропользователей с исполнительными органами субъектов и органами местных самоуправлений по социально-экономическому развитию территорий.
 
В том числе в нашей республике, благодаря действиям первого Президента Николаева Михаила Ефимовича ещё в 90-ые годы началась практика заключения соглашений между недропользователями, Правительством и муниципальными образованиями. К примеру, в Якутии ведут деятельность более 200 недропользователей, имеющих 519 лицензий на пользование недрами, из них 20 процентов имеют соглашения с публичными образованиями.
 
Для предупреждения всякого рода конфликта интересов и в целях компенсации отрицательного воздействия промышленных объектов на состояние природной среды заключение договора (соглашения) должно быть обязательным условием лицензионного соглашения.
 
В настоящее время в Государственном Собрании (Ил Тумэн) находится на рассмотрении проект закона Республики Саха (Якутия) «О социальной экологической ответственности компаний-природопользователей на территории Республики Саха (Якутия)», который в принципе не будет работать, если мы не внесём определённые изменения в федеральное законодательство.
 
В связи с тем, что в ряде регионов наработана определённая практика взаимодействия с недропользователями, но соответствующего правового регулирования нет, представленным законопроектом предлагается включить в содержание лицензии на пользование недрами (обязательные условия пользования недрами) обязательную норму о заключении соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями по участию в социально-экономическом развитии территорий, связанные с социальной и экологической ответственностью недропользователя перед населением территорий.
 
Опубликовано: 26 июня, 2015 - 18:43
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице