17 августа 2022 года, 23:52 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Ольга Макиенко: Якутии нужна разумная децентрализация

Более двадцати лет назад в России началось построение нового государства, основанного на культуре компромиссов между центральной и региональной властями. Это горизонтальное выстраивание федеративного государства осуществлялось с тонким учетом социально-экономических и культурно-духовных интересов республик, областей и народов. 

На этом пути Якутия, как и многие другие субъекты Российской Федерации, прошла свой путь становления. Благодаря заключенному в 1992 году федеративному договору между органами власти республики и федеральным центром были разграничены предметы ведения. Кроме федеративного договора между республикой и федеральным центром, был подписан и договор о разграничении полномочий. Такое разграничение полномочий было оптимальным на тот период становления модели российского федерализма.

Однако позже в связи с изменениями в федеральном законодательстве мы перешли не к договорному, а законодательному перераспределение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

С появлением муниципалитетов, предметы ведения которых были обозначены федеральным законом № 131, разграничение полномочий стало актуальным для всех уровней публичной власти.

Муниципалитеты создавались, определялись их функции и источники финансирования. И, как показала практика, далеко не все улусы (районы) республики оказались готовы взять на себя предоставленные им полномочия. Во многих муниципальных образованиях не нашлось необходимых финансовых, организационных и материально-технических ресурсов для решения вопросов местного значения. И в последующем все эти проблемы сказались на жизни граждан, так как известно: если власть не может между собой решить кто за что отвечает, в итоге страдает человек.

Во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами также возникли вопросы, требующие разрешения.

Например, нашей республике важно иметь возможность устанавливать предельные индексы роста тарифов на теплоэнергию, водоснабжение и канализацию, а также на оптовые цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям с тем, чтобы сдерживать рост тарифов на коммунальные услуги.

Также в ведение республики могли бы передать некоторые полномочия Российской Федерации в области охраны окружающей среды субъектам, а именно – ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта РФ. В этом случае наша республика получила бы возможность самостоятельно регулировать вопросы экологической безопасности на своей территории.

Также есть смысл передать часть полномочий Российской Федерации Республике Саха (Якутия) по утверждению правил охоты на основании общефедеральных ограничений и требований к охоте и сохранению охотничьих ресурсов.

Некоторые полномочия, на мой взгляд, не стоит передавать регионам. В частности, в области ветеринарного, фитосанитарного, технического надзора, трудового законодательства. Также следует оставить за федеральным центром нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере народных художественных промыслов, потому что у регионов не всегда хватает средств для их развития.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день разграничение полномочий между уровнями публичной власти вновь требуют доработки.

Оптимальным выходом из ситуации может стать процесс децентрализации. Как отметил в своей статье «Демократия и качество государства» премьер страны Владимир Путин, опубликованной в газете «Коммерсант» 6 февраля 2012 года: «Центр должен уметь отдавать и перераспределять полномочия. И не только полномочия, но и источники финансирования местных и региональных бюджетов». Однако тут же премьер добавляет: «При этом нельзя потерять управляемость страной. Нельзя «разбрасываться» государственной силой. Недопустимо механически перетасовывать ресурсы и полномочия между уровнями власти. Не должно быть «фетиша» централизации или децентрализации».

Я считаю, что конечная цель всех реформ должна быть направлена на улучшение качества жизни конкретного человека. И если в стране начался процесс децентрализации, то он должен быть разумным. За каждым нормотворческим изменением нужно видеть гражданина, понимать, каким образом на нем отразятся предлагаемые перемены. Поэтому передача полномочий от федерального центра регионам, повышение роли муниципалитетов, с моей точки зрения, должны быть основаны на конкретике: для кого, зачем и с каким конечным результатом все делается.

Федеральная, республиканская власть и местное самоуправление нуждаются во взаимодействии. Ведь только путем активного взаимодействия можно добиться того, чтобы человек вне зависимости от того, где он находится, чувствовал себя комфортно. Если говорить шире – благодаря конструктивному диалогу между уровнями публичной власти достигается гармония, а ее результатом всегда является всестороннее укрепление государства – как в целом, так и его частей. И наоборот, перекосы в сторону излишней централизации или регионализации ведут к ослаблению государства и не приносят блага и самим регионам, и их гражданам.
 
Парламентская газета "Ил Тумэн", 17 февраля 2012 г.

Опубликовано: 17 февраля, 2012 - 16:39
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице