Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Владимир Прокопьев: «Мы продолжаем работу по усовершенствованию нового Федерального закона № 119-ФЗ о «дальневосточном гектаре» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
23 апреля 2024 года, 22:42 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (21:00)

Владимир Прокопьев: «Мы продолжаем работу по усовершенствованию нового Федерального закона № 119-ФЗ о «дальневосточном гектаре»

Выступление председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимира Прокопьева на выездном совещании членов Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по вопросу «О ходе реализации Федерального закона от 01 мая 2016 года №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
 
18 июня 2016 года
 
Зал № 330 Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
 
Уважаемый Дмитрий Игоревич! Уважаемые участники выездного совещания!
 
Закон вступил в силу с 1 июня, работа только началась, в связи  с этим анализировать, сообщать о результатах в полном объёме пока не представляется возможным.
 
Вначале я коротко остановлюсь на имеющейся статистике. По состоянию на 16 число на территории Якутии в уполномоченные органы гражданами подано 97 заявлений о предоставлении земельных участков общей площадью 88 гектаров. Из них количество возвращённых в течение первой недели составляет 73, количество заявлений, по которым принято решение уполномоченным органом об отказе в регистрации, – 7. Всего по одной заявке принято положительное решение, 17 заявок находятся на рассмотрении о возможности предоставления земельного участка. В этой части более подробную информацию представит Афанасьев Виктор Спиридонович, первый заместитель министра имущественных и земельных отношений, и Махаров Александр  Егорович, руководитель Кадастровой палаты. Поэтому я бы хотел обратить ваше внимание на следующие моменты.
 
С принятием закона, учитывая тот факт, что, хотя большая часть предложений парламента Якутии была учтена в данном законе, остался ряд принципиальных предложений парламента Якутии, мы не остановили работу над ним, а, наоборот, продолжаем работу по его усовершенствованию. Первого июня нами совместно с Правительством республики направлены предложения в рабочую группу, созданную в Совете Федерации. Рабочая группа под руководством Галины Кареловой буквально в эти дни должна сформулировать свои предложения по данному закону. 15 июня 2016 года на очередном пленарном заседании парламент Якутии принял постановление, которым решено внести в Государственную Думу проект федерального закона, вносящий соответствующие изменения в Закон о «дальневосточном гектаре». 
 
Нами вносятся 11 поправок, учитывающих интересы дальневосточных территорий. Я бы хотел более подробно остановиться на них.
 
Во-первых, вносится изменение, предусматривающее возможность предоставления гражданину земельного участка, площадь которого превышает 1 гектар. При этом основания и условия предоставления земельного участка предлагается определять законом соответствующего субъекта с учётом природно-климатических особенностей и естественной урожайности кормовых угодий региона конкретно для жителей данного региона. Ещё раз повторяю, решением соответствующего субъекта Российской Федерации.
 
Во-вторых, предлагается дополнить нормой, предусматривающей наделение законодательных органов субъектов полномочиями по определению территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. Мы тем самым хотим повысить роль и ответственность парламентов при реализации данного закона, поскольку положение части 3 статьи 2 закона касается наиболее важных общественных отношений, которые требуют регулирования законодательным органом государственной власти субъекта.
 
В-третьих, Республика Саха (Якутия) продолжает настаивать на своих основных концептуальных предложениях. Законом предоставлена возможность получить в упрощённом порядке земельные участки в нашем округе, но указанная норма не в полном объёме обеспечивает реализацию основной идеи закона, состоящей в создании условий для привлечения граждан в дальневосточные регионы и интенсификации социально-экономического развития соответствующих субъектов. В связи с этим предлагается внести изменение с целью усиления мотивации граждан, получивших земельные участки и оформивших соответствующие документы, к переезду на постоянное место жительства в субъекты Дальневосточного федерального округа.
 
В-четвертых, закон не определяет единый уполномоченный орган. Например, в настоящее время их в нашей республике порядка 450, имеются в виду муниципальные поселения и другие органы. Такое большое количество осложняет координацию деятельности, направленную на реализацию закона, осуществление мониторинга и сбор информации, создаёт неудобства для граждан при подаче заявлений. В связи с этим вносится изменение в части определения уполномоченными органами по распоряжению земельными участками на уровне местного самоуправления органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
 
В-пятых, в целях организации взаимодействия федеральной и региональных информационных систем законопроектом вносится изменение, которое позволит сократить технические процедуры для передачи информации, необходимой для реализации закона.
 
В-шестых, вносится изменение об ограничении видов использования земельных участков из состава земель лесного фонда в части исключения заготовки древесины из перечня видов использования лесов. Необходимо внесение изменения в статью 6 данного федерального закона. Мы считаем, что это очень важный момент, поскольку вопросы, связанные с использованием лесных ресурсов, достаточно чётко урегулированы Лесным кодексом, поэтому мы предлагаем исключить как вид деятельности заготовку древесины, чтобы не допустить сплошной вырубки и иного неправильного, мягко говоря, использования лесных ресурсов.
 
В-седьмых, вносится изменение, касающееся увеличения срока исковой давности для оспаривания договора безвозмездного пользования земельным участком до 1 года. Установленный законом шестимесячный срок исковой давности может привести к существенному нарушению прав граждан и юридических лиц на земельные участки, правообладателями которых они сегодня являются. Пропуск этого срока по неуважительным причинам является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании договора безвозмездного пользования земельного участка недействительным. Тем более, вы знаете о том, что Гражданским кодексом общий срок исковой давности определён до трёх лет.
 
Восьмое. Один из важных моментов, на котором мы настаивали, ещё начиная с прошлого года, об этом писали в отзыве, данные поправки были официально внесены ещё 18 декабря в Государственную Думу, и при обсуждении на уровне Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и профильных комитетов Государственной Думы мы на этот момент обращали своё внимание – это вопрос продления сроков этапов при реализации закона. Это дало бы возможность реализовать право на приобретение земельного участка более широкому кругу граждан, проживающих на территориях субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также позволило бы более полно выявить недостатки закона и своевременно улучшить правоприменительную практику по его реализации, поскольку данный закон, наверное, не секрет, является достаточно революционным, по крайней мере, для нашего Дальневосточного региона. Предлагается предоставить жителю соответствующего субъекта Дальневосточного федерального округа возможность получить 1 гектар земли по нормам закона до 1 февраля 2018 года, то есть отсрочить на год, год между этими этапами. За этот период можно будет внести соответствующие изменения с учётом правоприменительной практики федерального закона.
 
Девятое. Законопроектом вносится изменение, предлагающее отменить срок предоставления сведений, что позволит обеспечить актуальность сведений в федеральной информационной системе с учётом изменений сведений о территориях, землях, зонах, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование, и о земельных участках, которые уже не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование, а также о зонах с особыми условиями использования территорий, об охотничьих угодьях, о территориях объектов культурного наследия. Установление сроков по внесению данных оператором информационной системы позволит систематизировать работу по наполнению федеральной информационной системы указанными сведениями. Речь идёт о том, чтобы отменить срок, поскольку информационная система – как живой организм, она должна постоянно пополняться, заполняться, тем более, не во всех субъектах сегодня имеется полная информация, полные данные по тем земельным участкам, которые имеют особые условия использования.
 
В-десятых, предлагается  установить норму о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о прекращении права федеральной собственности на земельные участки, исключённые из состава земель лесного фонда в связи с изменением категории земельного участка. Вы знаете о том, что данный закон установил иной порядок изменения категории земель, поэтому предлагаем, поскольку меняется категория, должны меняться и полномочия органа, который в последующем будет принимать те или иные решения.
 
И последнее. В связи с оптимизацией территориальных органов федерального органа в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не все заинтересованные лица могут в течение 6 месяцев зарегистрировать свои права на земельные участки. Я говорю о тех гражданах, которые получили ранее по тем или иным основаниям земельные участки. Необходимо при этом учитывать расстояния между структурными подразделениями, поскольку не во всех районах сегодня имеются представители этих органов, стоимость транспортных издержек и климатические условия, которые препятствуют своевременному направлению соответствующего уведомления о наличии прав или обременений на земельные участки. В связи с этим вносится изменение, предусматривающее увеличение указанного срока до одного года.
 
Уважаемый Дмитрий Игоревич, уважаемые наши гости, пользуясь случаем, хотелось бы вас попросить поддержать инициативу парламента Якутии при дальнейшем рассмотрении данного закона, при внесении изменений, поскольку механизмы реализации данного закона ещё предстоит отрабатывать. В этот период крайне важно не допустить серьёзных ошибок и недоработок, которые могут привести к негативным последствиям, поставить под вопрос достижение намеченных целей.
 
Спасибо за внимание. Доклад окончен.
 
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице