В апрельском номере журнала «Управа» вышла статья народного депутата РС(Я) Гульсум Бейсембаевой о поправках в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», касающихся порядка формирования представительных органов муниципальных районов и создания внутригородских территорий крупных городов. Статья - весьма актуальная, особенно в канун Дня местного самоуправления. Сам журнал имеет самое непосредственное отношение к местному самоуправлению. Он выходит под эгидой Российской муниципальной академии. На страницах издания можно найти информацию о современных тенденциях городского развития, материалы по основным направлениям реформирования сферы ЖКХ, о внедрении новых информационных технологий в управлении городской инфраструктурой. Журнал предоставляет возможность для обмена опытом управления руководителям и специалистам муниципальных администраций, стремится обеспечивать своих читателей наиболее актуальной нормативной и практичной информацией по проблемам муниципального развития. Публикации в "Управе" отражают современные подходы к управлению городом и городским хозяйством и вместе с тем в поле зрения издания - и исторический опыт госстроительства в России, и зарубежный опыт регулирования территориального развития.
Сегодня среди подписчиков ежемесячного журнала "Управа" муниципальные образования из различных уголков России, в том числе районные управы и префектуры столицы.
15 апреля Госдума одобрила в первом чтении законопроект о внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Он получил большой резонанс в муниципальном сообществе и неоднократно обсуждался в муниципалитетах и в организациях межмуниципального сотрудничества, а также на уровне правительств и представительных органов субъектов РФ.
В Якутии этот законопроект не остался без внимания. Он рассматривался на заседании совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов при Госсобрании (Ил Тумэн) РС(Я). Кроме того, комитет по вопросам МСУ парламента организовал «круглый стол» с участием представителей муниципальных образований республики. На обозначенных заседаниях законопроект был подвергнут справедливой критике.
Авторы законопроекта утверждают, что он направлен на уточнение принципов организации МСУ и его дальнейшее совершенствование. Однако многие увидели в нем коренную ломку уже сложившейся муниципальной системы. Об этом мы беседуем с народным депутатом РС(Я) Гульсум Бейсембаевой, которая приняла участие в парламентских слушаниях в Госдуме 14 апреля.
– Гульсум Агзамовна, законодательная инициатива предлагает по-новому формировать районную власть. Каковы, на Ваш взгляд, ее плюсы и минусы?
– Вижу пока только минусы. Законопроект провозглашает единственный способ формирования представительных органов муниципальных районов – из глав и депутатов поселений. Это лишает избирателей права непосредственно избирать своих представителей в органы МСУ. Мы считаем, что существующая сегодня структура органов местного самоуправления в нашей республике полностью апробирована, себя оправдала и соответствует принципу разделения властей. Это мнение выразил и Совет муниципальных образований Якутии.
Способ формирования представительных органов муниципальных районов из глав поселений, входящих в состав МР, и из депутатов, избираемых представительными органами поселений из своего состава, не согласуется и с выводами Конституционного Суда РФ, согласно которому органы народного представительства должны формироваться исключительно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Кроме того, мы должны понимать, что условия отдаленности и труднодоступности многих населенных пунктов республики от районных центров, а это до 500 км, просто не позволят главам и депутатам поселений регулярно принимать участие в работе районного совета. А отсутствие кворума парализует работу районного совета.
Избрание главы муниципального района представительным органом из своего состава и исполнение им полномочий председателя совета в принципе принижает роль главы муниципального образования как высшего должностного лица, который должен избираться на прямых выборах. Ведь фактически первым руководителем, политиком, распределителем бюджета будет не избранный народом, а назначенный чиновник. Мы это уже обсуждали не раз. Во всех муниципальных учебниках прописаны схемы организации местной власти: «сильный мэр» – избранный жителями непосредственно, «слабый мэр» – избранный из состава депутатов. Фактически у мэра-депутата останутся только представительские функции.
– Возможность совмещения должности главы и председателя совета, назначение сити-менеджера во главе администрации и до этой законодательной инициативы была предоставлена действующим законодательством. Есть ли такая практика в нашей республике?
– У нас, как и в некоторых других субъектах РФ, этот способ не оправдал себя. В 2011 г. в республике осуществляли деятельность 7 управляющих администрациями в муниципальных районах. В течение года 4 муниципальных района внесли изменения в уставы в части изменения принципа формирования улусного (районного) совета и упразднения института управляющего местной администрацией. Остальные 3 муниципальных образования внесли соответствующие изменения в свои уставы в 2012 г.
В ежегодном докладе о состоянии местного самоуправления Совет муниципальных образований РС(Я) отмечал, что «практически во всех указанных улусах… сложились конфликтные отношения между избранным главой улуса (района) и управляющим районной администрацией». В большей степени они связаны с тем, что в традиционном сознании как рядовых граждан, так и самих глав, депутатов глубоко заложено понимание того, что руководитель – глава территории должен быть один.
– Законопроект также предлагает создание внутригородских районов в крупных городах. Но ведь, мы знаем, что в них и так есть районы со своими администрациями. Что предлагается на этот раз?
– Идея создания полноценных муниципальных образований во внутригородских районах является еще одной новеллой законопроекта и требует тщательного анализа. Ведь создание муниципального образования – это формирование всех необходимых органов (администраций, советов депутатов, наличие бюджета или сметы и т.д.). При этом сразу возникают закономерные вопросы о нарушении единства городского хозяйства и социокультурной среды. Между городским и внутригородским муниципальными образованиями неизбежно будут возникать разногласия по отдельным вопросам, в особенности финансовым, разделу собственности. Мы можем получить внутри одного города промышленный район с крепким бюджетом и «спальные» без таковых.
Я согласна с мнением президента Европейского клуба экспертов МСУ Эмиля Маркварта: «Местное самоуправление зародилось именно в городах. Именно города всегда являлись и продолжают являться источником его силы и развития… Именно города, а не районы внутри города, являются интегрирующим началом, дающим чувство самоидентификации, сопричастности каждому жителю. Именно на уровне города его интересы проявляются и реализуются в наибольшей мере. И именно здесь его непосредственное участие в общегородских делах наиболее важно!»
– Создание новых органов и, как следствие, увеличение числа чиновников повлечет рост расходов местных бюджетов на их содержание. Вряд ли это получит волну одобрения со стороны горожан.
– Согласна. По данным отзыва на данный законопроект Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, расходы на содержания городских властей вырастут в 3-4 раза. Как следует из пояснительной записки к проекту закона, он подготовлен в целях решения актуальных задач и проблем местного самоуправления, самая главная из которых – «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой».
Однако в крупных городах, как уже было отмечено, на уровне исполнительной власти и сейчас имеются районные администрации, осуществляющие постоянную связь с населением. Что же касается, представительной власти, то здесь возможны менее дорогостоящие изменения организационного плана. Здесь можно поддержать предложение АСДГ, которая предлагает решение этой проблемы путем возможного увеличения числа депутатов и формирования территориальных групп по внутригородским районам.
Продолжая тему доступности власти, считаю необходимым продолжить и усилить работу в тех направлениях, которые уже сегодня показали положительные результаты. Это внедрение многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна», предоставление государственных и муниципальных услуг через интернет-порталы ГМУ. Ведь, что такое доступность власти? Это прежде всего доступное, качественное и своевременное (без очередей) оказание услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами власти.
– Вам удалось выступить на слушаниях? Ваши впечатления от участия в таком представительном форуме? Какими должны быть дальнейшие действия?
– Как заместитель председателя комитета по вопросам МСУ Ил Тумэн, я принимала участие и в заседании совета руководителей представительных органов республики, и в «круглом столе» с участием президента Конгресса муниципальных образований РФ С.М.Киричука. Кстати, данный вопрос не обошел стороной на встрече с общественностью города Мирного и заместитель председателя Совета Федерации В.А.Штыров, это было как раз накануне слушаний.
Что касается слушаний в Госдуме, то в них приняли участие более 150 человек. Это были депутаты законодательных собраний, главы городов, ученые, эксперты. Времени было выделено мало, но мне удалось выступить и обозначить нашу позицию. До этого в комитет ГД по вопросам МСУ были направлены предложения от профильного комитета якутского парламента. Я предложила не принимать законопроект в таком виде, так как он противоречит сути самоуправления.
Обобщила опыт внедрения местного самоуправления в Якутии: приведение в соответствие федеральным нормам законодательной основы региона, референдум 2002 г., выборы 2005 г., трудности роста поселенческого уровня. Ведь Якутия пришла к сегодняшнему самоуправлению самым трудным и долгим путем. Одно проведение референдума чего стоит!
Реализация нашего многострадального ФЗ-131 (не счесть, сколько в него внесено изменений) все равно – движение вперед. И тут взять и все начать с нуля! Как мы будем строить гражданское общество, если отменим выборы, перейдем к формированию МСУ в нарушение принципов Европейской хартии местного самоуправления?
В общей сложности выступили 16 человек, включая председателя комитета Госдумы В.Б.Кидяева и руководителя рабочей группы, подготовившей законопроект, – В.С.Тимченко. Были, естественно, и те, кто выступал «за», считая законопроект своевременным и нужным, и те, кто выступал «против». Заместитель министра регионального развития РФ С.В.Иванова, отметила, что требует доработки вопрос деления на районы и как следствие – вопросы разделения бюджета, налогов.
Мэр Великого Новгорода Ю.И.Бобрышев справедливо отметил, что в сити-менеджеры попадают люди, которые не могут победить на прямых выборах. Депутат Мособлдумы А.А.Наумов высказался за сохранение прямых выборов, считая их и прямой ответственностью перед жителями. С критикой отмены выборов выступил глава Екатеринбурга Е.В.Ройзман, считая, что это приведет к дальнейшей аполитичности населения. Мэр Самары, председатель Ассоциации городов Поволжья Д.И.Азаров считает недопустимым развал существующей системы функционирования городов, а предлагаемая система формирования депутатского корпуса еще больше может отделить население от власти.
М.А.Чернышев, мэр Ростова-на-Дону, председатель Союза российских городов, отметил некорректность проекта по отношению к депутатам. Депутат Троицкого совета депутатов А.В.Лебедев из Челябинской области отметил, что авторы законопроекта «не услышали или ослышались Президента», ведь в послании В.В.Путина не ставится задача сломать самоуправление. Он же поднял старый вопрос о том, что главы не должны быть членами каких-либо партий. Доктор юридических наук, профессор Е.С.Шугрина отметила, что идеи приближения власти к населению хороши, но вот предлагаемые юридические инструменты несовершенны. Надо развивать территориальное общественное самоуправление, дать ему больше возможностей – организационных и финансовых.
В общем, дискуссия была горячей. Желающих выступить было много. Но люди были ограничены во времени. Потому неформальное общение продолжилось и после слушаний. Так, мы обсудили итоги слушаний с мэрами городов-членов АСДГ Хабаровска, Красноярска, Барнаула и вице-президентом Ассоциации, профессором Р.В.Бабуном. Хоть и не дали слово представителю АСДГ, я в своем выступлении поддержала позицию и решение Совета АСДГ от 14 февраля с.г.
Главный итог – нас услышали. Итоги принятия законопроекта в 1-ом чтении говорят сами за себя: 237 голосов депутатов из 226 возможных. Поэтому время до второго чтения – это реальная возможность поработать с депутатами из регионов, донести наше мнение, разъяснить ситуацию, внести свои поправки.
– Гульсум Агзамовна, вот уже второй раз 21 апреля мы отметили День местного самоуправления. Ваши пожелания в связи с этим.
– Я хочу верить, что этот день станет настоящим народным празхдником. Мы все, так или иначе, вовлечены в самоуправление. Не скрою, все муниципальное сообщество с нетерпением ждало совершенствование законодательной базы в части более четкого разграничения вопросов местного значения, их финансового обеспечения, а пока что получило несколько иной «подарок» от законодателей. Надеюсь, в дальнейшем мы получим ответы на поставленные вопросы. Отдельно хочу поздравить всех муниципалов, наконец-то у них появился свой профессиональный праздник. Желаю, чтоб бюджетов хватало на исполнение всех полномочий, чтобы мы жили в красивых, благоустроенных и уютных городах и селах.
Гражданам хочу пожелать быть активными участниками местного самоуправления. Поверьте, до местного самоуправления, как отмечает Президент России, в нашем случае можно «дотянуться рукой». Она рядом, власть, которую вы выбирали и которая вам подотчетна.
Беседовал Илья УТКИН,
общественный помощник народного депутата РС(Я) Г.А. Бейсембаевой
Опубликовано: 4 июля, 2014 - 10:19