23 июня 2022 года, 09:24 (UTC+9:00) t в Якутске: 23 (09:00)

Защита прав семей, имеющих детей, в Республике Саха (Якутия) на муниципальном уровне

Выступление народного депутата республики, Председателя постоянного комитета по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту Сергея Сюльского 20 марта 2013 г. на заседании Уполномоченных по правам ребенка в рамках Всероссийской конференции "Современные механизмы защиты прав семей с несовершеннолетними детьми: лучший российский опыт".

 Современные социально-экономические условия диктуют необходимость совершенствования содержания государственной семейной политики, отвечающей новым общественным условиям и направленной на улучшение качества жизни и семей, имеющих детей.
 
В целях повышения эффективности предоставления мер государственной поддержки семей с детьми, отдельные государственные полномочия Республики Саха (Якутия) в сфере государственной поддержки семей с детьми переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
 
Реализация государственной семейной политики это не только вопрос федеральных, региональных органов государственной власти, но и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)  в пределах своих полномочий участвуют в реализации мер государственной поддержки семей с детьми и вправе осуществлять, в частности, ведение учета многодетных семей,   мониторинг положений семей с детьми, в том числе многодетных семей, проживающих на территории муниципального образования,  разработку и реализацию целевых муниципальных программ, направленных на улучшение положений семей с детьми на территории муниципального образования. 
 
 В соответствии с Законом республики «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями», принятым в 2002 году, в целях эффективной реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий принят ряд законов Республики Саха (Якутия).
Так, в 2006 году принят Закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
 
Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
- содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе полного государственного обеспечения в образовательном учреждении для детей-сирот;
- обеспечение выпускников всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приезжающих в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, бесплатным питанием и проживанием на период их пребывания в данных образовательных учреждениях;
- обеспечение выпускников образовательных учреждений, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием;
- предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения с оплатой проезда к месту лечения и обратно;
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы; Финансовые средства на осуществление указанных полномочий предоставляются из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
 
Данный закон постоянно совершенствуется, вносились изменения и дополнения в 2009, 2010 годах. На последнем пленарном заседании Государственного Собрания, состоявшемся 15 марта, нашим комитетом внесены дополнения в Закон, улучшающие положение детей – сирот, в части финансирования проведения ремонта жилья.
 
В осуществлении деятельности органами МСУ по опеке в 2008 году принят Закон  "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству". В Закон вносились изменения и дополнения в 2009, 2010, 2011, 2012 годах.
 
Закон Республики Саха (Якутия) от 2006 года «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств» устанавливает, что размер ежемесячной компенсационной выплаты на содержание одного ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье определяется в соответствии с установленными Правительством Республики Саха (Якутия) нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием и фактическими ценами на указанные товары.  
 
Органы МСУ законодательно наделены государственными полномочиями по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Финансовые средства на осуществление указанных полномочий предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций. Нормативы финансирования устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).
 
Таким образом, в нашей республике, на муниципальном уровне создана и постоянно совершенствуется законодательная база в сфере защиты прав семей, имеющих детей, направленная на профилактику социального сиротства, поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей, воспитывающих приёмных детей.
 
Совершенствование нормативно-правовой базы на муниципальном уровне в сфере социальной поддержки семей с детьми, профилактики социального сиротства, создаёт правовые условия для улучшения положения семей и детей, реализации комплексных и государственных программ республики по улучшению положения семьи и детей, внедрения и популяризации семейных ценностей, повышения престижа семейного образа жизни, ответственного  родительства среди населения республики.
 
Предлагаю внести ряд предложений в федеральное законодательство:
 
Перенос правовой и финансовой ответственности в сфере семейной политики с федерального уровня власти на региональный, дополнительные обязательства регионов по финансированию мер социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства при существующих ограничениях бюджетных средств в социальной сфере и неравенстве финансовых возможностей регионов приводят к тому, что цели и задачи государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации реализуются неравномерно и часто не в полном объеме.
 
Возникает проблема разрыва единого социального пространства страны из-за различий в качестве и содержании мер государственной семейной политики в разных регионах при их формальном совпадении. Так, в связи с передачей федеральных полномочий субъектам Российской Федерации по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка, размеры детских пособий устанавливаются субъектами Российской Федерации.  
 
В соответствии с основными положениями региональной политики в Российской Федерации, одной из основных целей региональной политики в Российской Федерации является обеспечение равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов.
 
В этой связи, в целях обеспечения равной социальной защиты детей, семей, имеющих детей считаю необходимым рассмотрение вопроса о внесении в федеральный закон  «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изменения в части отнесения данных полномочий к федеральным. При этом необходимо установить размер пособия на ребенка с привязкой к размеру прожиточного минимума на ребенка, действующего в регионе.
 
Также предлагаю рассмотреть вопрос о внесении дополнения в статью 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» об увеличении суммы материнского капитала вдвое при рождении двойни.
 
Успешная реализация государственной семейной политики – процесс, который требует постоянного внимания органов власти всех уровней. Он тесно связан с целым комплексом условий, которые определяют качество жизни  населения и влияют на развитие человеческого потенциала в целом.
 
На данном этапе нужна консолидирующая, национальная идея.Вопросы социальной поддержки сирот, семей, имеющих детей являются актуальными для всех членов общества, вне зависимости от политических пристрастий, вероисповедания, социального положения. Они объединяют всех россиян.

Опубликовано: 20 марта, 2013 - 11:49
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице