Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выступление временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева на ХХХVII (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 апреля 2024 года, 15:10 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (09:00)

Выступление временно исполняющего обязанности Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева на ХХХVII (очередном) пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Уважаемый Александр Николаевич!
Уважаемые депутаты, коллеги!
 
Мое назначение временно исполняющим обязанности Главы республики пришлось на завершение вашего созыва. Парламент всегда для меня был и остаётся важнейшей ветвью политической системы, местом принятия ключевых решений, определяющих ход развития республики.
Пять лет вашей деятельности становятся уже неотъемлемой частью истории Якутии. Пятый созыв Ил Тумэна выполнил свои задачи. А их было немало и были они непростыми! Я хотел бы выразить Государственному Собранию, всем народным депутатам свое искреннее уважение и благодарность.
 
Сегодня назначением выборов Главы республики и народных депутатов вы дали старт одной из самых масштабных избирательных кампаний в республике за последние годы. В этой связи я хотел бы обратиться к вам, коллеги, к членам всех парламентских фракций.
 
Нет сомнения, что все выборы, включая муниципальные, пройдут в условиях серьёзной политической конкуренции. Она всегда была и будет, потому что в нашей республике живут люди с очень высокой гражданской активностью. Но я считаю, и уже говорил об этом, что наша общая задача: создать условия, чтобы выборы всех уровней прошли в нормальной обстановке. Чтобы не происходило разобщение людей, не было нездорового раздрая  по политическим взглядам.
 
Только в этом случае мы все, в случае избрания, будем иметь моральное право работать дальше в интересах всех якутян. Незвисимо от их политических предпочтений, от района проживания или социального положения.
 
Сможем результативно  работать вместе, в сотрудничестве, для достижения общих целей развития нашей республики.
 
Уважаемые народные депутаты!
 
Не ошибусь, если предположу, что многие коллеги планируют продолжить активную политическую и общественную деятельность. В том числе, и в новом созыве Ил Тумэна. Поэтому хотел бы высказать ряд соображений о деятельности законодательного органа республики. В своих суждениях я исхожу из депутатского опыта, опыта работы в руководстве исполнительной и муниципальной власти.
 
Прежде всего, исключительно востребованной остается роль парламента республики как представительного органа. Открытого, не формального, настоящего флагмана гражданского общества. Мы все понимаем, что достижение общенациональных целей прорывного развития немыслимо без вовлечения людей, без реальной консолидации общественных ресурсов. Ил Тумэн имеет все полномочия и возможности, чтобы выступать здесь ключевым консолидирующим звеном.
 
Вместе с тем, время стремительно меняется, очень быстро меняются задачи и тренды развития. В обществе есть серьёзный запрос на изменения в управлении, в действиях власти. Такой запрос есть и в отношении парламента республики.
 
Сегодня Якутия обладает законодательной базой для регулирования всех сфер жизнедеятельности. Свод региональных законов по праву можно считать одним из наиболее полных и совершенных в стране. Это несомненная заслуга и вклад всех созывов Государственного Собрания.
 
Но в свое время Ил Тумэн был одним из лидеров и генераторов формирования регионального законодательства в России. Многие республиканские правовые акты легли в тот период в основу федерального законодательства. В части национальной, северной политики государства, и особенно в социальной сфере.
 
Политику инвестиций в человека – в образование, здравоохранение, поддержку семьи, здорового образа жизни – республика во главе с Первым Президентом Михаилом Ефимовичем Николаевым стала проводить еще с начала 90-х годов. В то время институт человеческого капитала воспринимался всеми лишь как термин, как теоретическая категория.  
 
Но именно эта политика стала мощным катализатором прорывного экономического развития республики. Более того, она самым серьёзным образом повлияла на формирование общефедеральной повестки, актуальной и сегодня.       
 
Я убеждён, что наступило время для нового прорыва. Для того, чтобы республика по экономическому росту, по качественному улучшению жизни людей выходила на лидирующие позиции не только на Дальнем Востоке, но и в стране. Цели и задачи, которые поставил Президент России Владимир Владимирович Путин в своём Указе от 7 мая, дают нам этот шанс. Все 12 направлений развития, определённые главой государства, имеют прямое отношение и важное значение для республики.
 
Успех здесь во многом будут зависеть от качества законодательных решений.
 
Цифровая трансформация экономики. Эффективность институтов развития и государственно-частного партнёрства. Новое качество образования и науки, медицины и культуры. Экологическая безопасность, доступность и жизнеустойчивость всей территории республики. Устаревшие, стандартные подходы регулирования всех этих направлений уже полностью теряют актуальность. Тем более, что работать предстоит в условиях жёсткой конкуренции, ограниченности бюджетных средств.  
 
Еще одним важнейшим трендом сегодня становится оперативность и профессионализм парламента для результативного участия в федеральном законотворческом процессе.
 
Мы видим, насколько динамично меняется федеральное законодательство, насколько активно развиваются новые правовые направления.
 
Это касается многих и многих сфер. К примеру, цифровизации, технологических инициатив, экономического и территориального планирования, инвестиционной политики.   Игнорирование этого тренда означает только одно: выключенность из национальных проектов и программ. И как следствие, выпадение из мощного потока развития, который сегодня набирает обороты на общегосударственном уровне.
 
Поэтому, на мой взгляд, нам сейчас важно объективно оценить новации федерального законотворческого процесса, вызовы в правовом регулировании развития республики. Важно вплотную подойти к серьёзным политическим решениям, которые бы создали основу для кардинальных изменений динамики и темпов развития республики.
 
В том числе, начать движение в сторону создания профессионального Парламента.
 
Два созыва Ил Тумэн был двухпалатным, три созыва работает в рамках однопалатного парламента. Каждая из этих систем отвечала требованиям своего времени. Но сегодня, чтобы законодательный орган работал эффективно, депутаты должны быть полностью сосредоточены на законотворческой деятельности. В депутатском корпусе нужны юристы, правоведы, способные абсолютно профессионально заниматься разработкой актуальных законодательных инициатив, их сопровождением на уровне Федерального Собрания. В пятом созыве Ил Тумэна из числа депутатов, насколько я знаю, лишь пять дипломированных юристов, и только Ольга Валерьевны Балабкина профессионально работала в сфере юриспруденции.
Конечно, это не произойдёт в предстоящем созыве. Но к 2024 году надо готовить переход Ил Тумэна на профессиональную основу. Это веление времени, необходимое для решения задач, которые стоят перед нами, перед республикой.  Изменения в организации и качестве деятельности Парламента назрели.  Безусловно, принятие таких решений требует серьезного анализа, обсуждения с гражданами.  И эту работу нам надо начинать.
 
В нашем обществе изначально очень высока степень уважения к Государственному Собранию (Ил Тумэн), к званию народного депутата. Столь же высоки и ожидания от законодательного органа республики. Эта планка, коллеги, не должна снижаться.
 
Позвольте ещё раз поблагодарить вас всех за вашу многогранную деятельность. Я искренне желаю вам дальнейших профессиональных и жизненных успехов!
 
8 июня 2018 г.  
Опубликовано: 8 июня, 2018 - 18:23
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице