Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Егор Борисов: «Трудности мобилизуют, вызовы заставляют объединяться» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 03:29 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Егор Борисов: «Трудности мобилизуют, вызовы заставляют объединяться»

Отчёт Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2014 год, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
 
Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые народные депутаты!
Уважаемые жители Якутии!
 
В соответствии с Конституционным законом представляю вам ежегодный отчет о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
 
Этим летом, в середине июня, будет ровно пять лет, как я возглавил нашу республику. Думаю, это подходящий повод для того, чтобы в сегодняшнем отчете вновь оценить и обобщить результаты проделанной работы не только за минувший год, но и за весь период моих полномочий главы региона – с 2010-го по 2014-й годы.
 
Настроение людей напрямую связано с их информированностью обо всём, что происходит в мире, в стране, в республике. Это тем более важно в сегодняшних сложных политических и экономических условиях.
 
Недостаточная открытость органов власти, особенно на муниципальном уровне, часто не показываает реальные достижения или недостатки, вызывает непонимание или неприятие обществом каких-то вещей, сдерживает проявление инициатив со стороны населения.
Правительство республики продолжает проведение традиционных ежегодных отчётов. Сам я тоже стараюсь как можно чаще посещать районы, отдельные поселения, трудовые коллективы. Только общаясь с народом, можно узнать об истинном положении дел.
 
Уважаемые коллеги!
 
Функции главы республики и правительства республики сконцентрированы в принятии конкретных управленческих решений и механизмов, нацеленных на грамотное исполнение государственных полномочий в интересах населения республики.
Эта работа ведётся на системной основе, в постоянном взаимодействии с хозяйствующими субъектами, муниципальными образованиями, федеральными структурами, в том числе их территориальными подразделениями. На горизонтальном уровне – с парламентом республики, общественными организациями, бизнес-сообществом, средствами массовой информации.
 
Прошлый год мы завершили с положительными результатами по всем основным экономическим показателям. Несмотря на снижение поступлений из федерального бюджета, нам удалось нарастить объем собственных доходов консолидированного бюджета республики на 25 процентов – до 100 миллиардов рублей.
 
Это позволило полностью выполнить обязательства по приросту заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, на что было затрачено почти 60 миллиардов рублей.
 
Отдельно отмечу, что в период с 2010-го по 2014-й годы среднемесячная номинально начисленная заработная плата по республике увеличилась в 1,8 раза – с 28,7 тыс. рублей до 50,7 тыс. рублей.
 
В прошлом году мы вынуждены были немного ужиматься по некоторым государственным программам. В то же время сосредоточили ресурсы на приоритетных позициях, серьезно увеличили финансирование государственных программ в сфере образования (на 6 миллиардов рублей), жилищно-коммунального хозяйства (на 3 миллиарда рублей), обеспечения жильем (на 600 миллионов рублей), социальной поддержки граждан (на 500 миллионов рублей). В результате бюджет сохранил свою социальную направленность – более половины средств, а если быть точнее, то 82 миллиарда рублей, – пошло на финансирование социально-культурной сферы.
 
В целом за последние пять лет темпы роста нашей экономики были более высокими, чем в среднем по стране. Если говорить конкретнее, мы имеем превосходящую динамику по семи важным макроэкономическим индикаторам.
 
Так, рост валового регионального продукта республики в физическом объеме составил 14 процентов против 10 процентов по Российской Федерации. Промышленное производство увеличилось в 1,7 раза. Это обеспечило Якутии вхождение в число регионов с наилучшими темпами роста промышленности. Кроме того, мы идем с опережением среднероссийских показателей по грузообороту транспорта, экспорту, уровню реальной заработной платы и индексу потребительских цен.
 
За пять лет в экономику республики привлечено около триллиона рублей инвестиций в основной капитал.
 
С самого начала своей работы, в 2010-м году, я поставил перед правительством задачу: преодолевая негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса того времени, прежде всего, обеспечить социальную стабильность. И надо сказать, что по сравнению с другими субъектами федерации, наша республика пережила мировой кризис с минимальными потерями. Причём во многом это стало возможным благодаря применению программного и комплексного подхода к решению поставленных задач.
 
При этом мы обеспечили последовательность в достижении стратегических целей. Продолжили диверсификацию экономики, реализацию Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
С 2012 года в республике внедрена новая система планирования социально-экономического развития. В числе первых в Российской Федерации государственный бюджет республики исполняется в условиях использования программно-целевого метода, что обеспечивает его эффективность и прозрачность.
 
За последние пять лет поступление доходов государственного бюджета увеличилось с 95 миллиардов рублей в 2010-м году до 150 миллиардов рублей по итогам 2014-го года. Подчеркну также, что выделение республике финансовых средств, в рамках федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных проектов, за пять лет удвоилось.
 
В расходной части бюджета на реализацию 35 государственных программ Республики Саха (Якутия) за три последних года затрачено 400 миллиардов рублей. В том числе на образование – 83 миллиарда рублей, на здравоохранение – 51 миллиард, на жилищно-коммунальное хозяйство – 47 миллиардов, на социальную поддержку граждан – 31 миллиард. Порядка 54 миллиардов рублей направлено на выполнение полномочий органов местного самоуправления, 50 миллиардов – на строительство объектов в рамках Инвестиционной программы республики.
 
Всего с 2010-го по 2014-й годы только по Инвестиционной программе РС(Я) введено в строй 112 объектов социально-​культурного назначения и 307 котельных, ещё 192 социальных объекта введено по линии общественного движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке».
 
Системный подход стал основой наших успехов в работе по повышению социальных стандартов жизни населения. В рейтинге эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2010-й год Якутия находилась в самом хвосте, сейчас мы кардинально улучшили свои позиции.
Как совокупный итог планомерной работы в социальной сфере, за пять лет коэффициент естественного прироста населения республики возрос с 7 до 9,2 человек на 1000 населения. С этим показателем мы занимаем 8-е место по Российской Федерации. Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Саха (Якутия) увеличилась более чем на 2 года – до 69 лет, превысив темпы роста в среднем по России. Здесь мы опережаем такие передовые субъекты как город Москва, Татарстан, Красноярский край и занимаем безусловное первое место на Дальнем Востоке.
 
Таковы, пожалуй, основные, базовые параметры нашего развития. Они наглядно показывают, что в период с 2010-го по 2014-й год республика привлекала больше инвестиций, больше производила и зарабатывала, направляла больше средств на социальную политику и увеличение заработной платы бюджетников. И соответственно можно сделать вывод, что мы ощутимо продвинулись вперед по части повышения уровня и качества жизни населения.
 
Уважаемые друзья!
 
В своем прошлогоднем февральском Послании я говорил о том, что нашу республику следует разделять на четыре исторически сложившиеся территориальные зоны – промышленную, сельскохозяйственную, арктическую и центральную (город Якутск и его окрестности).
 
Все эти четыре зоны разнятся и по численности населения, и по уровню доходов, и по сложности проблем, и даже по ментальности проживающих там людей. При этом мы отдаем себе отчет в том, что потребности аграрной и арктической зоны, где уровень жизни объективно ниже, требуют нашего первоочередного внимания и нестандартных подходов.
 
Исходя из этой логики, мы объявили 2013 год Годом села, который в дальнейшем трансформировался в Пятилетку устойчивого развития села.
За прошедшие пять лет на реализацию программы развития сельского хозяйства в республике было направлено более 50 миллиардов рублей, львиная доля из них – это средства бюджета республики. Средний размер заработной платы на селе вырос с 18 до 37 тысяч рублей.
 
Мы сохраняем и приоритет по развитию инфраструктуры сельского хозяйства. Создаются агрокластеры, ведётся строительство современных жилых кварталов, инженерных и социальных объектов. Продолжается работа по вводу локальных водопроводов и газификация населенных пунктов. Во многих сёлах осуществляется перевод жилья на централизованное отопление. Так, например, более половины котельных и социальных объектов, в соответствии с Инвестиционной программой РС(Я), возведены на селе.
Экономика села всё ещё сталкивается с определенными трудностями, такими как невысокий объем рынков сбыта, ограниченность транспортной доступности и инженерных коммуникаций, высокие издержки на производство. Отдельным пунктом перед нами стоит задача повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, совершенствования муниципального земельного учета и контроля.
 
Пока мы не решили ключевую задачу по созданию системы гарантированного закупа, хранения и сбыта продукции сельского хозяйства. Но работа в этом направлении идёт. Ещё раз озвучу свою твердую позицию: нынешние механизмы поддержки не стимулируют повышение производительности сельскохозяйственного труда, а лишь поддерживают текущее состояние. Поэтому нужно пересмотреть сложную систему подходов к этой отрасли.
 
Чтобы производство крепло и развивалось, нужны, прежде всего, заинтересованные в этом трудовые ресурсы. И мы уже усматриваем позитивные сдвиги. Темпы внутренней миграции из села в город снизились в полтора раза. То есть происходит стабилизация демографической ситуации. В 2014 году удалось остановить спад сельского населения. Более того, наблюдается едва заметный, но, тем не менее, прирост населения в ряде сельскохозяйственных улусов – Намском, Горном, Вилюйском, Верхневилюйском, Мегино-Кангаласском, Таттинском и Чурапчинском.
 
Ещё один факт, который признают сами жители, главы районов и наслегов – у народа постепенно появляется понимание своей ответственности за состояние дел в родном селе. Первым толчком к этому стала передача части полномочий в области сельского хозяйства на уровень муниципальных районов, а затем и поселений. Дальше начала пробуждается народная инициатива, гражданская активность. Теперь важно донести до руководителей крестьянских и фермерских хозяйств, что они сами должны учиться мыслить стратегически, становиться более предприимчивыми.
 
Уважаемые товарищи!
 
2014-й год был объявлен в Республике Саха (Якутия) Годом Арктики. Вообще, после долгого забвения, мы, наконец, начали обращать внимание на развитие Арктики. В течение последних пяти лет на территории арктических и северных районов было построено более 150 социальных и коммунальных объектов, 79 котельных. В суммарном выражении на долю арктических и северных районов приходится почти 25 процентов всех веденных в республике социальных и коммунальных объектов, хотя в этих районах проживает всего 12 процентов населения республики.
 
Отмечу отрадный для нас факт: впервые за многие годы приостановлено снижение численности населения арктических и северных районов, сейчас оно стабилизировалось на уровне 112 тысяч человек.
 
Для дальнейшей реализации задач Года Арктики принята Комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов на период до 2020 года общей стоимостью 46 миллиардов рублей.
 
Мы образовали Государственный комитет по делам Арктики и институт Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера, сейчас создаются Международная арктическая школа, Международный Арктический центр культуры и искусств.
 
Однако, отвечая новым вызовам, нам предстоит и впредь совершенствовать программные механизмы развития Арктики. Например, остро необходима организация стационарных офисов МФЦ для полного охвата государственными и муниципальными услугами северных и арктических районов республики.
 
Много вопросов предстоит решить на федеральном уровне, главным из них остается расширение Арктической зоны республики до 13 районов. Также нам нужна дополнительная поддержка в работе по досрочному завозу грузов, облегчению транспортной доступности, повышению качества связи, дальнейшему развитию альтернативной энергетики, строительству аэропортовых комплексов, защите интересов коренных малочисленных народов Севера. Который год мы бьемся за то, чтобы законодательно был урегулирован механизм добычи мамонтовой фауны. До сих пор не принят федеральный закон об оленеводстве.
 
Всё это наши с вами общие задачи, товарищи народные депутаты и члены правительства.
 
Уважаемые коллеги!
 
Теперь о Якутске.
 
Все мы видим, что наша столица преображается внешне. И это прямое следствие того, что практически все ресурсоёмкие государственные программы республики вносят свой вклад в её развитие. В целом за пять лет город получил из бюджета республики 30 миллиардов рублей межбюджетных трансфертов.
 
Объём инвестиций в основной капитал по Якутску за пять лет составил 162,5 миллиарда рублей, в том числе 71 миллиард бюджетных средств.
 
За пять лет в Якутске введено более 1 миллиона квадратных метров жилья – это около 20 тысяч квартир, или 56 процентов от общего объёма возведенного в республике жилья. В преддверии Игр «Дети Азии» 2012 года были выделены беспрецедентные ресурсы на капитальный ремонт дорожной сети, строительство спортивных и инфраструктурных объектов, которыми сейчас пользуется население столицы.
 
То есть республика вкладывает в город Якутск действительно значительные финансовые ресурсы. На этом фоне общий объем налоговых и неналоговых доходов бюджета города Якутска по итогам прошлого года составил всего 6 миллиардов рублей со снижением более чем на 4 процента по сравнению с 2013 годом.
 
Просил бы администрацию столицы форсировать работу по увеличению собственных доходов городского округа, в том числе за счет выявления налогооблагаемой базы по местным налогам и сборам, стимулировать создание новых видов производств.
Мы понимаем, что без поддержки правительства республики, руководство столицы не сможет удовлетворить нарастающие потребности горожан, справиться со всеми первоочередными задачами.
 
Напомню, в прошлом году принят специальный указ о социально-экономическом развитии Якутска, определяющий приоритетные направления развития инфраструктуры города на ближайшие пять лет. В соответствии с этим документом мы запланировали строительство тридцати семи крупных социально значимых объектов, в том числе Якутской ГРЭС-2. Республика будет и дальше помогать городу. Несмотря на это, я бы рекомендовал администрации столицы больше концентрироваться на хозяйственных делах.
 
Вообще, касаясь работы глав муниципальных образований, хотел бы сказать следующее.
Во-первых, вы должны делать упор на развитии местного производства. И не только в Год предпринимательства. Потому что наличие крепкой производственной базы способствует и увеличению бюджета, и созданию рабочих мест, и повышению доходов населения, а в целом наполняет смыслом жизнь любого конкретного поселения.
 
Во-вторых, вы и только вы, органы местного самоуправления, несёте основную ответственность за развитие своих территорий. Мы не случайно начали практику заключения соглашений с муниципалитетами при строительстве крупных объектов за счет бюджетных средств. Это делается для того чтобы мотивировать и руководителей, и самих жителей самостоятельно решать многие насущные вопросы в своих населенных пунктах, брать на себя определённые обязательства.
 
Для обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления продолжают совершенствоваться межбюджетные отношения. Количество государственных полномочий, переданных муниципальным районам, увеличилось с 30 до 38, одновременно растёт и финансовое обеспечение.
 
Мне известно, с какими трудностями вы сталкиваетесь, но сейчас у вас имеется достаточно инструментов, чтобы грамотно и результативно вести свою работу.
 
Уважаемые товарищи!
 
Руководство республики пересмотрело прежние подходы к развитию наших основных промышленных районов.
 
Не могу сказать, что мы достигли каких-то сверхвпечатляющих результатов, но они появляются. Впервые за многие годы в промышленных районах началось строительство социальных и инфраструктурных объектов за счёт ресурсов республики. Это поликлиники, технопарк, многофункциональный объект культуры, различные спортивные объекты. Произведены работы по строительству и реконструкции тепловых сетей. С освоением Отраднинского месторождения начата газификация города Ленска. В Нерюнгринском районе мы начали заниматься аварийным жильем, ремонтом медицинских объектов. В Мирнинском районе построены водоочистные сооружения. Кроме того, в промышленных районах возведено и реконструировано 36 котельных. По итогам 2014-го года объемы жилищного строительства в промышленных районах республики возросли в 1,4 раза к уровню 2010 года.
 
Уважаемые народные депутаты!
 
Промышленность остаётся локомотивом экономики республики. Рост валового регионального продукта в прошлом году связан, прежде всего, с добывающими отраслями.
 
За счет разработки месторождений системы «ВСТО» добыча нефти за пять лет демонстрирует наибольшую динамику роста – в 2,5 раза. «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» добыла первый миллион тонн нефти на Среднеботуобинском месторождении. Расширяется освоение Талаканского и Алинского месторождений. «Роснефть» начала геологоразведочные работы на территории республики.
 
Компания «АЛРОСА» в 2011 году преобразована в открытое акционерное общество, в 2013 году заключено Акционерное соглашение между Правительством РС(Я) и Правительством Российской Федерации, обеспечивающее сохранение государственного контроля над компанией.
 
Пущен в эксплуатацию карьер кимберлитовой трубки «Ботуобинская» на Накынском рудном поле – это первая новая трубка в Якутии, введённая за последние десять лет. Переход на подземный способ повлиял на темпы добычи алмазов, которые остаются в целом стабильными, но в стоимостном выражении наблюдается приличный рост, более 3 миллиардов долларов в год.
 
Одним из главных событий 2014 года не только для Якутии, но и в масштабах всей России, явилось начало строительства магистрального газопровода «Сила Сибири», которое уже вступает в активную фазу. На 2018 год запланирован ввод Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения с запасами более 1 триллиона кубометров природного газа.
 
Прослеживается тенденция увеличения производства золота: за счёт ввода новых россыпных и рудных месторождений в 2014 году достигнут высокий показатель в 23,5 тонны. Новые горизонты развития золотодобывающей промышленности республики связаны с расширением освоения золоторудных месторождений в Усть-Майском, Олёкминском, Оймяконском и Томпонском районах.
 
Также в прошлом году совместное предприятие «ТриАрк Майнинг», созданное при участии Госкорпорации «Ростех», приступило к разработке одного из крупнейших в мире Томторского месторождения редкоземельных металлов.
 
Начата промышленная добыча сурьмяной руды в Оймяконском и Верхоянском районах, готовится начало промышленной добычи серебра в Томпонском районе.
Мы рассчитываем, что компания «Мечел» выйдет из сложной ситуации с долгами и продолжит освоение судьбоносного для Якутии Эльгинского месторождения коксующихся углей.
 
В марте этого года Правительством России утвержден перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока, куда включены два инвестиционных проекта Якутии: строительство горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» и Таёжного горно-обогатительного комбината железных руд. Также мы работаем над включением ряда проектов в перечень территорий опережающего социально-экономического развития.
 
В условиях формирования новой модели Дальнего Востока мы тесно взаимодействуем с федеральными министерствами и ведомствами. По возможности выносим болезненные для нас вопросы на уровень руководства страны. И нередко нам удается убеждать центральные власти в своей правоте, доказывать, что Якутия – регион своеобразный, не всегда вписывающийся в общие правила и методики.
 
Как пример, совсем недавно, с учетом моей просьбы, Дмитрий Анатольевич Медведев поручил исполнителям внести изменения в постановление Правительства РФ №999 от 30 сентября 2014 года, регламентировавшее правила предоставления федеральных субсидий региональным бюджетам с привязкой к численности населения субъектов. Из-за этого мы могли бы недополучить существенные средства. Теперь ситуация будет исправлена.
С подобными нестыковками, непродуманными до конца нормативными актами или наоборот отсутствием конкретных решений мы сталкиваемся регулярно. И чтобы устранять возникающие проблемы или пробелы ведем непрерывный диалог с руководителями федеральных органов исполнительной власти. По подсчетам моих специалистов, за пять лет я провел более двухсот встреч, совещаний, переговоров только с руководителями федеральных министерств и ведомств, не считая контактов с нашими бизнес-партнерами, и с нашими зарубежными друзьями.
 
Уважаемые коллеги!
 
Очень коротко остановлюсь на показателях за пять лет по основным направлениям экономики и социальной политики.
 
Жилищное строительство. На реализацию жилищных программ направлено более 27 миллиардов рублей. Совокупный объем ввода жилья с 2010 года составил 1 млн. 870 тысяч квадратных метров жилья. Почти 28 с половиной тысяч семей обрели новое жилье. Более 14 тысяч семей улучшили свои жилищные условия с помощью государства, в том числе 4 тысячи – только за прошлый год. Более 4 тысяч семей переселено из аварийного жилья. Перед нами стоит задача завершения переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым до начала 2012 года. Это направление было приоритетным, таковым и остаётся.
 
Жилищно-коммунальное хозяйство. В целях повышения эффективности управления отраслью начаты структурные преобразования. Общий износ коммунальной инфраструктуры снизился с 60 до 53 процентов. За пять лет в два раза уменьшилось количество аварийных технологических нарушений. Якутия вошла в число пяти регионов страны, которые получили положительное решение Фонда содействия реформированию ЖКХ на поддержку программ модернизации систем коммунальной инфраструктуры. ЖКХ – это самый сложный, самый ответственный участок работы правительства, требующий более решительных шагов для дальнейшего улучшения ситуации.
 
Транспорт. За пять лет из бюджетов всех уровней на развитие транспортного комплекса направлено более 150 миллиардов рублей. Продолжается реконструкция федеральных автодорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй». Только в прошлом году построено и реконструировано более 150 километров дорог, отремонтировано 300 километров.
Продолжается реализация программ субсидирования внутрирайонных социально значимых авиаперевозок с возмещением до 70 процентов себестоимости авиатарифа. Нам удалось получить в собственность республики контрольный пакет акций ОАО «Ленское объединённое речное пароходство», и сегодня можем гарантировать завоз жизнеобеспечивающих грузов для северо-востока страны.
 
Но, несмотря на все наши усилия, транспортная доступность в республике по-прежнему остается ограниченной. Нам предстоит продолжать искать способы для кардинального изменения ситуации, использовать для этого все имеющиеся ресурсы и возможности.
 
Связь. Настоящим прорывом для республики стало введение двух магистральных волоконно-оптических линий. Это привело к заметному снижению стоимости тарифов на доступ к сети Интернет для конечных потребителей. Техническая возможность широкополосного доступа к сети Интернет предоставлена уже в 426 населенных пунктах, где проживает 97 процентов населения республики. В прошлом году дан старт проекту Ростелекома по устранению цифрового неравенства в субъектах России. Для Якутии это означает строительство двух с половиной тысяч километров оптических сетей связи, а для арктических и северных районов республики – расширение спутниковых ресурсов. Зона охвата сотовой связью возросла до 455 населенных пунктов Якутии (это 98 процентов населения). Но, как вы понимаете, в ближайшие годы и в этой социально значимой отрасли нужно сделать ещё очень много.
 
Экологическая безопасность. В целом экологическая ситуация в республике остается стабильной при наличии локальных загрязнений в крупных населенных пунктах и в ряде районов интенсивного промышленного освоения. Действует государственный экологический надзор. Охват территории республики экологическим мониторингом увеличен до 43 процентов. Появилось новое направление – «радиационный мониторинг». Ведется экологическое сопровождение реализации всех крупных инфраструктурных проектов и планируемых районов падения отделяющихся частей ракет-носителей космодрома «Восточный». Экологическая защита становится предметом особой озабоченности общественности, что требует максимальной открытости деятельности властей и хозяйствующих субъектов.
 
Образование. Принят новый республиканский закон об образовании, в котором отражены вопросы языковой политики, государственной поддержки малокомплектных школ, агрошкол. Введено 86 детских садов на 5,5 тысяч мест. С этого года частным детским садам, имеющим лицензии, будет оказываться государственная поддержка. Перед нами стоит задача дальнейшего строительства детских садов для полной ликвидации очередности до 2017 года.
 
Доля ветхих и аварийных школ снизилась до 8 процентов. С учетом будущего износа общая потребность в новом строительстве составляет ещё более 90 школ. Но самое главное, вкладывая огромные средства в развитие материальной базы и повышение заработной платы работников отрасли, мы должны создавать условия для более качественного образования. Думаю, уже наступило время спроса в этом важнейшем процессе. Затраты на образование не могут просто уходить в песок.
 
Здравоохранение. За пять лет введено в строй 62 объекта здравоохранения. Начато строительство ещё 72-х объектов. На обеспечение высокотехнологичным оборудованием выделено более 10 миллиардов рублей. Ощутимо повышена заработная плата врачей. Произошло уверенное снижение уровня заболеваемости по основным видам социально значимых болезней и инфекционных заболеваний. Ощутимо сократилась смертность населения, как взрослая, так и детская.
 
На 2015-2016 годы с Минздрава республики не снимается задача по реализации проекта «Якутский онкологический диспансер». Для более эффективной работы здравоохранения нам необходимо продолжить совершенствование содержательной работы и структуры медицинских учреждений, модернизацию отрасли.
 
Пропаганда здорового образа жизни и борьба с алкоголизацией. По данным статистики, достигнуто снижение потребления алкогольной продукции по республике почти на треть – с 9 до 6,5 литров на душу населения. На 10 процентов сократилось число лиц, имеющих алкогольную зависимость, в два раза снизилась смертность населения от злоупотребления алкоголем. Создан Республиканский центр медицинской профилактики, а также районные центры здоровья, отделения и кабинеты медицинской профилактики. По итогам их работы заметно снизилась доля курящих людей, приостановлен рост доли людей с повышенным давлением и холестерином, низкой физической активностью. Уже почти 30 процентов населения республики систематически занимаются физической культурой и спортом.
 
К сожалению, при принятии республиканского закона об ограничении розничной продажи алкогольной продукции были допущены опрометчивые решения, которые привели к очевидным проблемам. Надеюсь, парламент республики примет соответствующее решение по наведению порядка в этом вопросе.
 
Культура. На реализацию государственной программы «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии» за пять лет затрачено порядка 10 миллиардов рублей. Созданы новые республиканские учреждения культуры. Реализуется Концепция поддержки и развития чтения в республике. Достигнут заметный рост посещаемости концертных организаций, театров и клубных учреждений. Начата реализация республиканского закона о культуре. Инициативы, выдвинутые в рамках Года культуры в России, а также в рамках подготовки к 100-летию Якутской АССР, будут отражены в Концепции культурной политики республики до 2030 года, которая пройдёт всенародное обсуждение.
 
Межнациональные отношения. В республике сохраняется стабильная ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Более 40 национально-культурных объединений, некоммерческих организаций и кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера, казачьих обществ из 11 районов получили государственную поддержку на реализацию значимых проектов республиканских социально-ориентированных некоммерческих организаций. Национальная политика была и остается в центре внимания властей республики. Особый акцент мы и впредь должны делать на контроле внешней миграции, при въезде иностранцев на территорию Якутии необходимо создавать условия для недопущения любых дестабилизирующих проявлений.
 
Борьба с преступностью. Благодаря консолидации усилий правоохранительных структур, органов исполнительной и законодательной власти и общественности республики, успешно решаются задачи по устранению причин, ведущих к криминализации общества. В результате, оперативная обстановка в республике характеризуется ежегодным снижением регистрируемой преступности и увеличением раскрываемости. За пять лет уровень преступности на 100 тысяч человек населения сократился с 1800 до 1100 случаев, что является лучшим показателем среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
 
Не стоит в стороне от борьбы с преступностью и общественность. Таким образом, на мой взгляд, сегодня пришло время создания общественных муниципальных органов охраны порядка. Для этого необходимо внести некоторые дополнения в действующее региональное законодательство.
 
Борьба с коррупцией. Ситуация по борьбе с коррупцией в республике в целом положительная. Принимаются механизмы изъятия полномочий по размещению заказов у исполнительных органов власти. Идет их централизация. Созданы условия для ограничения контактов чиновников с потребителями государственных услуг посредством работы многофункциональных центров. Повышается персональная ответственность. На сегодняшний день, в том числе благодаря деятельности парламента, в Республике Саха (Якутия) создана вся необходимая нормативно-правовая база по противодействию коррупции. Но чтобы ещё более усилить работу в этом направлении, я также принял решение создать Антикоррупционный общественный совет, в состав которого войдут представители общественных и некоммерческих организаций.
 
Правовая и финансовая культура. Наряду с обеспечением открытости деятельности органов власти, решается и другая задача – повышение правовой грамотности населения. Соответствующие государственные структуры, общественные организации активно подключаются к оказанию юридической помощи гражданам. Потребность в юридических консультациях такова, что эту работу нужно поставить на системную основу.
Принципиально важно заниматься и повышением финансовой грамотности населения. Нам пора придумывать какие-то специальные программы и инструменты для снижения рисков неплатежоспособности жителей республики, ограждения их от ошибок, связанных с потребительским отношением к расходам.
 
Надо уметь жить по средствам, вести расходы эффективно. Это относится и к обычным гражданам. Это относится и к руководителям предприятий, которые должны думать не только о финансовых результатах, но и нести ответственность за своих работников. Не заниматься самодурством, не увольнять и не выбрасывать на улицу людей, когда этого можно избежать, своевременно выплачивать заработную плату.
 
Уважаемые народные депутаты!
 
От десяти постоянных комитетов парламента по курируемым направлениям в мой адрес поступило 29 вопросов, касающихся деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Эти вопросы затрагивают все отрасли экономики республики. На все поставленные вопросы накануне направлены подробные ответы и разъяснения. Думаю, сегодня будут и другие вопросы.
 
Дорогие якутяне!
 
Объективные факты и цифры свидетельствуют о том, что за минувшие пять лет республика стабильно и последовательно развивалась.
 
Да, у нас ещё достаточно задач, с которыми мы пока не справляемся в полной мере. Это касается слабых темпов инвестиций в малый бизнес, низкого уровня благоустройства поселений, системных проблем в проведении градостроительной политики, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сельском хозяйстве. По объективным причинам не удаётся обновить основные средства предприятий авиации и речного флота. О некоторых других проблемах я уже говорил выше.
 
Но при всём при этом в целом мы живем неплохо, хотя, я знаю, не все с этим согласны. Потому что желание людей жить ещё лучше объяснимо и естественно. Любое улучшение порождает стремление к новым, ещё большим благам. Тем не менее, по данным социологических исследований, большинство якутян довольны положением дел в республике.
 
При всех прочих условиях, надо отдавать себе отчёт в том, что сегодняшний период является поворотным не только в российской, но и в глобальной истории. И мы являемся его непосредственными участниками.
 
Не собираюсь излишне обострять текущую ситуацию. Но очевидно, что во времена потрясений – больших или малых, в первую очередь страдает экономика.
Итоги первого квартала этого года продемонстрировали определенные сложности, вызванные влиянием внешних факторов. Речь, прежде всего, идет о проблеме доступности финансовых ресурсов, высоких процентных ставках на кредиты, трудностях ипотечных операций, неподъёмности лизинговых сделок.
 
В начале года был принят План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в республике.
О том, с какими потерями и достижениями мы пройдем 2015 год, судить пока преждевременно. Но чтобы потери были минимальными, я бы хотел напомнить вам то, о чём говорил ровно год назад. Тогда я назвал три главные цели, которые поставил перед собой, приступая к обязанностям главы республики.
 
Первая из них – кардинально улучшить качество управления в государственных и муниципальных органах власти. Создать такую систему подготовки и подбора управленческих кадров, при которой число недобросовестных, безответственных людей, попадающих в структуры власти, будет сокращено до минимума. Может быть, не так быстро, как хотелось, но мы такую систему выстраиваем.
 
По итогам прошлого года и пятилетки в целом не стал бы выделять какие-то конкретные органы власти. С моей точки зрения, все министерства отработали этот период достаточно ровно. У всех в работе есть и недостатки, и несомненные заслуги. Но в стиле и методах своей работы они старались приблизиться к проблемам и запросам общества.
Вторая масштабная задача, которую я поставил перед собой – научить якутян жить и работать в условиях рынка. Не просто пробудить в них предпринимательскую инициативу, а открыть перед ними широкие возможности экономической свободы, когда можно своим трудом создавать свое собственное благополучие, а не надеяться на кого-то другого.
 
Ориентируясь на это, мы объявили 2015 год Годом предпринимательства. О том, сколько в республике делается для вовлечения населения в предпринимательскую среду, я не раз заявлял и не буду повторяться.
 
И наконец, еще одна моя стратегическая цель, которая в нынешних условиях становится как никогда актуальной. Это гражданская активность. Она должна проявляться буквально во всем – от организации благотворительных акций и уборки своих дворов до глубокого контроля за действиями органов власти. В условиях нестабильности, когда многие проблемы обнажаются с особенной остротой, гражданская активность должна восприниматься как тотальная, всеобъемлющая задача.
 
Любой кризис проходит и делает нас сильнее. Трудности всегда мобилизуют, а вызовы заставляют объединяться, к чему я призываю всех якутян с первых дней своей работы на посту главы республики.
 
Уважаемые народные депутаты и члены правительства!
 
Мы с вами обязаны использовать любую возможность, чтобы улучшать жизнь в республике. Если у нас появляется для этого хотя бы малейший шанс, его нельзя упускать.
Призываю вас действовать сообща, а не разрозненно. Во всех делах и начинаниях руководствоваться интересами людей, а не личными амбициями. Работать с полной самоотдачей, стремясь максимально реализовать потенциал республики, но при этом оставаться реалистами.
 
Тогда наша политика будет честной и правильной, и нам не будет стыдно за свою работу ни перед нынешним, ни перед будущими поколениями якутян.
 
Спасибо.
Опубликовано: 27 мая, 2015 - 13:46
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице