Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Вячеслав Никонов: Сокращать расходы на образование и науку непродуктивно | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
18 апреля 2024 года, 23:57 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (03:00)

Вячеслав Никонов: Сокращать расходы на образование и науку непродуктивно

Комитет по образованию и науке будет самым решительным образом отстаивать бюджет двух ключевых для российской экономики отраслей, заявил председатель Комитета Вячеслав Никонов.
 
По его словам, законопроект о бюджете на предстоящие три года станет самым сложным для Комитета. «В современных условиях, когда мир вступил в период экономики знаний, любые сокращения на образование и науку непродуктивны», - подчеркнул В.Никонов, заметив, что нынешний уровень расходов на эти стратегически важные отрасли в процентах к ВВП и без того не слишком высок.
 
Председатель Комитета напомнил, что в ближайшие 10 лет предстоит создать 6,5 млн. дополнительных школьных мест. Весной 2016 года на эти цели в федеральный бюджет заложили 50 млрд. рублей, которые должны были пойти на софинансирование соответствующих региональных программ. Но, по словам В.Никонова, регионы не смогли в полной мере участвовать, и программа попала под сокращение.
 
Другая важная задача, требующая бюджетных расходов, - обеспечение малышей в возрасте до трех лет местами в детских садах.
 
Вместе с тем, заметил В.Никонов, в консолидированном бюджете образования, который в 2016 году превысил 3 трлн. рублей, 4/5 всех расходов берут на себя регионы и муниципалитеты. При этом в структуре региональных бюджетов расходы на образование составляют одну треть, а муниципалитеты тратят на образование две трети своих доходов.
 
Говоря о приоритетах законотворческой работы в седьмом созыве, В.Никонов указал на необходимость возвращения содержания образования в федеральные стандарты. Такое решение станет первым шагом к созданию нового поколения учебников.
 
В свое время, напомнил председатель Комитета, педагогам предоставили возможность выбирать, по какому учебнику работать. «Ничего хорошего из этой идеи не вышло. В настоящее время только в начальной школе существует порядка 400 учебников. Мы получили 60 учебников русского языка. Ясно, что такое количество не нужно, тем более что многие из них не соответствуют никаким требованиям. И, к сожалению, сегодня нет и двух школ с совпадающими программами», - констатировал В.Никонов.
 
Он сообщил, что работа над новым поколением учебников будет вестись по той же схеме, что и над учебником истории: концепция - творческий конкурс - решение жюри. Такой подход не исключает наличия нескольких учебников, но это должны быть пособия, написанные по одной программе и не разрывающие единое образовательное пространство.
 
В.Никонов не исключил также, что в современные школы вернется трудовое воспитание. «Общее согласие достигнуто, детали будем обсуждать», - пообещал он.
 
Еще одно направление работы Комитета связано с подготовкой закона, регулирующего вопросы организации детского отдыха и оздоровления. «Координация всей системы передается в ведение Министерства образования и науки, но пока это не нашло отражения в законе об образовании», - пояснил председатель Комитета.
 
В сфере высшего образования, по словам В.Никонова, необходимо совершенствовать механизмы целевого приема. Он пояснил, что действующий закон об образовании разграничивает понятия целевого приема и целевого обучения. В первом случае это набор выпускников на целевые места в вузах, во втором предусмотрено заключение договора о подготовке специалистов для конкретного рабочего места. Такие договоры заключаются между работодателями и студентами старших курсов.
 
«Проблема не в том, чтобы вернуть систему распределения. В нынешних условиях это невозможно, да и не нужно, - уверен В.Никонов. - Дело в том, что более 96% участников программы целевого приема - выпускники школ, которые еще никак не успели себя проявить. Причем в вузы они попадают, имея более низкий бал ЕГЭ, чем их сверстники, поступающие на общих основаниях. То есть нынешний целевой прием - это не подготовка специалистов для нужд отечественной экономики, а решение проблем отдельных ребят, которые не очень успешно сдали ЕГЭ, но которых судьба не обделила родителями».
 
По мнению В.Никонова, в перспективе акцент следует делать на целевое обучение, то есть заключать договоры с теми, кто уже поступил и проявил себя, а значит, представляет интерес для работодателей. При этом процесс заключения соглашений в рамках целевого обучения должен стать обязательным.
 
«Пока же, как показывает практика, более половины всех договоров не содержит никаких обязательств сторон в отношении того, что делать с трудоустройством выпускника, а также в том случае, когда он, отучившись, не приходит на работу», - заметил В.Никонов.
 
Одновременно готовится законопроект о создании базовых кафедр вузов на предприятиях и в научных учреждениях, где студенты будут проходить обучение в соответствии с требованиями работодателя и знакомиться с современным оборудованием.
 
В сфере науки и научно-технической деятельности планируется принять новый основополагающий закон, отвечающий современным вызовам. Работа уже началась, но, по словам В.Никонова, соответствующий законопроект может быть внесен в Госдуму не раньше 2018 года. 
 
Источник: официальный сайт Государственной Думы ФС РФ 
Опубликовано: 30 октября, 2016 - 12:02
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице