Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Елена Голомарёва: «Главное – взаимное уважение друг к другу – местного сообщества и недропользователей» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
28 сентября 2023 года, 00:20 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (03:00)

Елена Голомарёва: «Главное – взаимное уважение друг к другу – местного сообщества и недропользователей»

В России всерьез заговорили о социальной ответственности бизнеса после того, как В.В.Путин обратил особое внимание на эту проблему. «Социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса, и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ», – говорится в Послании Президента Федеральному  Собранию Российской Федерации 2006 года.
 
Требование и посыл Президента страны направлены на исполнение основных норм Конституции Российской Федерации. В п.1 статьи 7 Конституции РФ говорится, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» рассматривает всю территорию Крайнего Севера, Арктики в качестве стратегической ресурсной базы России на будущие десятилетия.  Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока предполагает укрепление социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов, сохранение их исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе целевой поддержки государства. Реализация указанной Концепции и Стратегии развития Арктики, а также положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и законодательства Республики Саха (Якутия) в части защиты конституционных прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока становится особо актуальной в связи с освоением промышленностью новых территорий.
 
Законодательство   должно отвечать вызовам времени. Не должно быть конфликта интересов между коренными народами и промышленными компаниями, а это зависит от позиций и социальной направленности соглашений между руководителями Компаний недропользователей и муниципальными образованиями, родовыми общинами на этих территориях. Потенциальные выгоды и долгосрочность инвестиций не должны стать поводом скоропалительных решений. Право равного голоса, право быть услышанным, право на благоприятную среду обитания, право на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни – это те вопросы, которые будут обсуждены на парламентских слушаниях « Правовое регулирование вопросов  взаимодействия промышленных компаний -недропользователей и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в местах их компактного проживания», проведение которого запланировано в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Якутии 28 апреля 2015 года.
 
Конституция РФ выстраивает конкретные ориентиры:
 
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2);
-земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ч.1 ст. 9);
 
-владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36);
 
-каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
 
-каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).
 
Приведенные положения составляют ядро конституционно-правового поля использования и охраны природных ресурсов коренными малочисленными народами и недропользователями-природопользователями. Они предопределяют общие направления правового регулирования отношений между ними. Добыча ресурсов должна осуществляться без ущерба для природы, с учетом интереса общества, государства, иных публично-территориальных образований, с учетом мнения и прав малочисленных народов, на исконных территориях которых происходит освоение недр.
 
Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. органам государственной власти субъектов Федерации «по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов» предоставляется право  использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов (п.2); в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов (п.3);наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств (п.10).
 
Закон РФ « О недрах» от 21 февраля 1992 г уполномочивает органы государственной власти субъектов Федерации осуществлять защиту интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешать споры по вопросам пользования недр, участвовать в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых и представлять в федеральные органы государственной власти соответствующие предложения (п.10,13 ст.4).Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации не могут ограничиваться статьями данного закона, не являются исчерпывающими, так как расширение защиты интересов излагается и другими федеральными законами в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера.
 
Некоторые параметры отношений
 
Федеральное законодательство, учитывая конституционные и международно-правовые установления, определяет некоторые параметры отношений коренных народов с природопользователями: гарантирует коренным народам права на пользование землей; дает право участвовать в осуществлении контроля за ее использованием, соблюдением природоохранного законодательства; дает право выдвигать вопросы в решении защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;право на проведение экологических и этнологических экспертиз;право на возмещение убытков, причиненных им в результате хозяйственной деятельности (ст.8 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в РФ»);  могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов. (ч.3 ст. 31 Земельного Кодекса РФ). 
 
Гарантии прав коренных малочисленных народов в республиканском законодательстве
 
Конституция Республики Саха (Якутия) гарантирует коллективные права коренных малочисленных народов Севера на природные ресурсы (ст.5), а также права этих народов на владение и пользование землей и природными ресурсами, на защиту посягательств на этническую самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры (ст.42),   пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, осуществляется при условии компенсации ущерба, причиненного окружающей среде и традиционному образу жизни этих народов, определение перечня и статуса природных ресурсов на территории Республики Саха (Якутия), а также порядка компенсации ущерба осуществляется в соответствии с законодательством и соглашениями (104.1)
 
Эти положения получают развитие в текущем республиканском законодательстве, которое предусматривает:
 
-особые правила охраны оленьих пастбищ, связанные с использованием на этих пастбищах тяжелого транспорта, хранением, транспортировкой, утилизацией, удалением и захоронением промышленных отходов (ст. 23 Закона Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве»);
 
 -права общин коренных малочисленных народов Севера на участие в контроле за исполнением природоохранного законодательства, в проведении экологических и этнологических экспертиз, на возмещение ущерба, нанесенного угодью (ст. 16,17 Закона «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)»);
 
 -промышленное использование земель и природных ресурсов на территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности допускается при обязательном проведении экологических и этнологических экспертиз, с заключением договоров природопользователей с органами местного самоуправления и общинами, с возмещением ущерба соответствующим лицам; промышленная деятельность может быть приостановлена или запрещена, если она нарушает режим данных территорий (ст.22, 23 Закона «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)», ст. 13, 15 Закона «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»;
 
- порядок проведения этнологической экспертизы (Закон Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
 
Правовые нормы федерального и республиканского уровня охватывают различные направления жизнедеятельности малочисленных народов и недропользователей. На территории республики по данным Государственного Комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию на 03.03.2015г имеют действующие лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых 136 предприятий. Анализ выполнения лицензионных соглашений в части заключения договоров (соглашений) о социально-экономическом взаимодействии недропользователей с муниципальными образованиями, родовыми общинами коренных малочисленных народов подчеркивает актуальность вопроса, поднимаемой на парламентских слушаний Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В 10 арктических улусах зарегистрировано 32  предприятия, имеющих 55 лицензий, заключено 7 соглашений (договоров) с пятью предприятиями. Обязательства, прописанные правовыми актами Российской Федерации, республиканского законодательства  перед коренными малочисленными народами соглашениями (договорами) прикреплены АК (АЛРОСА) (ОАО), ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Нижне-Ленское»,   ОАО «Звезда», ООО «Восток инжиниринг».
 
Коренные малочисленные народы Севера проживают на территории 21 муниципального района республики. В перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации входят 70 сельских населенных пунктов в 21 улусе (районе) Якутии. Кроме этого, подвергаются промышленному освоению 12 населенных пунктов в пяти улусах (районах) (Алданском, Мирнинском, Нерюнгринском, Олекминском, Усть-Майском) Республики Саха (Якутия). На территории Южной Якутии реализуются промышленные проекты: строительство нефтепровода «ВС-ТО» АК «Транснефть», газопровода «Сила Сибири» ОАО «Газпром», железной дороги «Томмот-Нижний Бестях» ОАО «Железные дороги Якутии», освоение железорудного месторождения «Таежное» ГМК «Тимир», золоторудного месторождения «Гросс» и т. д.
 
Есть возможности укреплять и решать острые социальные и экономические проблемы в местах компактного проживания коренных народов, только при взаимном уважении друг к другу – местного сообщества и недропользователей.   Получения общественного одобрения – первый, основной, стратегический шаг к осуществлению больших проектов природопользователей (недропользователей), второй шаг – заключение соглашения (договора) с органами местного самоуправления, родовыми общинами. Это путь к развитию этих территорий, повышению благосостояния населения.
 
Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва
 
Опубликовано: 21 апреля, 2015 - 18:35
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице