23 июня 2022 года, 13:44 (UTC+9:00) t в Якутске: 23 (09:00)

Григорий Ледков:Лучшая защита детей- это семья

В работе  V съезда коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) принимал участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания от Ямало-Ненецкого автономного округа,  член Комитета Государственной Думы по делам национальностей Григорий Ледков. Основой своей депутатской деятельности Григорий Петрович считает защиту интересов коренного населения Севера.
Предлагаем вниманию наших читателей мнение депутата Госдумы, ненца по национальности, о том, как защитить наших детей и подростков от такого страшного явления как суицид.
 
- Григорий Петрович,  у нас в республике остро стоит проблема суицидального поведения молодежи. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в северных районах республики, где в основном живут малочисленные народности Севера. Причем подобная тенденция отмечается не только у нас, но и в Тыве, Бурятии, на Чукотке. Насколько актуальна проблема аутоагрессивного поведения среди молодежи на Ямале?
 
В нашем регионе эта проблема  не в таких масштабах, но  тоже существует, особенно  среди детей из маленьких поселений, тех, кто учится в интернатах. Я считаю, что корни этого явления очень глубоки -  это отрыв от семьи,  потеря исконной среды проживания. Я сам вырос в городе, не жил в интернате, но помню, как там жили дети моих родственников-тундровиков   и вижу последствия интернатного воспитания. Часто это люди, оторванные от своей родной культуры, не уважающие пожилых, с чуждыми понятиями добра и зла.
 
- По данным совместного исследования с НИИ медицинских проблем Севера г. Красноярска основной фактор риска суицидального поведения у молодежи нашей республики– подавление потребности в поддержке, любви, понимании со стороны близких. Культура коренных народов Севера – коллективистская, не индивидуалистическая. Нам жизненно важно принадлежать к системе своей семьи, своему роду. Как Вы считаете, что является фактором риска и защиты от суицидального поведения для молодежи вашего региона?
 
Фактор риска- это когда молодой представитель коренной национальности, особенно после интерната, уже не хочет жить в тундре, а в городе не может адаптироваться к другому образу жизни. Как бы теряется между тундрой и городом, между своим традиционным образом жизни и западным, становится маргиналом, не знающим своих  корней.
«Крепкий оленевод - хранитель культуры» - говорят ненцы. И мы стараемся закреплять коренную молодежь. У нас семья оленевода находится рядом с ним, в тундре. Это его лучшая защита. Мы никогда не переходили на бригадный метод выпаса оленей. Мы обеспечиваем семье оленевода в тундре комфортные условия.  Молодежь знает: «ты всегда хозяин в тундре, а значит, не потеряешься в этой жизни».
 
 
 - У вас сохранена традиционная ценность коренных народов Севера- семья. Согласитесь, что в настоящее время вследствие ассимиляции западного образа жизни идет смена ценностного самосознания -  семья уже не главное в списке ценностей. Приоритеты у современной молодежи другие – престижная профессия, карьера. Коренная молодежь сплошь и рядом мечтает стать «бизнес-леди» или «нефтяником-миллионером».  Но вот здесь возникает противоречие: конкуренция, рационализм и  индивидуалистичность, присущие этим сферам,  идут вразрез с глубинными сторонами психики коренных народов – потребностью в заботе, поддержке и одобрении. Как быть?
 
Да,  я на своем опыте знаю, что не закрепляются представители коренных народов в таких отраслях как, например, в Тюмени, в нефтегазовом комплексе.  Есть такие ожидания у нашей молодежи – особо бережного отношения,  постоянной поддержки, а у нефтяников совсем другой темп работы  и коллективы в основном там многонациональные. Тогда как в основе философии северных народов - сплоченность, постоянная взаимовыручка, этого требовала сама жизнь наших предков, иначе мы бы и не выжили в экстремальных природно-климатических условиях. Вот и получается подобное противоречие.
Мы так поставили оленеводство, что быть оленеводом на Ямале- престижно, как результат, сохранен традиционный уклад жизни. У нас, в последние годы произошел прирост поголовья оленей, а это во многом связано с тем, что семьи вместе. А это значит и старики под присмотром. Поддержка целостности семьи, возможность обучения и воспитания детей без «отрыва»,  в свою очередь,  способствует успешной социализации детей.  Мы стараемся прививать молодежи навыки выживания в современных условиях, но при этом, не отходить от своих исконных корней, например, через дополнительный час физкультуры в школе по национальным видам спорта.
 
- Вы несколько раз сказали про уважение к старшим, я вспомнила слова лидеров движения коренных народов Северной Америки и Аляски: «если наша молодежь потеряет уважение к пожилым, то мы потеряем все».
 
Да, ведь старики - это связующая нить с нашей историей, традициями, обычаями. Если порвем эту нить, то действительно потеряемся. Уважение к пожилым - это тоже наша исконная традиционная  ценность, которую надо прививать молодежи.
 
- Получается надо учить коренную молодежь и традиционным ценностям,  и навыкам выживания  в условиях конкуренции и социального неравенства. А что помогло Вам стать депутатом Государственной Думы Федерального Собрания?
 
Я честно скажу,  в детстве сам часто чувствовал одиночество, какую-то оторванность. Когда пошел в армию, служил я  в Подмосковье,  тоже почти ни с кем там не общался. А когда стал студентом Санкт-Петербургского университета, то слушая лекции профессоров, узнал,  насколько богата моя родная культура, какие корни есть  у ненцев на Алтае, в Китае, что писал Гумилев о моем народе. Это знание своих истоков, гордость за свой народ и  дает мне духовные силы, энергию, из года в год растущее желание защищать и отстаивать права коренных народов Севера.
 
- Спасибо, позвольте мне от имени своих земляков, пожелать  Вам успехов в этой нелегкой, но очень нужной для наших народов работе.
 
 
Татьяна Мартынова

Опубликовано: 23 марта, 2013 - 15:18
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице