Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Александр Жирков: Закон должен учитывать специфику Дальнего Востока и Байкальского региона | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 13:57 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Александр Жирков: Закон должен учитывать специфику Дальнего Востока и Байкальского региона

Госсобрание Республики Саха (Якутия) отметило свое 20-летиецелым рядом крупных мероприятий. В столице республики прошли расширенное совещание Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», выездное заседание рабочей группы Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона, межрегиональный «круглый стол» на тему «Законодательное регулирование вопросов эффективного развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона».
 
О некоторых итогах и о том, что собой представляют и какие задачи призваны решить предложенные законодательные меры по развитию макрорегиона. Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александр Жирков рассказал парламентскому обозревателю «РФ сегодня» Людмиле Глазковой.
 
Александр Николаевич, какие вопросы стали предметом обсуждения?
 
- Круг рассмотренных вопросов, не выходя за рамки общей тематики развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, достаточно обширен. Перечислю лишь некоторые из них – это совершенствование правового регулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, развитие предпринимательства, стимулирование притока частных инвестиций на территорию Дальнего Востока и Байкальского региона, привлечение трудовых ресурсов, развитие науки и образования, основные социальные проблемы и пути их решения.
Важными итоговыми документами стали обращение Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» к Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации по вопросу законодательного обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона и резолюция межрегионального «круглого стола». Оба документа отмечают необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона и свидетельствуют о согласованном мнении всех законодательных и исполнительных органов власти субъектов макрорегиона о важности принятия особого комплексного закона.
 
Какие основные законодательные меры развития Дальнего Востока и Байкальского региона были рассмотрены?
 
– Участники проведенных мероприятий согласны, что действующее законодательство Российской Федерации не позволяет осуществить ускоренное комплексное развитие огромной территории Дальневосточного и Байкальского макрорегиона. Усилий на местах также недостаточно. Необходимо политическое решение, продуманная государственная поддержка развития территорий.
 
В рамках общего законодательства при равных условиях развития производства, при равных индикаторах жизнедеятельности преодолеть оторванность, отсталость дальневосточных и северных территорий от метрополии невозможно. Для решения этих задач рабочей группой предложен проект закона об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Также в целях комплексного решения соответствующих правовых вопросов в пакете с данным законопроектом подготовлены проекты федеральных законов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 
По сути дела, проект закона об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона – это свод правовых норм, если хотите, Кодекс Дальнего Востока и Байкальского региона, который опишет экономические, налоговые, бюджетные, социальные и иные особенности макрорегиона.
 
Предполагаемые проектом изъятия из общих правил законодательного регулирования направлены, прежде всего, на создание на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе конкурентоспособных со странами АТР условий ведения предпринимательской деятельности и инвестирования.
 
Законопроект включает в себя пять направлений. Это налоговые режимы, бюджетные отношения, создание функционирования особых экономических зон, организация инвестиционной, промышленной, агропромышленной деятельности и социальная политика государства на Дальнем Востоке и Байкальском регионе.
 
Кстати сказать, нами также обсуждался проект федерального закона, подготовленный Министерством по развитию Дальнего Востока о территориях опережающего развития. И в этой связи базовым, основополагающим мы видим проект закона «Об ускоренном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона», и как частное, конкретизирующее, добавляющее некоторые моменты – проект о территориях опережающего развития. Считаю, что оба законопроекта направлены на решение одной стратегической цели – развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. Разница в том, что первый из них создает комплексные инструменты развития, второй предлагает частичные меры.
 
– Александр Николаевич, почему северо-восточным территориям России нужны особые условия развития?
 
– Это обусловлено несколькими моментами.
 
Первый – стране необходимо искать новые экономические пути развития и для обеспечения динамики движения вперед нужны новые инвестиции, которые следует находить и притягивать в пределах РФ.
 
Второй – наличие под боком Азиатско-Тихоокеанского региона, переживающего бурный рост. В глобальном мире Дальний Восток и Байкальский регион сильно ощущает влияние интенсивно развивающегося соседа, что сказывается не только на экономических отношениях, но и на восприятие населения. АТР становится для людей привлекательным и эти настроения нужно учитывать.
 
Третье – выгодное геоэкономическое положение нашего макрорегиона между странами Евросоюза и АТР делает его предметом инвестиционного интереса для обеих сторон. Это оптимальный транспортный коридор: Транссиб и Северный морской путь – короче по протяженности, чем Суэцкий канал.
 
Плюс четвертый момент – новый геополитический расклад в отношениях России с Европой из-за событий на Украине.
Все совпало, и по сути альтернативы быстрому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона нет. Комплексный подход к решению проблемы предлагает законопроект рабочей группы Совета Федерации, разработанный под руководством вице-спикера верхней палаты Вячеслава Штырова.
 
Почему понадобился закон, когда действует соответствующая госпрограмма по социально-экономическому развитию?
 
– Изначально программа предполагала формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью. Речь шла о кардинальном улучшении социально-демографической ситуации, формировании удобных условий жизнедеятельности, учете интересов регионов и местного населения в общей парадигме развития. Но, объем ее финансирования урезан с 5,7 триллиона рублей до 3,8, да и этого обеспечения нет. Еще один нюанс: она утверждена распоряжением Правительства РФ. А вот если бы мы имели специальное законодательство по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона как правовой инструмент реализации госпрограммы, наверное, картина была бы другой.
 
Расскажите подробнее о философии законопроекта, подготовленного группой Штырова.
 
– Хочу сразу подчеркнуть, хотя он предложен членами Совета Федерации, но немалый вклад в его разработку внесли сами регионы. Это плод не кабинетных усилий, а труда людей, которые действуют, что называется, на земле и хорошо знакомы с региональными проблемами. Документ много раз обсуждался, в том числе на прошедшем общем собрании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
 
Его философия исходит из того, что Дальний Восток и Байкальский регион – огромный макрорегион, отдаленный от центральной России и весьма своеобразный по климатическим и географическим факторам. Как это не учитывать? В них упираются трудности освоения недровых богатств, утяжеления производства, создания транспортной и энергетической инфраструктуры, привлечения рабочей силы. Бизнес ориентирован на комфортную среду. Для того, чтобы мы могли конкурировать, нужно создать равные условия ведения бизнеса. Иначе крупный инвестор, особенно иностранный, в макрорегион не придет. Предлагаемых для этого таких инструментов, как особые экономические зоны и территории опережающего развития, в нашем случае недостаточно.
 
К «северам» было особое отношение в советский период, что притягивало сюда людей и задерживало надолго. На них пытались равняться другие регионы. Отсюда появилось понятие «приравненные к ним местности». Потом внимание государства к восточным районам в силу известных причин ослабело, но сегодня вновь такой стратегический подход закладывается в общую стратегию развития России. Это очень важно. Предусматривается развитие производства и обеспечение населению более или менее комфортных условий проживания. Но все это нужно закрепить в законодательстве.
 
– Вернуть северные надбавки?
 
– Это лишь верхушка айсберга, за которой прежде стояла продуманная система мер. Именно ее деградация в 90-е годы повлекла за собой массовый уход людей с северов и востока, а вместе с этим упало производство.
 
Наша главная задача сохранить население и территории. Нужно стремиться сохранить главные объекты жизнедеятельности, культуру народов, населяющих эти территории, независимо от национальной принадлежности. Это позволит сохранить целостность России, обеспечить безопасность страны.
 
Дальний Восток включает в себя обширные территории, расположенные в Арктической зоне России и на Крайнем Севере. Как известно эти территории крайне уязвимы с экологической точки зрения. Необходимо при осуществлении здесь крупных проектов, учитывать интересы местного населения, коренных жителей для которых природные богатства являются основой жизнедеятельности. Сегодня у них большие проблемы – низкий уровень средней продолжительности жизни, относительная бедность, слабая государственная поддержка традиционных отраслей. Экология Севера и экология северного человека понятия неразделимые. Поэтому, мне бы хотелось чтобы, развивая макрорегион, будь то ускоренное развитие, создание территорий опережающего развития, особых экономических зон, мы понимали, что главное богатство – человек.
Вы, кстати, раньше бывали на северах?
 
– Бывала в Ненецком автономном округе, большом заполярном поселке Амдерма.
 
– Ну, сейчас его, можно считать, нет. Из 5 тысяч жителей осталось меньше 500. Ушли и гражданские, и военные. Надеюсь, что разрабатываемая сейчас программа по Арктике изменит положение. Мы приветствуем разворот политики государства к северо-восточным территориям и не просто сидим в ожидании, а стараемся внести свой вклад в разработку необходимых механизмов развития.
 
Восточный вектор развития экономики России – это уже аксиома. Никто его не оспаривает. За чем стало дело?
 
– Имеется несколько подходов к решению проблемы. Во-первых, комплексный. Создать человеку нормальные условия жизни и труда, дать возможность обзавестись семьей, предоставить услуги медицины, образования, и на этой основе оживлять экономику. Во-вторых, подобрать точки роста с расчетом на мультипликативный эффект и приближением к конкурентоспособности экономических лидеров АТР, и при этом инфраструктуру региона развивать посредством принятых федеральных целевых программ. Он содержится в законопроекте Минразвития Дальнего Востока о территориях опережающего развития (ТОРах). Выбираются такие территории в ходе очень жесткого конкурса по строгим критериям – территориальной обособленности, отдачи на рубль вложенных средств и максимально быстрой оборачиваемости инвестиций. Из-за этого не все субъекты сегодня могут подключиться к этим точкам. Кто-то вообще останется в пролете.
Наконец, имеется третий подход – нечто среднее между комплексным развитием территорий и точечным развитием предприятий или отдельных производств. Это особые экономические зоны – ОЭЗ. Они занимают какую-то часть территории и используют другие налоговые и бюджетные порядки с перспективой выхода на ускоренное развитие региона. Надо сказать, что механизмы запуска ТОРов не сильно отличаются от механизмов создания ОЭЗ, только первые более обособленные и имеют повышенные налоговые льготы и административные полномочия, включая использование земли, а также большую свободу действий для резидентов-обладателей лицензий и т.д.
 
Нам, коренным жителям этих мест, ближе, разумеется, комплексный подход. Он позволяет развивать промышленность и обеспечивать как приезжему рабочему контингенту, так и местному населению примерно равные условия существования.
 
То есть среди подходов конкурируют чисто коммерческий с прицелом на быструю окупаемость и по большому счету - стратегический с заглядом на будущее. Понятно, какой из них затратнее. Использовать вахтовый способ гораздо проще и требует меньше денег, чем обустраивать инфраструктуру жизни для всех жителей.
 
– С точки зрения экономистов и производственников, вахтовый метод, конечно, хорош, но местные жители всегда относятся к нему настороженно. За ним стоят лучшие условия труда и заработка для приезжих, а со стороны последних – не очень бережное отношение к экологической системе. К тому же, заработанные ими деньги вывозятся из региона.
Я считаю, что закон о ТОРах можно интегрировать в законопроект «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Концептуальность, системность и юридическая проработка законопроекта делает его базовым. Самое главное, что он одушевлен самой жизнью, а это гарантия того, что он будет эффективно работать.
 
– Предположим, что будут приняты оба законопроекта. Это разве нехорошо?
 
– Дальнему Востоку от этого плохо не будет. Дело в другом. На нескольких точках роста не поднять экономику макрорегиона, а значит, рано или поздно придется принимать новый закон. Но зачем откладывать? Президент России Владимир Путин поставил четкую задачу, назвав подъем Дальнего Востока и Байкальского региона проектом XXI века. Так давайте не будем терять время и основы будущего развития заложим сейчас.
 
 
Людмила Глазкова
Москва-Якутск-Москва
 
Общественно-политический журнал Федерального Собрания - Парламента РФ "Российская Федерация сегодня", № 7, апрель 2014 года
 

Опубликовано: 17 апреля, 2014 - 13:27
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице