Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Оксана Винокурова: В республике создана и действует нормативная база для деятельности системы профессионального образования | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 08:31 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Оксана Винокурова: В республике создана и действует нормативная база для деятельности системы профессионального образования

Народный депутат Республики Саха (Якутия), член постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Оксана Винокурова выступила на пленарном заседании ежегодного совещания работников профессионального образования «О подготовке рабочих кадров и специалистов в Республике Саха (Якутия) в условиях реализации новых стандартов».
 
Отметив, что деятельность учреждений начального и среднего профессионального образования регулируется федеральными законами, среди которых базовым является ФЗ «Об образовании», Оксана Винокурова подчеркнула, что существующая система бюджетных учреждений и схема их финансирования возникли еще при советской власти.
 
«Учитывая то, что ситуация с тех пор изменилась, необходимо было поставить образовательные учреждения в такие условия, которые стимулировали бы их  работать эффективно в условиях рыночной экономики», - считает депутат.
 
По ее словам, вступивший в силу закон №83-ФЗ внес существенные коррективы в 29 федеральных законов в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Так появились автономные, бюджетные и казенные учреждения.
 
«Главными целями данного закона являются повышение качества и доступности государственных, муниципальных услуг, повышение их эффективности. Соразмерно этим целям создавались инструменты и механизмы. Стимулирующими же факторами для повышения качества и доступности услуг должны стать: формирование для каждого учреждения государственного (муниципального) задания на оказание услуг с указанием показателей объема и качества его выполнения; обеспечение контроля за выполнением задания; установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждений; большая экономическая самостоятельность учреждения и ответственность руководства учреждения за финансовые результаты его деятельности; однозначное определение перечня услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета, четкие требования к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя. Все это должно в конечном итоге способствовать появлению конкурентных условий, при которых производить некачественные услуги будет невыгодно», - сказала Оксана Винокурова.
 
Депутат отметила, что система профессионального образования республики находится в едином правовом поле РФ, однако в рамках компетенции субъекта РФ регулируется и республиканскими законами, базовым из которых является закон «О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)», принятый по инициативе правительства в феврале 2009 года с поправками, утвержденными в 2010 году.
 
«Закон регулирует отношения, связанные с организацией предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования в Якутии в различных формах и объеме, установленных государственными образовательными стандартами. Он определяет формы участия органов госвласти, предприятий и организаций всех форм собственности, государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, профессиональных союзов в развитии начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, отвечающего потребностям профессионального развития и самоопределения личности, развития инфраструктуры и рынка труда в республике», - сказала Оксана Винокурова.
 
По ее словам, в законе приведены в качестве нормы понятия «социальное партнерство», «государственное задание» и «государственный заказ». Закон также закрепил социальные гарантии и ввел такие понятия, как «сохранение здоровья обучающихся и меры социальной поддержки» (ст.12), «Меры социальной поддержки обучающихся» (ст.13).
 
Депутат отметила, что в Ил Тумэне готовится к принятию поправка народных депутатов республики Елены Голомаревой, Оксаны Винокуровой, Антонины Григорьевой, Анатолия Алексеева и Андрея Илларионова о дополнении статьи 14 республиканского закона новой частью 4 «о предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений начального и среднего ПО». Принятие данной поправки потребует увеличения объемов финансирования на 7 млн. рублей.
 
«В 2011 году по инициативе народного депутата Якутии Александра Жиркова был принят еще один закон «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», где впервые были прописаны такие нормы, как «Социальные гарантии выпускникам, выезжающим на работу в соответствии с контрактом за пределы места постоянного жительства» (ст.8) и «Ответственность за отказ от заключения контракта либо  расторжение заключенного контракта» (ст.10)», - рассказала Оксана Винокурова.
 
Еще одним законодательным новшеством, по ее мнению, можно считать тот факт, что в связи с переходом республики на программно-целевой метод финансирования по законодательной инициативе президента был принят 14 декабря 2011 года концептуально новый государственный бюджет Якутии на 2012 год, утвердивший 34 целевые программы, в том числе и госпрограмму «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» с общим объемом финансирования более 22 млрд рублей.
 
«В программе предусмотрено 5 стратегических направлений: подготовка рабочих кадров с начальным профессиональным образованием; подготовка специалистов со средним профессиональным образованием; высшее и послевузовское образование; дополнительное профессиональное образование; обеспечение пожарной безопасности учреждений профессионального образования», - сообщила депутат.
 
По ее словам, качество расходования бюджетных средств и выполнение задач программы определяется целевыми индикаторами, среди которых утверждены такие показатели как: доля трудоустроившихся выпускников НПО И СПО; доля прошедших обучение за пределами республики по целевой контрактной подготовке специалистов и трудоустроившихся выпускников, доля выпускников, обучившихся по договорам.
 
«Таким образом, создана и действует нормативная база для деятельности системы профессионального образования. Но при этом необходимо отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ исполнители программы, т.е. главные распорядители и получатели бюджетных средств, должны стремиться к выполнению основной цели государства: доступности качественного образования, соответствующего темпам инновационного развития республики, ДФО и РФ», - подчеркнула Оксана Винокурова.
 
Однако, отметила она, несмотря на наличие законодательной базы, стабильное финансирование отрасли в республике, одним из нерешенных до конца проблем профтехобразования остается трудоустройство выпускников.
 
«Профессиональные учебные заведения апеллируют экономическим термином «занятость», в соответствии с которым учитываются в их статистических отчетах не только занятые в экономике оплачиваемой деятельностью, но и военнослужащие, учащиеся с отрывом от производства и занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Трудоустройство – система мероприятий, проводимых в целях содействия в подыскании, направлении и устройстве на работу. В связи с тем, что министерство имеет полномочия анализа и прогноза подготовки кадров, соответственно, подготовка специалистов начального и среднего профессионального образования должна вестись с учетом этого обстоятельства. Хотя в соответствии с законодательством РФ обязанность обеспечивать трудоустройство граждан возложена на территориальные органы государственной службы занятости», - сказала Оксана Винокурова.
 
Вместе с тем, отметила депутат, система начального и среднего профессионального образования успешно интегрирована во все инновационные процессы, происходящие в республике, что поддерживается президентом, правительством и парламентом республики.
 
«Таким образом, все зависит от того, насколько конкурентоспособные специалисты будут выпускаться из стен профессиональных учебных заведений республики. Желаю все удачи в этом благородном и социально значимом деле!», - завершила свое выступление Оксана Винокурова.
 
Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 24 сентября, 2012 - 11:19
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице