Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Ил Тумэне обсудили опыт проведения этнологической экспертизы с коллегами из Народного Хурала Республики Бурятия | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 08:30 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

В Ил Тумэне обсудили опыт проведения этнологической экспертизы с коллегами из Народного Хурала Республики Бурятия

В парламенте Якутии 13 ноября 2019 года состоялось совместное совещание экспертной комиссии этнологической экспертизы постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики с делегацией Народного Хурала Республики Бурятия.

 

Участие в совещании приняли руководители и представители профильных министерств и ведомств, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС (Я), муниципальных образований северных и арктических районов республики, научной общественности.

 

Делегацию Народного Хурала Бурятии представили заместитель председателя комитета по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Сергей Дорош, депутат Народного Хурала Республики Бурятия Намсарай Намсараев, специалист комитета  по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям Александра Санданова.

 

Стороны обсудили законодательный опыт Якутии по защите прав коренных малочисленных народов Севера, а также подробно рассмотрели алгоритм проведения этнологической экспертизы.

 

Заведующий кафедрой «Арктическое право и право стран Азиатско-Тихоокеанского региона» юридического факультета Северо-Восточного Федерального университета имени М. К. Аммосова, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Саха (Якутия), эксперт ООН по международному праву Анатолий Слепцов, стоявший у истоков принятия регионального закона «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», рассказал о предпосылках и истории создания нормативного правового акта.

 

Он подчеркнул, что данный закон комплексно рассматривает и охватывает многие сферы социально-экономического развития региона, включая не только материальный ущерб жизни и быта коренных малочисленных народов, но и культуры, промышленности, языков и т.д. В этом заключается его главная сложность.

 

«Так, в начале 2000-х в связи с промышленным освоением Якутии была поставлена задача в течение нескольких лет подготовить все необходимые нормативно-правовые акты, чтобы защитить интересы малочисленных народов. Все месторождения, промышленные объекты, полезные ископаемые находились именно на местах, где живут и ведут кочевой образ жизни КМНС», - сказал Слепцов.

 

Он подчеркнул: «Когда ознакомились с ситуацией, оказалось, что мы не можем обеспечить защиту конституционных прав КМНС, возмещения убытков, которые нанесут при промышленном освоении. Попросту говоря, коренные народы, всю жизнь ведущие кочевой образ жизни, оказались вне правового поля. Единственное, что у них было на руках – это бумаги о том, что оленьи пастбища переданы им в безвозмездное пользование».

 

Чтобы решить вопрос, был подготовлен комплексный план работы. В первую очередь, была достигнута договоренность с МВД о выдаче вкладышей в паспорт о национальности. Это было необходимо для того, чтобы направить молодёжь на целевое обучение. Каждый год на обучение направлялись по 650 человек.

 

«Затем возник вопрос – как оформить документы на представителей кочевых общин. Тогда была проведена огромная работа по регистрации земель, переданных под оленьи пастбища, в Росреестре. Цена вопроса составила 30 млн рублей. Средств хватило на 3 района. Важным было то, что в те времена каждый заместитель министра отраслевого министерства был ответственным по вопросам КМНС», - рассказал Слепцов.

 

Начались мероприятия по разработке федерального закона «Об этнологической экспертизе». Поскольку невозможно было посчитать ущерб народам Севера, которые кочуют, началось сотрудничество с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, обеспечившим научную базу. Впоследствии закон был принят на региональном уровне.

 

Еще одним важным этапом стало изменение общественного сознания, чтобы люди поняли важность вопроса. Для этого был разработан пятилетний план проведения международных, всероссийских мероприятий, в рамках которого Якутия изучала опыт других стран.

 

Была разработана концепция и четко прописаны ее действия. В рамках документа нужно было создать нормативно-правовые акты, разработать новую методику расчета ущерба КМНС, обеспечить возмещение ущерба, рабочие места в промышленности коренным народам, подготовить специалистов. Эти действия были внесены в нормативы всех программ промышленного развития Якутия, поэтому в реализации были заинтересованы все. Вторым этапом работы стало закрепление за КМНС охотничьих, рыболовных участков.

 

«Основной проблемой на сегодняшний день являются долгие сроки проведения этнологической экспертизы, которая занимает порядка 7 месяцев. Для решения вопроса нужно пересмотреть бюрократические процедуры и внести изменения в госрегламенты», - сказал он.

 

Завершая свое выступление, Анатолий Слепцов подчеркнул, что все зависит от политической воли руководства региона, народных депутатов республики, которые должны активно поддерживать весь процесс.

 

Заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Михаил Погодаев рассказал, как реализуется закон об этнологической экспертизе в Якутии сегодня.

 

«В регионе имеются 62 территории традиционного природопользования. Любое воздействие на этнологическую среду должно быть оценено и возмещаться, поэтому этнологическая экспертиза проводится в нашей республике в обязательном порядке и компании обязаны соблюдать закон», -отметил он.

 

Так, субъекты подают заявление о проведении этнологической экспертизы и прикладывают все документы. Они заказывают разработку у научных организаций. Затем профильное министерство проводит экспертизу собранной документации. Финансовое обеспечение этнологической экспертизы проводится через бюджет республики при условии, что недропользователь оплатит взнос после заключения договора. После чего проводится конкурс, определяются эксперты, кто будет проводить экспертизу. В работе используется ФЗ-44 о госзакупках, чтобы обеспечить независимость экспертов и исключить коррупциогенный фактор.

 

По итогам экспертизы готовится заключение. Положительное заключение этнологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации намечаемой хозяйственной деятельности в местах проживания КМНС, утверждается распоряжением правительства региона.

 

«Были сложности – не все компании соблюдали закон, это касалось небольших предприятий и артелей. Чтобы решить проблему, в 2018 году были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и установлены штрафы физическим, должностным и юридическим лицам. Дела рассматривают районные административные комиссии. Сегодня мы ведем с ними совместную деятельность», - заключил замминистра.

 

Как сообщил Погодаев, с момента реализации закона проведено 14 этнологических экспертиз, по которым приняты положительные заключения. Общая стоимость оцененного убытка составила 483 млн рублей. Сегодня ведется работа с федеральным законодательством, чтобы включить понятие этнологической экспертизы для конкретных хозяйствующих территорий в федеральный закон «О недрах».

 

Далее подробную информацию о деятельности в рамках закона каждый по своему направлению представили первый вице-спикер Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС (Я) Любовь Христофорова, глава Уяндинского эвенкийского национального наслега Усть-Янского улуса Анатолий Лебедев, старший научный сотрудник отдела истории Арктики Северной филологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ЯФ СО РАН Виктория Филиппова.

 

«Сегодня практика работы сложилась, но ее нужно совершенствовать и держать на постоянном контроле с активным привлечением надзорных, исполнительных органов, муниципалитетов и общин», - подытожила итоги совместного совещания Елена Голомарева. Председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики отметила также поддержку спикера парламента Якутии Петра Гоголева в разработке арктического законодательства.

 

Представители делегации Народного Хурала Республики Бурятия в ходе беседы задали уточняющие вопросы, касающиеся механизмов проведения этнологической экспертизы, бюджетирования процесса, о реакции населения республики и представителей органов власти к его решению на разных этапах введения закона.

 

В конце встречи они поблагодарили коллег из Якутии за теплый прием и сложившийся конструктивный диалог. Депутат Народного Хурала Республики Бурятия Намсарай Намсараев подчеркнул огромный опыт Якутии в решении вопросов этнологической экспертизы. Он отметил, что в Республике Бурятия проводится законодательная работа, и советы якутских коллег станут большим подспорьем в решении многих важных моментов.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 13 ноября, 2019 - 17:07
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице