Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Местное самоуправление или как дотянуться до власти рукой | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 15:26 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Местное самоуправление или как дотянуться до власти рукой

В апрельском номере журнала «Управа» вышла статья народного депутата РС(Я) Гульсум Бейсембаевой о поправках в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», касающихся порядка формирования представительных органов муниципальных районов и создания внутригородских территорий крупных городов. Статья - весьма актуальная, особенно в канун Дня местного самоуправления.  Сам журнал имеет самое непосредственное отношение к местному самоуправлению. Он выходит под эгидой Российской муниципальной академии. На страницах издания можно найти информацию о современных тенденциях городского развития, материалы по основным направлениям реформирования сферы ЖКХ, о внедрении новых информационных технологий в управлении городской инфраструктурой. Журнал предоставляет возможность для обмена опытом управления руководителям и специалистам муниципальных администраций, стремится обеспечивать своих читателей наиболее актуальной нормативной и практичной информацией по проблемам муниципального развития. Публикации в "Управе" отражают современные подходы к управлению городом и городским хозяйством и вместе с тем в поле зрения издания - и исторический опыт госстроительства в России, и зарубежный опыт регулирования территориального развития.
Сегодня среди подписчиков ежемесячного журнала "Управа" муниципальные образования из различных уголков России, в том числе районные управы и префектуры столицы.
 
 
15 апреля Госдума одобрила в первом чтении законо­проект о внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в РФ». Он получил большой резонанс в муниципаль­ном сообществе и неоднократно обсуждался в муници­палитетах и в организациях межмуниципального сотрудничества, а также на уровне правительств и пред­ставительных органов субъектов РФ.
В Якутии этот законопроект не остался без внимания. Он рассматривался на заседании совета руководителей представительных органов муниципаль­ных районов и городских округов при Госсобрании (Ил Тумэн) РС(Я). Кроме того, комитет по вопросам МСУ пар­ламента организовал «круглый стол» с участием пред­ставителей муниципальных образований республики. На обозначенных заседаниях законопроект был подвергнут справедливой критике.
Авторы законопроекта утверждают, что он направлен на уточнение принципов организации МСУ и его дальнейшее совер­шенствование. Однако многие увидели в нем коренную ломку уже сложившейся муниципальной системы. Об этом мы беседуем с народным депутатом РС(Я) Гульсум Бейсембаевой, которая приняла участие в парламент­ских слушаниях в Госдуме 14 апреля.
 
– Гульсум Агзамовна, законодательная инициа­тива предлагает по-новому формировать районную власть. Каковы, на Ваш взгляд, ее плюсы и минусы?
 
– Вижу пока только минусы. Законопроект провоз­глашает единственный способ формирования предста­вительных органов муниципальных районов – из глав и депутатов поселений. Это лишает избирателей права непосредственно избирать своих представителей в органы МСУ. Мы считаем, что существующая сегодня структура органов местного самоуправления в нашей республике полностью апробирована, себя оправдала и соответствует принципу разделения властей. Это мнение выразил и Совет муниципальных образований Якутии.
Способ формирования представительных органов муниципальных районов из глав поселений, входящих в состав МР, и из депутатов, избираемых представи­тельными органами поселений из своего состава, не согласуется и с выводами Конституционного Суда РФ, согласно которому органы народного представитель­ства должны формироваться исключительно на основе всеобщего равного и прямого избиратель­ного права. Кроме того, мы должны понимать, что условия отдаленности и труднодоступности многих населенных пунктов республики от районных центров, а это до 500 км, просто не позволят главам и депутатам посе­лений регулярно принимать участие в работе район­ного совета. А отсутствие кворума парализует работу районного совета.
Избрание главы муниципального района представи­тельным органом из своего состава и исполнение им полномочий председателя совета в принципе прини­жает роль главы муниципального образования как выс­шего должностного лица, который должен избираться на прямых выборах. Ведь фактически первым руководи­телем, политиком, распределителем бюджета будет не избранный народом, а назначенный чиновник. Мы это уже обсуждали не раз. Во всех муниципальных учебни­ках прописаны схемы организации местной власти: «сильный мэр» – избранный жителями непосредственно, «слабый мэр» – избранный из состава депутатов. Факти­чески у мэра-депутата останутся только представитель­ские функции.
 
– Возможность совмещения должности главы и председателя совета, назначение сити-менеджера во главе администрации и до этой законодательной инициативы была предоставлена действующим зако­нодательством. Есть ли такая практика в нашей республике?
 
– У нас, как и в некоторых других субъектах РФ, этот способ не оправдал себя. В 2011 г. в республике осу­ществляли деятельность 7 управляющих администра­циями в муниципальных районах. В течение года 4 муни­ципальных района внесли изменения в уставы в части изменения принципа формирования улусного (район­ного) совета и упразднения института управляющего местной администрацией. Остальные 3 муниципальных образования внесли соответствующие изменения в свои уставы в 2012 г.
В ежегодном докладе о состоянии местного самоу­правления Совет муниципальных образований РС(Я) отмечал, что «практически во всех указанных улусах… сложились конфликтные отношения между избранным главой улуса (района) и управляющим районной адми­нистрацией». В большей степени они связаны с тем, что в традиционном сознании как рядовых граждан, так и самих глав, депутатов глубоко заложено понимание того, что руководитель – глава территории должен быть один.
 
– Законопроект также предлагает создание вну­тригородских районов в крупных городах. Но ведь, мы знаем, что в них и так есть районы со своими администрациями. Что предлагается на этот раз?
 
– Идея создания полноценных муниципальных образований во внутригородских районах является еще одной новеллой законопроекта и требует тща­тельного анализа. Ведь создание муниципального образования – это формирование всех необходимых органов (администраций, советов депутатов, наличие бюджета или сметы и т.д.). При этом сразу возникают закономерные вопросы о нарушении единства город­ского хозяйства и социокультурной среды. Между городским и внутригородским муниципальными обра­зованиями неизбежно будут возникать разногласия по отдельным вопросам, в особенности финансовым, разделу собственности. Мы можем получить внутри одного города промышленный район с крепким бюд­жетом и «спальные» без таковых.
Я согласна с мнением президента Европейского клуба экспертов МСУ Эмиля Маркварта: «Местное само­управление зародилось именно в городах. Именно города всегда являлись и продолжают являться источ­ником его силы и развития… Именно города, а не рай­оны внутри города, являются интегрирующим началом, дающим чувство самоидентификации, сопричастности каждому жителю. Именно на уровне города его инте­ресы проявляются и реализуются в наибольшей мере. И именно здесь его непосредственное участие в обще­городских делах наиболее важно!»
 
– Создание новых органов и, как следствие, увеличение числа чиновников повлечет рост рас­ходов местных бюджетов на их содержание. Вряд ли это получит волну одобрения со стороны горо­жан.
 
– Согласна. По данным отзыва на данный законопроект Ассоциации сибирских и дальневосточных горо­дов, расходы на содержания городских властей вырастут в 3-4 раза. Как следует из пояснительной записки к проекту закона, он подготовлен в целях решения акту­альных задач и проблем местного самоуправления, самая главная из которых – «местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотя­нуться до нее рукой».
Однако в крупных городах, как уже было отмечено, на уровне исполнительной власти и сейчас имеются районные администрации, осуществляющие постоян­ную связь с населением. Что же касается, представи­тельной власти, то здесь возможны менее дорогостоя­щие изменения организационного плана. Здесь можно поддержать предложение АСДГ, которая предлагает решение этой проблемы путем возможного увеличения числа депутатов и формирования территориальных групп по внутригородским районам.
Продолжая тему доступности власти, считаю необ­ходимым продолжить и усилить работу в тех направле­ниях, которые уже сегодня показали положительные результаты. Это внедрение многофункциональных цен­тров, работающих по принципу «одного окна», предо­ставление государственных и муниципальных услуг через интернет-порталы ГМУ. Ведь, что такое доступ­ность власти? Это прежде всего доступное, качествен­ное и своевременное (без очередей) оказание услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами власти.
 
– Вам удалось выступить на слушаниях? Ваши впечатления от участия в таком представительном форуме? Какими должны быть дальнейшие дей­ствия?
 
– Как заместитель председателя комитета по вопро­сам МСУ Ил Тумэн, я принимала участие и в заседании совета руководителей представительных органов респу­блики, и в «круглом столе» с участием президента Кон­гресса муниципальных образований РФ С.М.Киричука. Кстати, данный вопрос не обошел стороной на встрече с общественностью города Мирного и заместитель председателя Совета Федерации В.А.Штыров, это было как раз накануне слушаний.
Что касается слушаний в Госдуме, то в них приняли участие более 150 человек. Это были депутаты законо­дательных собраний, главы городов, ученые, эксперты. Времени было выделено мало, но мне удалось высту­пить и обозначить нашу позицию. До этого в комитет ГД по вопросам МСУ были направлены предложения от профильного комитета якутского парламента. Я предло­жила не принимать законопроект в таком виде, так как он противоречит сути самоуправления.
Обобщила опыт внедрения местного самоуправле­ния в Якутии: приведение в соответствие федеральным нормам законодательной основы региона, референдум 2002 г., выборы 2005 г., трудности роста поселенче­ского уровня. Ведь Якутия пришла к сегодняшнему самоуправлению самым трудным и долгим путем. Одно проведение референдума чего стоит!
Реализация нашего многострадального ФЗ-131 (не счесть, сколько в него внесено изменений) все равно – движение вперед. И тут взять и все начать с нуля! Как мы будем строить гражданское общество, если отме­ним выборы, перейдем к формированию МСУ в нарушение принципов Европейской хартии местного самоуправления?
В общей сложности выступили 16 человек, вклю­чая председателя комитета Госдумы В.Б.Кидяева и руководителя рабочей группы, подготовившей зако­нопроект, – В.С.Тимченко. Были, естественно, и те, кто выступал «за», считая законопроект своевремен­ным и нужным, и те, кто выступал «против». Замести­тель министра регионального развития РФ С.В.Иванова, отметила, что требует доработки вопрос деления на районы и как следствие – вопросы раз­деления бюджета, налогов.
Мэр Великого Новгорода Ю.И.Бобрышев справед­ливо отметил, что в сити-менеджеры попадают люди, которые не могут победить на прямых выборах. Депу­тат Мособлдумы А.А.Наумов высказался за сохранение прямых выборов, считая их и прямой ответственно­стью перед жителями. С критикой отмены выборов выступил глава Екатеринбурга Е.В.Ройзман, считая, что это приведет к дальнейшей аполитичности населения. Мэр Самары, председатель Ассоциации городов Поволжья Д.И.Азаров считает недопустимым развал существующей системы функционирования городов, а предлагаемая система формирования депутатского корпуса еще больше может отделить население от власти.
М.А.Чернышев, мэр Ростова-на-Дону, председатель Союза российских городов, отметил некорректность проекта по отношению к депутатам. Депутат Троиц­кого совета депутатов А.В.Лебедев из Челябинской области отметил, что авторы законопроекта «не услы­шали или ослышались Президента», ведь в послании В.В.Путина не ставится задача сломать самоуправле­ние. Он же поднял старый вопрос о том, что главы не должны быть членами каких-либо партий. Доктор юри­дических наук, профессор Е.С.Шугрина отметила, что идеи приближения власти к населению хороши, но вот предлагаемые юридические инструменты несовершенны. Надо раз­вивать территориальное общественное самоуправле­ние, дать ему больше возможностей – организацион­ных и финансовых.
В общем, дискуссия была горячей. Желающих высту­пить было много. Но люди были ограничены во вре­мени. Потому неформальное общение продолжилось и после слушаний. Так, мы обсудили итоги слушаний с мэрами городов-членов АСДГ Хабаровска, Краснояр­ска, Барнаула и вице-президентом Ассоциации, профес­сором Р.В.Бабуном. Хоть и не дали слово представи­телю АСДГ, я в своем выступлении поддержала позицию и решение Совета АСДГ от 14 февраля с.г.
Главный итог – нас услышали. Итоги принятия зако­нопроекта в 1-ом чтении говорят сами за себя: 237 голосов депутатов из 226 возможных. Поэтому время до второго чтения – это реальная возможность поработать с депутатами из регионов, донести наше мнение, разъ­яснить ситуацию, внести свои поправки.
 
– Гульсум Агзамовна, вот уже второй раз 21 апреля мы отметили День местного самоуправле­ния. Ваши пожелания в связи с этим.
 
– Я хочу верить, что этот день станет настоящим народным празхдником. Мы все, так или иначе, вовлечены в самоуправление. Не скрою, все муниципальное сообщество с нетерпе­нием ждало совершенствование законодательной базы в части более четкого разграничения вопросов местного значения, их финансового обеспечения, а пока что получило несколько иной «подарок» от зако­нодателей. Надеюсь, в дальнейшем мы получим ответы на поставленные вопросы. Отдельно хочу поздравить всех муниципалов, наконец-то у них появился свой профессиональный праздник. Желаю, чтоб бюджетов хватало на исполнение всех полномочий, чтобы мы жили в красивых, благоустроенных и уютных городах и селах.
Гражданам хочу пожелать быть активными участни­ками местного самоуправления. Поверьте, до местного самоуправления, как отмечает Президент России, в нашем случае можно «дотянуться рукой». Она рядом, власть, которую вы выбирали и которая вам подот­четна.
 
Беседовал   Илья УТКИН,
общественный помощник народного депутата РС(Я) Г.А. Бейсембаевой
Опубликовано: 4 июля, 2014 - 10:19
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице