Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Владимир Прокопьев: О проблемах реализации лесного законодательства | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 11:25 (UTC+9:00) t в Якутске: -2 (09:00)

Владимир Прокопьев: О проблемах реализации лесного законодательства

Выступление председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимира Прокопьева на региональном этапе Национального лесного форума в Якутске.

 

Уважаемые участники форума!

 

Пользуясь предоставленной возможностью, я хочу поблагодарить Николая Петровича за проведение столь важного форума в городе Якутске.

 

В своем докладе я вкратце остановлюсь на некоторых проблемах из практики реализации лесного законодательства.

 

1. На территории Якутии последние лесоустроительные работы проводились ещё в советское время. Между тем по причине отсутствия фактических данных о количестве и качестве лесов, возникают проблемы в планировании. Защитные леса в составе лесного фонда на сегодняшний день не обозначены достаточно чётко, поэтому, к сожалению, много гектаров по 119-ФЗ выделены в защитных лесах.  В основу материалов лесоустройства легли подходы, заложенные  в 30-50-ых годах ХХ века. В результате состав земель лесного фонда в Якутии лишь на 50-60% состоит из собственно лесов, остальное – это незалесенные участки, тундра, (где никогда не вырастет не только лес, но даже и кустарниковая растительность). Надо выводить из состава лесного фонда такие земельные участки, чтобы получить реальную картину.

 

Предлагаем передать полномочия по проведению лесоустройства на федеральный уровень.

 

2. Помощь местного населения, в том числе сил добровольной пожарной охраны, в тушении лесных пожаров очень существенна. В тоже время, следует отметить, основная роль  мобилизованных  в участии  тушения лесных пожаров происходит на этапе принятия первичных мер по тушению, на малых площадях возгораний, до момента прибытия специализированных лесопожарных формирований, а также на стадии окарауливания.

 

В связи возникающим ежегодным недофинансированием образуется кредиторской задолженность на тушение лесных пожаров специализированные лесопожарные учреждения не в состоянии расплатиться за оказанные услуги, выполненные работы, за поставку материальных ресурсов с третьими лицами, участвовавшими в тушении лесных пожаров. В связи с чем все чаще возникает отказы при мобилизации людей и техники на тушение лесных пожаров.

 

В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» тушение лесных пожаров либо содействие в тушении лесных пожаров не относятся к вопросам обязательного характера муниципальных образований. Кроме того, федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», также не относит участие в тушении лесных пожаров, либо содействие в тушении лесных пожаров к задачам добровольной пожарной охраны, созданной и действующей в муниципальном образовании.

 

Предлагаем передать полномочия по организации и тушения лесных пожаров с предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств муниципальным образованиям.

 

3. В настоящее время всем известно, что первый и второй уровни зон космического мониторинга не тушатся.

 

Между тем, складывается такая ситуация, когда  в этих зонах деловой лес, население не может использовать  для строительства жилья, при этом когда там  горит лес пожары мы не тушим.

 

Предлагаем пересмотреть лесопожарное зонирование в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов с учетом предложений субъектов Российской Федерации.

 

4. В Республике Саха (Якутия) естественные сельскохозяйственные угодья, в том числе луга и пастбища, значительная часть которых приходится на Центральную Якутию, занимают более 1,4 млн. га и являются основным источником получения кормов (порядка 85 % всех кормов).

 

Старник (прошлогодняя сухая трава, остающаяся с зимы) препятствует весеннему возобновлению побегов и обуславливает их медленный рост. Если в регионах с более благоприятным климатом старник за лето успевает разложиться и превратиться в удобрение, то в короткое и чрезвычайно сухое якутское лето накопленная за прошедший год растительная масса не успевает перегнить, а трава через старые заросли произрастает низкого качества и подвержена инфицированию различными бактериями. В этих условиях заготовленное сено получается низкого качества, что способствует возникновению различных заболеваний у сельскохозяйственных животных и, в конечном итоге, сказывается в качестве продукции животноводства и табунного коневодства. Сельхозпалы в природно-климатических условиях Якутии являются традиционными, имеющими многовековую историю и необходимыми мероприятиями, способствующими восстановлению сенокосных угодий и пастбищ, повышению плодородия почв и улучшению травостоя.

 

Предлагаем внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 гола № 390 «О противопожарном режиме» в части разрешения проведения контролируемых выжиганий сухой травянистой растительности сельскохозяйственных угодий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с условием принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

 

5. В соответствии с действующим законодательством, земельные участки лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и их общинам предоставляются в безвозмездное пользование только для размещения зданий, сооружений.

 

В иных случаях позволено использование земель или земельных участков с разрешения органа госвласти или органа местного самоуправления, за исключением земель или земельных участков в границах земель лесного фонда.

 

Единственным вариантом устранения вышеуказанных противоречий может стать внесение изменений в земельное и лесное законодательство Российской Федерации с целью закрепления за коренными малочисленными народами права на безвозмездное пользование землями для ведения традиционной хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания этих народов на срок до 49 лет с правом пролонгации на новый срок по заявлению указанных граждан или их общин.

 

Нами еще в 2014 году был разработан проект поправок в ряд федеральных законов, который не был поддержан Госдумой.

 

6. В связи с тем, что 80 % земель республики находятся в Лесном фонде, возникают вопросы в закреплении лесных участков в целях осуществления охоты, в том числе осуществления охоты как традиционного вида природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

 

В целях реализации принципа по учету интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предлагаем внести изменения в статью 71 федерального закона 209-фз «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…», в части освобождения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общин от единовременного внесения платы за заключение охотхозяйственных соглашений.

 

Республика Саха (Якутия) поднимает вышесказанные проблемы и предлагает пути и их решения  не в первый раз. Данные предложения были озвучены и в стенах Государственной Думы и в Совете Федерации.

 

Надеюсь, что обозначенные сегодня  проблемы не останутся без внимания, а будут решены в самое ближайшее время.

 

Председатель постоянного комитета

Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии

Владимир Прокопьев

Опубликовано: 4 июня, 2019 - 17:41
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице