Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выступление Феодосии Габышевой на торжественном мероприятии в честь 30-летия создания агрошкол в РС(Я) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
24 апреля 2024 года, 08:12 (UTC+9:00) t в Якутске: 5 (09:00)

Выступление Феодосии Габышевой на торжественном мероприятии в честь 30-летия создания агрошкол в РС(Я)

г. Якутск, 29 января 2019 г.
 
 Агрошколам Республики Саха (Якутия) – 30 лет!
 
Уважаемые участники торжественного мероприятия!
 
От имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и от себя лично как председателя Совета Союза агропрофилированных школ искренне поздравляю в вашем лице всех педагогов республики с 30-тридцатилетием создания первой агрошколы в Якутии!
 
Выражаю признательность всем прибывшим из дальних сел, улусов. Это говорит о том, что вы сердцем болеете за развитие региональной системы образования в целом.
 
В своем выступлении остановлюсь на наиболее важных моментах деятельности агрошкол. В годы существования Союза Советских Социалистических Республик подготовка к жизни, труду и выбору профессии являлись основной задачей воспитания учащихся. Мы хорошо помним о том, что слеты, соревнования, конкурсы пришкольных участков, школьных лесничеств, юных пахарей, дояров, механизаторов, животноводов, ученических производственных бригад становились не только традиционными массовыми мероприятиями по всей стране, но и настоящими праздниками труда, общения, профессионального роста. Школьники в те годы принимали активное участие и становились победителями Всесоюзных конкурсов, выставок ВДНХ, получали награды ЦК ВЛКСМ и т.д.
 
Во второй половине 1980-х годов прошлого века в связи с масштабными переменами в идеологии, экономической и политической жизни страны, перед системой образования были поставлены новые задачи. Тогда же доктор сельскохозяйственных наук, профессор Якутского государственного университета, ныне профессор Якутской государственной сельскохозяйственной академии Афанасий Васильевич Чугунов и инспектор Министерства образования Петр Петрович Кондратьев выдвинули идею открытия агропрофилированных школ. Давайте поприветствуем наших уважаемых старших коллег, которые сегодня вместе с нами.
 
Первым документом, регулирующим деятельность агрошкол стало распоряжение Совета министров ЯАССР от 15 апреля 1988 г. №148-р, подписанное председателем Сергеем Николаевичем Маркиным. Согласно данному документу Эльгяйская средняя школа-комплекс Сунтарского района, Диринская средняя школа Чурапчинского района были реорганизованы в общеобразовательные школы с углублённым изучением сельскохозяйственного производства. Перед Госагропромом ЯАССР была поставлена задача укрепления материально-технической базы, в частности, дано поручение о выделении по пяти единиц сельхозтехники: тракторов, автомашины и автобуса. И по нынешним меркам это огромная не только материальная, но и моральная поддержка сельских школ, вступивших в новую сферу деятельности. Это был самый верный посыл – агрошколы должны быть максимально поддержаны государством и обществом.
 
Также основополагающими документами господдержки агрошкол стали распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова от 16.10.2003 г. №223-РП «О поддержке и развитии сельских общеобразовательных школ, работающих по агротехническому профилю (агрошкол) Республики Саха (Якутия)» и постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2009 г. № 107 "О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)", подписанное Председателем Егором Афанасьевичем Борисовым. Этим постановлением были утверждены Примерные положения об агрошколе и о подсобном хозяйстве школы.
 
В 2003-2006 годах по линии Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики и Министерства образования, в частности, за счет программы развития образования значительно укреплялась материальная база. Ежегодно проводился конкурс эффективности их учебно-производственной и предпринимательской деятельности. Новый импульс получила учебно-методическая работа по повышению квалификации педагогов. В те годы было возобновлено сотрудничество с заинтересованными министерствами и ведомствами. Например, организация научного руководства была возложена на Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (директор Степанов Айал Иванович), Якутскую государственную сельскохозяйственную академию (ректор Владимиров Леонид Николаевич), Якутский государственный университет (ректор Алексеев Анатолий Николаевич). Министерство науки и профессионального образования республики (министр Толстых Геннадий Владимирович) оформляло лицензирование агрошкол на организацию начального профессионального обучения школьников. Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия) (директор Борисова Саргылана Николаевна) участвовал в пополнении сельских школьных библиотек учебной литературой, а Национальный фонд возрождения "Баргарыы" и Международный фонд "Дети Саха-Азия" принимали долевое участие в финансировании стажировки учащихся и педагогов в других регионах Российской Федерации и в зарубежных странах. Главам администраций муниципальных образований, органам муниципальной власти было рекомендовано предоставление земельных и водных участков, сельскохозяйственных угодий агрошколам на правах аренды. Было заложено начало проведения республиканских «Бессоновских чтений», ставших действенным толчком к развитию юннатского движения, повышению научно-теоретических и практических познаний учащихся по земледелию, овощеводству.
 
Сегодня мы можем утверждать, что в те годы позиция агрошкол по выполнению функций ресурсных центров трудового воспитания школьников, центров подготовки будущих специалистов сельского хозяйства, фермеров была наиболее выраженной. Понимая важность вовлечения общественных ресурсов для поддержки сельских школ, координации их деятельности, в 2003 году мы инициировали создание общественной организации. 15 декабря состоялись конференция агрошкол, встреча вице-президента республики Александра Константиновича Акимова с директорами.
 
В настоящее время Союз агрошкол является одной из самых активных общественных организаций республики, России. Благодаря авторитету депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн), председателя Союза с 2003-го по 2013 год Александра Николаевича Жиркова, председателя Союза с 2013-го по 2017 год Антонины Афанасьевны Григорьевой, директора Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования Светланы Семеновны Даниловой, исполнительного директора Союза с 2003-го по 2017 год Николая Семеновича Жиркова удалось объединить единомышленников. Конструктивное взаимодействие со всеми органами государственной власти достигается путем равноправного диалога, что говорит об эффективности такого подхода к делу.
 
Директора агрошкол осознанно и добровольно являются самыми активными членами Союза. Назову некоторых из них, это: Изабелла Сидоровна Иванова (Тулагинская СОШ городского округа “город Якутск”), Игнатьева Светлана Кимовна (Майинская СОШ им. В.П. Ларионова Мегино-Кангаласского улуса), Бысыин Федот Дмитриевич (Тулунинская СОШ Усть-Алданского улуса), Никифоров Николай Лукич (Рассолодинская СОШ Мегино-Кангаласского улуса), Александрова Людмила Кимовна (Абагинская СОШ Амгинского улуса), ранее работавшие директора Дягилев Петр Гаврильевич (Усть-Таттинская СОШ Таттинского улуса), Николаев Александр Степанович (Мегино-Алданская СОШ Томпонского улуса) и т.д.
 
За истекшие тридцать лет накоплен богатейший опыт.Сейчас можно с уверенностью утверждать, что наша республика является пионером в агротехнологическом образовании. Мы обмениваемся опытом работы с коллегами из Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Астраханской, Псковской, Амурской областей, Хабаровского и Краснодарского краев, республик Тыва и Бурятия.
 
Тесное сотрудничество с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями – НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия), Якутский НИИ сельского хозяйства, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Институт развития образования и повышения квалификации – способствует привлечению учащихся к опытнической, научной работе, предпринимательскому делу. При ЯНИИСХ была создана Малая Академия сельского хозяйства.
 
Традиционно учащиеся агрошкол успешно выступают в республиканских научно-практических конференциях «Чугуновские агрочтения» и «Шаг в будущее», “Макаренковских чтениях”, которые постепенно получили статус регионального этапа Международных Макаренковских чтений. С 2004-го по 2018 год победителями и призерами данного конкурса стали команды 31 агрошколы.
 
В настоящий праздник труда превратилось участие агрошкол в ежегодной республиканской сельскохозяйственной выставке «Продовольствие». Здесь уместно отметить личный вклад, добросовестное отношение к своей работе уважаемой Агафьи Семеновны Птицыной, в течение многих лет работавшей в министерстве сельского хозяйства. Поездки групп учащихся и педагогов в другие регионы, в Китай также связаны с ее именем.
 
В этом году в четвертый раз планируется проведение регионального этапа Всероссийской интеллектуальной игры «Начинающий фермер», который позволяет выявлять талантливую молодежь, расширять ее знания в области экономики, бизнес-планирования и менеджмента, развивать личностные компетенции участников. В 2015 году 2-Хомустахская СОШ Намского улуса стала призером, а в 2017 году ученическая производственная бригада Майинской СОШ им. В.П. Ларионова стала победителем Российского этапа данного проекта.
 
Одним из последних стратегических документов в области агротехнологического образования является Соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией агрошкол России, подписанное на ярмарке сельских школ в 2018 году в с. Бердигестях Горного улуса. К слову, Ассоциация была создана в 2013 году на II cъезде сельских школ России по инициативе нашей делегации под руководством Натальи Васильевны Ситниковой. Эффективное участие делегации Якутии на съездах сельских школ России получило высокую оценку руководителя Всероссийского педагогического собрания Валентины Николаевны Ивановой. Мы инициируем проведение следующего съезда в нашей республике. У нас есть чем поделиться с коллегами из других регионов.
 
О передовом опыте ведущих агрошкол
 
Мы высоко ценим роль Диринской агрошколы Чурапчинского улуса в истории школьного образования в целом, вклад в становление агрообразования. Школа является инновационной площадкой по теме “Инфраструктура развития агрошколы”, имеет лицензию на право введения профессионального обучения по 8-ми специальностям. Благодаря неустанному труду педколлектива создана необходимая материальная база – подсобное хозяйство, животноводческий комплекс на 100 голов, комплексный лагерь (сайылык) с доильной установкой. В течение всех 30 лет Диринская школа – флагман сельских школ республики. Она также является одним из первых школьных бизнес-инкубаторов наравне с Майинской СОШ имени В.П. Ларионова.
 
Одну из первых агрошкол – Абагинскую СОШ Амгинского улуса – с 1993 года окончили 525 выпускников, из них 161 чел. (одна треть) поступил в профессиональные организации по агронаправлению.
 
Еще одна из первых агрошкол – Куокунинская СОШ Сунтарского улуса – сегодня готова стать ресурсным центром республиканского значения, разработан проект. Ежегодно 75-100% выпускников поступают в организации профобучения, в т.ч. 30-40% по агронаправлению.
 
Особенностью Кэнтикской школы Верхневилюйского улуса является реализация кузнечного дела. С 2015 года заключен Договор о сетевом взаимодействии с Верхневилюйским техникумом. Потомственный кузнец Константинов Павел Антонович обучает детей по программе техникума. Павел Антонович – победитель республиканского конкурса "Дархан Уус-2018", 37-й Международной выставки Всероссийского конкурса "Клинок России: традиции и современность-2018". В прошлом году 4 выпускника получили специальность "Изготовитель художественных изделий из металла", они могут работать по профессиям “сварщик”, “кузнец”.
 
Борогонская СОШ Вилюйского улуса имеет свой пришкольный участок с 1953 года, где на данный момент выращивают 24 сорта картофеля, 16 сортов свеклы, 12 сортов моркови, 14 сортов перца, 11 сортов кабачков. Школа обеспечивает овощами населенные пункты, имеет единственную в улусе зимнюю теплицу. Есть пришкольный интернат, где живут и учатся дети из разных улусов.
Из числа школ, выбравших агронаправление в 2000-х годах, можно отметить следующие агрошколы.
 
Педагоги Тулунинской СОШ Усть-Алданского улуса отличаются тем, что на свои внебюджетные деньги 3,0 млн.руб. восстановили заброшенный сайылык. На сегодня стационарная база полностью механизирована. Построено 20 домов: из них 4 учительских, 8 жилых домов для детей; приобретена техника. Школа – шестикратный победитель республиканской выставки-ярмарки “Продовольствие”, лауреат “Макаренковских чтений”. Директор Бысыин Федот Дмитриевич, бессменный заместитель председателя жюри Международных “Макаренковских чтений”.
 
Тандинская СОШ имени Героя труда М.Н. Готовцева Усть-Алданского улуса с 2015 года является республиканской инновационной площадкой по теме "Школа агроэкотехнологий – форпост развития села”, неоднократно становилась победителем и призером различных всероссийских и республиканских конкурсов.
 
Одним из передовых производителей якутского чая в республике является 2-Жемконская СОШ Хангаласского улуса. Они четвертый год занимаются производством ферментированного чая из кипрея узколистного – иван-чая.
 
В Магарасской СОШ имени Л.Н. Харитонова Горного улуса успешно реализуются направления: «Коневодство» (25 голов), «Животноводство» (16 голов), «Растениеводство», «Внебюджетное финансирование». Накоплен богатый опыт по организации летнего труда и отдыха, развитию творческих и спортивных способностей учащихся.
 
С 2014 года Майинская школа имени В.П. Ларионова Мегино-Кангаласского улуса эффективно реализует программу развития "Школьный бизнес-инкубатор как условие самореализации успешной личности". Результатом целенаправленной работы является успешное участие обучающихся в Российских соревнованиях. Например, ученица 10 класса, индивидуальный предприниматель Игнатьева Дайаана стала победителем Всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России-2018" в номинации «Сельскохозяйственное предпринимательство»; ученица 10 класса Герасимова Лида стала лауреатом в секции "Лекарственные растения" во Всероссийском конкурсе "Юннат". В 2017 году команда школы заняла I место во Всероссийской интеллектуальной игре «Начинающий фермер»; ученики 10 класса Баишев Роберт, Гоголев Андрей – победители регионального этапа Всероссийской олимпиады по 3Д-технологиям – представляли Республику Саха (Якутия) во Всероссийской олимпиаде в Крыму. По итогам медального зачета VI Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussiaJuniors) в 2018 году школа с 11 медалями заняла I место среди 24 школ республики. Также команда обучающихся стала обладателем номинации "Лучшая презентация проекта" в соревнованиях IT-Хакатон, проведенных в рамках I Международных интеллектуальных игр в г.Якутске в прошлом году.
 
Атамайская СОШ школа имени В.Д. Лонгинова Горного улуса в 2018 году стала победителем Гранта Президента Российской Федерации, клуб молодых учителей «Исток» победил в республиканском конкурсе «Эковолонтер 2018».
 
Кустурская СОШ имени И.Н. Слепцова Эвено-Бытантайского национального улуса вносит свою весомую лепту в сохранение уникального, аборигенного генофонда якутского скота. Реализуется проект волонтерского отряда школьников «Сохраним, приумножим аборигенный якутский скот при ГУП «Бытантай». С каждым годом увеличивается число учащихся, работающих в летнее время в оленстадах.
 
Тема программы развития Урасалахской СОШ Абыйского улуса – «Формирование социально-адаптированной личности в условиях агропрофилированной». Школа является победителем и призером различных республиканский мероприятий. В 2018 году ученица 10 класса Саввина Ньургустана с проектом: «Сублимация мяса в домашних условиях как возрождение традиционного способа хранения и употребления мяса в походных условиях» была единственным участником из улуса в Международных интеллектуальных играх в г.Якутске. Она получила приглашение на Международную конференцию в г. Сочи.
 
Борулахская средняя общеобразовательная школа Верхоянского района – старейшая школа на северо-востоке Якутии – в статусе агропрофилированной школы работает с 2005 года.
 
Основные занятия Арылахской средней общеобразовательной школы Верхоянского района – животноводство, коневодство, охотничий промысел, овощеводство. Имеется учебно-производственная бригада «Бюгюйях», которая снабжает поселок грубыми кормами, работают косторезный цех и школьная пилорама. Школа получила лицензию на профессиональное обучение и получение специальности «тракторист-машинист».
 
Октемская школа имени П.И. Шадрина Хангаласского улуса получила статус агропрофилированной школы в 2012 году. Интересным видом деятельности является пчеловодство. Педагоги ведут обучение населения. За три года на курсах "Основы пчеловодства" обучились 47 чел. из 12 улусов и г.Якутска. Из них 12 чел. разводят пчел.
 
В Наяхинской агрошколе Усть-Алданского улуса в2017 году совместно с Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства начата инновационная работа по производству быстрорастворимой ухи из карася.
 
Сыланская школа Чурапчинского улуса в 2018 году первой из школ республики вошла в пилотный проект по научно-исследовательской работе “Изучение GPS-трекера для лошадей в условиях Севера» с Белорусской компанией. Также первой начала научно-инновационную работу с Якутской государственной сельскохозяйственной академией по переработке отходов сельхозживотных по биогазовой технологии с получением качественного удобрения кормовых добавок и дополнительного источника энергии. Обучающиеся исследуют и вредные выбросы от животноводческих ферм. Работает естественно-научный музей земледелия имени Е.Д. Макарова. В марте этого года планируется открытие малой школьной птицефермы.
 
Мегино-Алданская СОШ Томпонского улуса славится как школа-миллионер, начиная с 80-х годов занимает передовые позиции по организации летнего труда и отдыха.
 
Соттинская средняя агропрофильная школа Усть-Алданского улуса – учебно-производственный комплекс с круглогодичным циклом образовательно-воспитательной деятельности, объединяющий усилие педагогов и сельхозпроизводственников, социума, высших и средних учебных заведений, научных учреждений.
 
Балаганнахская ООШ Верхневилюйского улуса – единственная школа в улусе, занимающаяся разведением кобыл. В летнее время кумыс с пользой для здоровья употребляют воспитанники летнего лагеря, организована продажа населению.
 
В Таттинском улусе глава Михаил Михайлович Соров с 2015 года в муниципальном бюджете предусматривает дополнительные средства на обеспечение продуктами питания детских садов и школ улуса. Кроме того, по трехстороннему соглашению между администрацией улуса, Центром занятости и школами детям с 14 лет производится заработная плата. Агропрофилированная Усть-Таттинская СОШ имени Н.Д. Неустроева является одной из лучших по материально-техническому оснащению.
 
Какие первоочередные задачи на данном этапе мы ставим перед агрошколами?
 
Какие меры принимаются на федеральном уровне, на что нам следует обратить внимание, в каком направлении двигаться? Обращаю ваше внимание на следующие моменты:
 
Во-первых, в “Учительской газете” недавно, 17 января, министр просвещения России Ольга Васильева заявила о необходимости разработки программы "Сельский учитель". В ряде регионов есть разные формы поддержки молодых учителей: кто-то выдает машины, кто-то – "подъемные" средства. По мнению федерального министра, все эти формы поддержки должны быть прописаны в единой федеральной программе "Сельский учитель". Как вы знаете, подобная программа работает у нас с 2006 года. По подпрограмме «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов» была сформирована система обеспечения кадрами школ Севера и Арктики и оказания бюджетной поддержки учителей на приобретение жилья. Данный опыт всегда находил поддержку на федеральном уровне.
 
Во-вторых, в рекомендации встречи Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко с тружениками социальной сферы села 2 февраля 2018 года были включены такие пункты, касающиеся сельских школ:
 
· Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность дополнительного финансового обеспечения поддержки малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельских населённых пунктах.
· Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть возможность внесения дополнений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части введения понятия «трудовое воспитание».
· Органам государственной власти субъектов Российской Федерации содействовать внедрению в практику работы образовательных организаций различных форм профильной подготовки и самоопределения учащихся в сфере сельского хозяйства, в том числе агрошкол.
 
Согласитесь, исполнение этих рекомендаций пошло бы только на пользу. Поэтому на планируемую В.И. Матвиенко аналогичную встречу с тружениками социальной сферы села 15 февраля 2019 года мы предложили кандидатуры нескольких директоров агрошкол.
 
В-третьих, как народный депутат, председатель постоянного комитета утверждаю, на сегодня в республике выстроена достаточная нормативная правовая база. Свод региональных законов по праву можно считать одним из наиболее полных и совершенных в России. Высокую оценку этой деятельности дали руководитель издательского дома “Народное образование” Алексей Михайлович Кушнир и действительный член Академии педагогических и социальных наук Анатолий Борисович Вифлеемский в статье “Концептуальный очерк образовательной стратегии на основе теории человеческого капитала и проблема правовой регламентации производственного (трудового) воспитания” (№ 5 за 2018 г.): “В Республике Саха (Якутия) обеспечена всемерная поддержка и надлежащее правовое обеспечение производственного воспитания в школах с учётом региональных особенностей, реализуемого посредством сельскохозяйственного производственного труда. Указанный опыт необходимо использовать в целях регламентации производственного воспитания на федеральном уровне.”
 
Деятельность агрошкол также регламентирована отдельными статьями в республиканских законах об образовании, о государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельской местности; принят повышающий коэффициент в размере 40%, т.е. они приравнены к гимназиям и лицеям. Это наша общая заслуга.
 
Наша следующая задача – добиться внесения изменений в федеральное законодательство с использованием опыта агрошкол, следует доработать Концепцию агротехнологического развития в Республике Саха (Якутия), разрабатываемую с 2017 года.
 
В-четвертых, с 2013 года приказом министерства установлены критерии оценивания эффективности и качества образовательной деятельности агрошкол. По итогам рейтинга из 102-х агрошкол 85-ти полнокомплектным школам оказывается господдержка в виде повышающего коэффициента 40%, 35%, 30% и 25% к нормативу на одного обучающегося. Для малокомплектных школ предусмотрен дополнительный штат мастера производственного обучения. В связи с введением данных критериев улучшается мониторинг деятельности.
 
В-пятых, одна треть агрошкол являются малокомплектными, находятся в труднодоступных наслегах. Такие школы должны обеспечить право выбора каждого ученика, реализовывать индивидульные учебные программы с учетом потребностей каждого ребенка. При этом речь идет не только о детях с ярко выраженными способностями и высоким интеллектуальным потенциалом, а обо всех учениках школы, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для этого необходимо обеспечить школы квалифицированными кадрами, развивать сетевое взаимодействие, улучшать качество курсов повышения квалификации.
Порой школьники северных, арктических улусов не имеют равного доступа к участию в очных мероприятиях из-за высокой стоимости проезда, участие в заочных мероприятиях затруднено из-за низкой скорости Интернета. Необходимо усилить поддержку с учетом особенностей малокомплектных агрошкол. В настоящее время как господдержку северных территорий мы инициируем разработку федеральной программы “Дети Севера” на 2020-204 годы.
 
В-шестых, в образовательные программы всех агрошкол с 5-го по 11-й класс внедрены компоненты, ведутся элективные курсы. Внедрены образовательные технологии и принципы организации обучения, обеспечивающие формирование компетентностей школьников на основе интеграции учебного и производственного процессов. Учебные планы школ стали более практико-ориентированными, усилилась политехническая направленность обучения, прикладная направленность общеобразовательных предметов. В условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) необходимы систематизация разработанных педагогами, учеными, методистами материалов, элективных курсов, внедрение электронных учебных пособий.
 
В-седьмых, победителями и призерами регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии, химии становятся обучающиеся 16% агрошкол. За последние 2 года наблюдается положительная динамика качества обученности по профильным предметам.
 
Для дальнейшего повышения качества образования по профильным предметам необходимо улучшать обеспечение электронными учебными комплектами, современным лабораторным оборудованием, техникой, профессиональными кадрами и т.д. в соответствии с современными требованиями. Данное направление работы требует немалых финансовых вложений. В муниципальных образованиях агрошколам выделяются сельхозугодья, обводненные участки. Но только этого недостаточно для профессиональной подготовки обучающихся по сельхозпрофессиям.
 
Выбор школой аграрного профиля способствует развитию местного производства. В некоторых арктических наслегах агрошколы стали единственными поставщиками молочной, рыбной продукции. Численность поголовья живности агрошкол увеличивается, разновидность расширяется. В последние годы активно развиваются новые направления для агрошкол: пчеловодство, оленеводство. Вырученные средства расходуются на улучшение материально-технической базы, на оплату труда, организацию мероприятий, содержание живности, приобретение кормов.
 
В этой связи необходимо расширять поддержку агрошкол на муниципальном уровне; возродить государственную поддержку агрошкол в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы», активнее взяться за реализацию национальных проектов (программ).
 
Далее. В организации ранней профориентации школьников, трудового воспитания обучающихся наблюдается положительная динамика, возрождается летний труд и отдых. В условиях возрастающей интенсификации земледелия все большее значение приобретают агрономические знания. Необходимо расширять участие школьников по агронаправлениям в рамках JuniorSkills.
Повышается уровень сельскохозяйственной грамотности обучающихся, наблюдаются предпосылки к возникновению у них предпринимательской компетентности. Школьный бизнес-инкубатор является практико-ориентированной средой, способствующей воспитать, «взрастить» выпускника, конкурентноспособного, реализующего в дальнейшем свои способности, желающего участвовать в социально-экономическом развитии региона. С Министерством предпринимательства, торговли и туризма необходимо продолжать работу по проекту “Школьный бизнес-инкубатор”.
 
В заключение выступления, для размышления озвучиваю предложения нашего постоянного партнера – Якутской государственной сельскохозяйственной академии к сегодняшней встрече:
 
- ежегодное проведение “Дня агрошкол” в ЯГСХА;
- предоставление приоритетного права выпускникам агрошкол при распределении целевых мест на бюджетные места Российской Федерации;
- включение в перечень лиц для получения ежемесячных денежных выплат мастеров производственного обучения, работающих в агрошколах;
- разработка комплексной программы “Земский аграрий” для поддержки молодых специалистов, работающих в сельскохозяйственных организациях Республики Саха (Якутия) в рамках проекта программы “Российское село”.
 
Уважаемые друзья, благодарю за внимание, думаю, вы согласитесь со мной в том, что система агрообразования Якутии за 30 лет существенно меняется, стремительно меняются задачи и тренды развития. И мы должны планировать будущее с учетом этих вызовов. Убеждена, на всех этапах развития агрошкол каждый из вас с честью выполнял и выполняет общие задачи. А их всегда не мало, и они далеко не простые! Выражаю всем, кто непосредственно связан с деятельностью агрошкол, свое искреннее уважение и признательность.
 
Желаю вам профессиональных и жизненных успехов!
 
Председатель постоянного комитета
по науке, образованию, культуре, СМИ
и делам общественных организаций,
председатель Совета НКО «Союз агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия)»
 
Феодосия Габышева
 
 
 
Опубликовано: 29 января, 2019 - 19:04
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице