Что и говорить, вопросы состояния жилищного фонда, предоставления жилищно-коммунальных услуг не сойдут с повестки дня еще ни один десяток лет. (Дай Бог мне ошибиться!) Это показали и прошедшие отчеты местной и государственной власти.Население с завидным постоянством пытается вникать в нововведения, касающиеся эксплуатации жилищного фонда. Вот только-только начали разбираться с управляющими компаниями. Появляются-таки инициативные люди, которые следят за обслуживанием своих домов, пытаются разобраться в дебрях платежных квитанций, уже проводят собрания по замене неустраивающих их УК. Процесс, как говорится, пошел, как тут свалился на бедные головы квартиросъемщиков капремонт.
Конечно, население оказалось, как и в большинстве случаев, не готовым к такому нововведению. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что разъяснительная работа проводилась, печаталась информация, развешивались объявления. Первыми с вопросами побежали по приемам, конечно, пенсионеры. Сумма, которая для работающей части населения оказалась вроде бы несущественной, пожилым людям показалась значительной. Потом стали вникать в суть вопроса люди помоложе. Они обратились туда, куда им рекомендовали, - к интернет-источникам. И нашли-таки свои дома в списке поставленных на ремонт. И очень даже удивились. Выходило, план расписан на очень далекую перспективу. Допустим, один дотошный житель узнал, что его дом подлежит ремонту аж в 2033 году! Потом он посчитал, сколько средств за эти годы будет внесено им конкретно и всем домом, если все исправно будут платить. Получались головокружительные суммы, которые где-то как-то должны копиться, кто-то ими должен распоряжаться. И тут за голову схватился уже совсем не пенсионер: «А буду ли я жить в этом доме до 2033 года? Кто управлять будет моими средствами все эти годы?» И адресовал, как это водится, вопрос самой приближенной к нему власти - в мэрию. А ему в ответ пресловутое - не наши полномочия. Тут, аккурат, правительство с отчетом приехало. Человек туда со своим вопросом. Мол, почему городская власть в таком важном вопросе не участвует? Кто лучше нее может знать, в каком состоянии дома находятся? А ему со сцены также грамотно объясняют: не наши это полномочия, федералы решают, что, где, когда ремонтировать, это их фонд, мы им не распоряжаемся. Мы, мол, по их заданию только план капремонта составили по республике. Вот такой замкнутый круг получается. А как же наши пенсионеры? Надо отметить, что на федеральном уровне приняты льготы в отношении инвалидов I и II групп, семей с детьми-инвалидами, а также одиноких людей старше 70 лет. При оплате взносов в фонд капитального ремонта многоквартирных домов им предоставляется льгота в размере 50 %. На федеральном уровне соответствующие законы приняты, осталось прописать механизм их реализации на местах. Если в отношении инвалидов I и II групп, семей с детьми-инвалидами все понятно - они, как и прежде, оплачивают взносы в размере 100 % в кассе энергосбыта, а затем могут обратиться в управление социальной защиты населения для получения компенсации в размере 50 % от взноса, то в отношении пенсионеров старше 70 лет должен быть принят соответствующий республиканский закон. Вопрос времени, как только будет принят закон, будет решен вопрос по компенсации. Однако, как видно из разъяснений в печати, и сегодня, и после принятия такого закона сначала все равно надо оплачивать взносы в полном объеме, а уже после оплаты обращаться в орган, который будет определен республиканским законом, для получения компенсации.
И опять возникают вопросы. Ну, зачем гонять пожилого человека по инстанциям: вначале оплати, потом получи положенные 50 %. Неужели нельзя сразу освободить человека от уплаты взноса за капремонт?! По предъявлению паспорта. «Ведь моложе я уже не стану, мне уже за 80», - недоумевает пришедшая на прием пенсионерка. Вот такие непростые вопросы возникают у населения в связи с началом реализации программ по капремонту. Думаю, ими должны озадачиться приезжавшие с отчетом государственные чиновники. Негоже отсылать жителя к федералам. При желании, житель и до них доберется, конечно. Ведь на самом высоком уровне объявляется об открытости и доступности власти. Но с федеральным уровнем надо работать, доводить чаяния населения конкретных территорий. Предложить включить в реализацию программы органы местного самоуправления, действительно, кому как не им знать состояние жилищных фондов на местах. Упростить схему предоставления льгот определенным слоям населения. На самом деле, мы понимаем, что последние десятилетия страна живет реформами. Жилищно-коммунальными, в том числе. И фонд капитального ремонта многоквартирных домов создавался, конечно, с благими намерениями. Но всякая программа, как бы хорошо она ни была расписана, не есть аксиома. Это должен быть живой документ, учитывающий реальную ситуацию наших территорий. А то потом как бы не пришлось повторять ставшие классическими слова одного из руководителей постсоветского времени: «Хотели, как лучше...»
Гульсум Бейсембаева,
городская общественно - политическая газета
«Мирнинский муниципальный вестник»
от 29 февраля 2016 г. №2 (113)
Опубликовано: 2 марта, 2016 - 18:17