Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Обсуждены проблемные вопросы преподавания родного языка в образовательных учреждениях | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 14:06 (UTC+9:00) t в Якутске: -2 (09:00)

Обсуждены проблемные вопросы преподавания родного языка в образовательных учреждениях

Проблемы и перспективы реализации конституционного права на свободный выбор языка воспитания и обучения в системе образования современной России обсуждены 29 октября на заседании Научно-консультативного совета при Конституционном суде Якутии.

 

Заседание провел заместитель председателя Конституционного суда республики, кандидат юридических наук Юрий Бацев.

 

Председатель Конституционного суда Якутии, председатель Якутского регионального отделения Ассоциации юристов России Александр Ким-Кимэн отметил, что реализация конституционного права на выбор языка воспитания и обучения имеет важное значение не только в Российской Федерации, но и в других государствах, где реализуется принцип федерализма. Затем он поздравил со знаменательными датами председателя Намского отделения ЯРО АЮР Николая Степанова, первого председателя Конституционного суда республики, доктора юридических наук, профессора Дмитрия Миронова.

 

Как сообщает пресс-служба Конституционного суда РС(Я), с докладом «Проблемы и перспективы реализации конституционного права на сохранение родного языка в современной образовательной системе России» выступила Сандаара Кулаковская. «Языки несут в себе знания, способные приблизить человечество к пониманию того, как уберечь планету от негативных глобальных явлений – таких, как изменение климата. Кроме этого, известно, что 70% мест наибольшей концентрации биологического разнообразия являются также местами концентрации большинства языков коренных народов. То есть, забывая свои языки, коренные народы отдаляются от природы и постепенно начинают ее разрушать», - отметила она.

 

По ее словам, язык является одним из составляющих элементов национально-культурной идентичности, характеризует самобытность и уникальность той или иной народности. Знания о языке формируются и передаются из поколения в поколение, а также играют роль при образовании и функционировании государства. «Широчайшая языковая палитра народов России – это условие сохранения идентичности и неповторимости огромной многонациональной семьи. Но приходится с сожалением констатировать, что единая политика, направленная на сохранение и развитие национальных языков народов России, сегодня отсутствует. Согласно данным ЮНЕСКО, 136 языков России находятся в опасности. Из них 22 – в критическом состоянии, 29 – в серьезной опасности, 49 – под угрозой исчезновения», - подчеркнула Сандаара Кулаковская.

 

Она отметила чрезвычайно хрупкую основу построения языковой политики в нашей стране, имеющей уникальную историю развития и взаимоотношений народов, исторически ее населяющих. Нормы международного права, регулирующие языковые и межэтнические отношения, возникали, развивались и формировались в иных геополитических и исторических условиях и не всегда способны иметь универсализм, как бы это ни хотелось представлять себе западным правоведам, политикам и историкам.

 

«Языковое законодательство России во многом устарело, значительная часть его институтов не получила надлежащей разработки, существует большое количество пробелов. Имеются и негативные тенденции, проявляющиеся в области изучения и преподавания национальных языков. Тревожит ситуация с исчезающими языками коренных малочисленных народов Крайнего Севера и Сибири», - заключила она.

 

По ее словам, на основании последних научных социолингвистических исследований, собственного опыта и опроса в сети Инстаграм выявлено катастрофическое поступательное снижение уровня владения родным (якутским) языком в Республике Саха (Якутия). «По подсчетам, молодые люди 20-40 лет являются предпоследними носителями языка саха. Наши дети будут последними носителями языка. Если не принять должных мер, то оставшийся срок жизни и функционирования языка саха составляет в лучшем случае около 100-150 лет», - отметила Кулаковская.

 

О правовом режиме полилингвального общего образования в Якутии рассказал руководитель секретариата Конституционного суда республики, к.ю.н., доцент Олег Мироновский. Он отметил, что язык как главный этнический определитель является важнейшим элементом национальной самоидентификации народа, особой формой воплощения национального самосознания, выражения исторических традиций и духовной основой культуры любого этноса.

 

Докладчик подчеркнул, что Якутия, государственными языками которой являются язык саха и русский язык, а языки коренных малочисленных народов Севера – официальными в местах их компактного проживания, обязана охранять суверенные права народа, обеспечивать сохранение и развитие его родного языка, национальных культур и самобытности.

 

«Языком воспитания в дошкольных образовательных организациях и обучения в общеобразовательных организациях, а также в классах и группах являются русский, саха, эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский языки. В национальных общеобразовательных организациях русский язык изучается как обязательный предмет. В русскоязычных общеобразовательных организациях, классах и группах, в местах смешанного или компактного проживания якутского населения язык саха изучается как предмет, а в других местах – исходя из потребностей населения. Местные официальные языки изучаются как предмет в русскоязычных общеобразовательных организациях в местах компактного проживания малочисленных народов Севера. Обучающиеся, изучившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования на родном языке, имеют право выбрать экзамен по родному языку и литературе для прохождения государственной итоговой аттестации», - отметил он.

 

Олег Мироновский подчеркнул, что представители КМНС имеют право на свободный выбор языка воспитания и обучения детей, получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Право КМНС на получение основного общего образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования.

 

Студент юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, председатель молодежной ассоциации Союза армян Якутска Армен Казарян отметил, что для него сохранение родного языка тоже очень важно.

 

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций, доктор педагогических наук Феодосия Габышева поблагодарила членов Научно-консультативного совета за обсуждение такого актуального для жителей республики вопроса. Она рассказала об истории развития и популяризации языков народов в Якутии в советский период и в 90-х годах ХХ века. При этом она отметила проблему реализации образовательных стандартов в плане того, что образовательные учреждения выполняют их только в пределах своих возможностей.

 

Дмитрий Миронов отметил, что государство не должно искусственно поддерживать изучение, преподавание, воспитание языков. Он подчеркнул, что это должно происходить на основании общественного движения, у которого должен быть внутренний стимул и мотивация к изучению языков.

 

В заключение Александр Ким-Кимэн сказал: «Каждый из нас рождается от матери, у которой есть свой язык и национальность. С ее молоком мы впитываем определенную ментальность и понимание мира. Думается, что язык – это способ выживания и жизненного успеха. Но, в то же время, сохраняя язык, мы сохраняем и культуру. В родном языке на самом деле есть очень много ценного. Нельзя забывать, что все народы должны сосуществовать в мире, уважая язык и культуру каждого».

 

Он назвал Олонхо, осуохай, хомус средствами укрепления межнационального согласия. Также на примере развития якутского вида спорта – мас-рестлинга, он отметил, что народ саха делится им ради того, чтобы был мир во всём мире. "Наличие языка сохраняет традиционный уклад жизни в суровых условиях Севера. Безусловно, для реализации конституционных гарантий требуется целенаправленная работа, в том числе требующая определенных финансовых вложений, а также четких и внятных образовательных стандартов", - сказал Ким-Кимэн.

Опубликовано: 31 октября, 2019 - 12:06
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице