9 августа 2022 года, 07:50 (UTC+9:00) t в Якутске: 15 (09:00)

Гульсум Бейсембаева: «Главное – быть на связи с избирателями»

Вот уже полтора года Гульсум Агзамовна Бейсембаева представляет Мирнинский избирательный округ № 21 в Государственном Собрании (Ил Тумэн) РС(Я). Напомним, по итогам выборов в сентябре 2013 года в парламент Якутии прошли представители пять политических партий, из них впервые – ЛДПР и «За женщин России». Гульсум Агзамовна была выдвинута региональным отделением Народной партии «За женщин России». Интересный факт: она единственный депутат в Российской Федерации, представляющий эту партию на региональном уровне.
 
Работа в Государственном Собрании: Комитет по вопросам местного самоуправления – заместитель председателя; входит в состав Комитетов по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций; по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту.
 
- Гульсум Агзамовна, в 2013 году произошли решающие изменения в Вашей жизни. Вас избрали народным депутатом Якутии. Как себя ощущаете в новой роли?
 
- Это было непростое решение – участвовать в выборах. Еще более трудным было пройти через выборы в одномандатном округе. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить моих избирателей за оказанное доверие представлять их интересы на таком высоком уровне. Боялась ли я? Страха не было однозначно, ведь знала, куда иду. Но вот ответственности прибавилось. Потом появилось ощущение большой потери. Я поняла, что все, чем занималась долгие годы с большой любовью и ответственностью, придется оставить. Вот это было тяжело. И еще трудно было оставлять свой коллектив. Особенно, моих молодых коллег, с которыми строили амбициозные планы проведения предстоящих юбилеев, культурных, молодежных мероприятий, разрабатывали информационные проекты. Сегодня я понимаю, что шаг был сделан правильный. И благодарю тех людей, которые помогли мне его сделать. Появилась хорошая возможность проявить себя и принести пользу уже на новом месте. Пожалуй, все произошло диалектически верно. Ведь, если человек может сделать больше, то он должен это делать. А что касается ощущений, так работы меньше не стало. Как и раньше, «покой нам только снится».
 
- Вы заседаете в парламенте республики второй год. Наверняка уже сложилось мнение о коллегах-депутатах, принципах организации работы.
 
- Основной принцип работы парламента – это коллегиальность. Согласно регламенту до обсуждения и принятия решений на пленарном заседании, вопросы обсуждаются в профильных комитетах. Конечно, по возможности стараюсь принимать участие в заседаниях комитетов - очно или заочно. А пленарного заседания не пропустила ни одного.
 
Я – депутат молодой. К сравнению, другой представитель нашего района Юрий Николаев избран уже на третий срок. Есть и аксакалы, избранные уже в 5 раз, среди них сам спикер Александр Жирков. Государственное Собрание 5 созыва – это представители 5 политических партий. Мнение о коллегах в основном только позитивное. Это люди с достаточным жизненным и профессиональным опытом, в том числе, опытом работы главами районов, руководителями учреждений, предприятий, организаций, бизнес-структур. Радует, что среди коллег немало молодых людей. 11 женщин прошли в парламент. Конечно, все мы разные. Но я глубоко убеждена, при принятии решения все без исключения должны руководствоваться главным – интересами жителей нашей республики.
 
- Внимательный читатель не пропустил журналистскую реплику в одном из выпусков газеты «Якутия» с Вашим фото: - Гульсум Бейсембаева хотела увидеть министров. Это о чем?
 
- Это было на одном из заседаний, когда был представлен доклад Виктора Федорова по итогам расследования причин срыва навигации 2013 года на реке Индигирка. Депутат Федоров возглавил тогда специально созданную комиссию. Комиссия представила общую оценку работы соответствующих структур, персональных виновных. В общем, вниманию депутатов была предложена очень серьезная информация, по итогам обсуждения которой могли быть сделаны, в том числе, и организационные выводы. А оказалось, что депутаты слушали самих себя. На тот момент в зале заседаний не оказалось ответственных руководителей, непосредственно отвечающих за северный завоз. Вот я и задала соответствующий вопрос спикеру, за  который  ухватились журналисты. Меня тогда поддержали и другие депутаты.
 
А насчет реплики хочу сказать следующее. Это показательный пример. Есть фото и цитата. А в самом тексте про обсуждение ни слова. Мне, конечно, с одной стороны приятно, видеть свое фото в республиканской газете. Но, читатель, думаю, не понял, о чем, собственно,  речь.
 
- Расскажите подробнее об одном из вопросов, принятие постановления по которому было отложено именно по Вашему предложению.
 
- Да, был и такой эпизод. Речь идет о докладе Уполномоченного по правам человека в РС(Я) по итогам 2013 года. Это был очень обстоятельный доклад о состоянии дел по соблюдению прав и свобод человека и гражданина на территории республики.  Институт Уполномоченного  по правам человека отметил свое  10-летие. Это дата – хороший повод, чтобы подвести итоги деятельности, сделать определенные выводы.
 
Естественно, что доклад вызвал ряд вопросов со стороны депутатов. Одним из вопросов, который интересовал меня, было согласование с органами местного самоуправления создания  спецприёмников для содержания перед  депортацией иностранных граждан в четырёх городах, в том числе, в Мирном.  С этой инициативой  вышло УФМС. В свое время мы проводили обсуждение  с руководством района, города, АК «АЛРОСА» с участием представителей УФСИН вопроса о создании в городе Мирном специального учреждения для содержания заключенных за незначительные правонарушения. И речь шла о выделении территории с соответствующим комплексов необходимых услуг.  К консенсусу  тогда мы не пришли, взяли тайм-аут. Т.е., мы еще здесь не согласовали   вопрос, с которым вышло Управление ФСИН, посчитали, что  он  требует специальной проработки, как выходит следующее предложение, уже от УФМС,  о создании очередного специфического во всех отношениях учреждения.  А ведь наш город Мирный и Мирнинский район – зона деятельности стратегических объектов, какими являются «АЛРОСА» и «Якутскэнерго» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 
Более того, подготовленный проект постановления по этому вопросу состоял из двух пунктов: принять к сведению и обнародовать. Естественно, я не могла согласиться с такой формулировкой и выступила с предложением расширить постановление, внести соответствующие порученческие пункты, учитывая, что основными функциями Ил Тумэна  являются контрольные полномочия.  Мое предложение было поддержано спикером Государственного Собрания и одобрено депутатами.  Александр Жирков поручил подготовить расширенный проект постановления, который и был принят на очередном пленарном заседании парламента уже в июне.
 
- Вообще, как часто Вы пользуетесь правом выступить на заседании Государственного Собрания?
 
- Думаю, на половине заседаний я задавала какие-либо вопросы либо выступала с предложениями. Стенограммы заседаний на официальном сайте парламента открыты к доступу, избиратели могут поинтересоваться ходом заседаний.
 
Так, при отчете министра внутренних дел в прошлом году, меня, прежде всего, волновали проблемы нашего города и района. И я их озвучила: это закрытие поста ГИБДД на 13 км, сокращение штата, необходимость усиления службы участковых инспекторов. Также я предложила использовать в республике опыт работы, созданной в Мирнинском районе школьной инспекции. Эту работу в свое время возглавила районная администрация.
 
Еще на стадии рассмотрения на совместном заседании комитетов проекта закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных»,  я говорила о том, что надо более тщательно подходить к этому  вопросу, ведь речь идет о безнадзорных и бродячих животных, прежде всего, собаках.  Этими вопросами должны заниматься по федеральному законодательству  органы  ветнадзора, а мы передаем эти функции муниципалитетам. Я считаю, что и финансовых средств выделено было недостаточно. Эта проблема стала настоящей бедой наших населенных пунктов.
 
- Вы голосовали за этот проект?
 
- Я голосовала за него, поскольку на тот момент, когда произошли несчастные случаи на территории республики, в частности, с детьми, надо было принимать срочные меры. Более того, надо было успевать решить финансовые вопросы – предусмотреть средства в бюджете. Но, зная, опыт работы нашего города, я попросила мэрию подготовить в мой адрес предложения и замечания  по реализации принятого закона. Также направила подобные обращения главам Удачного и Айхала. Если будет необходимость, уже с учетом опыта реализации данного закона на конкретной территории, можно будет внести необходимые коррективы в него. Повторюсь, меня волнует, что муниципалитет должен создавать соответствующие органы по учету, регистрации, отлову животных, пункты их пребывания и т.д. Я не уверена, что это функции местной власти. Этим должны заниматься специализированные учреждения. Иначе для исполнения данных полномочий необходимо передавать финансирование в соответствующих размерах.
 
- Расскажите о работе в Комитете по вопросам местного самоуправления, где являетесь заместителем председателя.
 
- Пожалуй, работа именно в этом профильном комитете стала для меня основной. Ведь это время совпало с внесением изменений и дополнений в основной закон МСУ – наш 131-ФЗ. Название этого ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» у всех на слуху. Обсуждением этих изменений занималась практически вся страна. И мы не исключение. Здесь и заседания нашего профильного комитета, обсуждение вопроса на Совете руководителей представительных органов при Государственном Собрании. Там мне довелось выступить и изложить нашу точку зрения. А она, как вы знаете, отличалась от мнения группы разработчиков нового закона.
 
Наконец, в Госсобрании состоялось рабочее совещание с участием одного из разработчиков закона, члена Совета Федерации ФС РФ С. Киричука. На встрече с главой республики также было подтверждено мнение о сохранении одного из главных постулатов МСУ – выборности его органов – главы муниципального образования и депутатов.
 
Следующий этап – это мое участие в публичных слушаниях, которые проводил Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы РФ. Конечно, очень  ответственный момент. Во-первых, получить слово, даже при заранее оговоренном участии, было проблематично. Во-вторых, я высказывала не просто свое мнение, а выверенную точку зрения целого региона.  Главным итогом участия в публичных слушаниях считаю то, что нас услышали.
 
И пусть закон принят не совсем в нужных нам формулировках, тем не менее, есть результат: регионы получили право самим определять, каким должно быть самоуправление в конкретной республике, крае, области.
 
- К слову, наша республика уже воспользовалась этим правом. Принят соответствующий закон. Вше участие в этой работе?
 
- Да, эта работа уже проведена. Здесь, правда, не обошлось без определенных коллизий, но -  по порядку. Группой депутатов, куда входила и я, был подготовлен проект закона РС(Я) «О внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)». Проект был подготовлен с учетом проведенных обсуждений при широком участии муниципальной общественности республики. А мнение было однозначным: не менять систему МСУ, сохранить выборность, как главный принцип формирования местных органов.
 
Но при подготовке проекта закона, выяснилось, что часть депутатов внесли поправки в проект закона в части возможности избрания в селах глав из состава депутатского корпуса. Я была вынуждена выйти из состава авторов законопроекта и подготовить свои изменения ко 2-ому чтению. Мою позицию коллеги поддержали, под поправками подписался 21 депутат (к сведению, представители 4 политических партий из 5).
 
Большинство мы преодолеть не сумели. Закон принят с так называемой вариативной возможностью избрания глав из числа депутатов. Но вопрос сейчас в другом. По информации Департамента по вопросам местного самоуправления, ни одно сельское муниципальное образование республики не внесло изменений в уставы, чтобы воспользоваться представленной возможностью и применить на практике новую норму. Для меня это говорит о зрелости местного самоуправления и желании населения сохранить главный принцип МСУ – выборность его органов.
 
- В апреле этого года вы вновь участвовали в парламентских слушаниях в Госдуме. Поделитесь впечатлениями.
 
- На этот раз Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам МСУ провел слушания по реализации поправок в законодательстве об организации местного самоуправления (в разрезе принятых федеральных законов № 136 и № 8). Я была на слушаниях в составе делегации Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Были интересные выступления депутатов Госдумы, представителей министерств, ведомств. В этот раз от АСДГ должен был выступить вице-президент Р. В. Бабун. По его мнению, троекратное сокращение базового перечня вопросов местного значения для сельских поселений не может укрепить сельские поселения и улучшить качество предоставления муниципальных услуг на селе. А внедрение новых способов замещения должности главы муниципального образования - есть ограничение участия населения в осуществлении местного самоуправления. Получается, президента страны можно избирать. А свою местную власть в лице главы или мэра - нет.
 
По окончанию слушаний, я имела возможность высказать свои предложения и замечания председателю профильного Комитета В.Б. Кидяеву. На что он предложил встретиться отдельно и обсудить эти вопросы. Такая встреча состоялась уже следующим утром. Более того, в ней принял участие С.М. Киричук. Мне удалось пообщаться с руководителями, от взглядов и мнения которых зависят принимаемые решения по местному самоуправлению. Я обратила внимание на необходимость учета мнения действующих Ассоциаций МСУ, в том числе АСДГ, организации более чем с 20-летним опытом работы. Кроме того, я посчитала преждевременным представлять опыт деления города Челябинска на внутримуниципальные районы, как положительный. Там не все так гладко, как хотелось бы, есть обращения в суд. Нужно время, чтобы все понять, изучить мнение населения. Виктор Борисович Кидяев выразил готовность работать с депутатами регионов, в том числе якутскими, чтобы лучше знать ситуацию на местах. Более того, председатель профильного Комитета Госдумы намерен принять участие в одном из мероприятий, проводимых Комитетом по вопросам МСУ Государственного Собрания (Ил Тумэн).
 
Вот таким образом удалось поработать в Госдуме. Мы плывем в одной лодке под названием МСУ. И от того, какие законы и решения будут приниматься на федеральном и региональном уровнях, напрямую зависит, как будет обустроена жизнь на местах.
 
- Работа с избирателями является неотъемлемой частью Вашей депутатской деятельности.  Расскажите о ней.
 
- С жителями города, района, избирателями связь поддерживаю постоянно. Стараюсь принимать участие во всех проводимых общественно-политических мероприятиях. Практически ежемесячно проходит прием граждан, об этом люди узнают из газеты, городского сайта. Некоторые вопросы приходится и в срочном порядке решать. Жизнь ведь не построишь по строго определенному графику. Принцип моей работы – быть на связи с избирателями. По возможности, решать те проблемы, с которыми они обращаются. Люди должны знать, чем занимается депутат. А я в свою очередь – как живут люди. Пока эта связь есть, есть смысл моей деятельности.
                                                                                                                                            
Илья Уткин, общественный помощник народного депутата Республики Саха (Якутия) Г.А. Бейсембаевой
 
Опубликовано в общественно-политической газете
«Мирнинский рабочий» № 66 (10201) от 16 мая 2015 года
  
Опубликовано: 26 мая, 2015 - 16:39
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице