Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов: В парламент придут новые люди | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
23 апреля 2024 года, 19:25 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (21:00)

Виталий Басыгысов: В парламент придут новые люди

Одним из авторов закона о выборах, ставшего причиной жарких споров, приведших к объединению, казалось бы, непримиримых политических противников, является Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Виталий Басыгысов.
 
Влияние депутата усилится
 
Виталий Николаевич, в связи с внесением изменений в избирательную систему как Российской Федерации, так и Республики Саха произошли изменения в политической системе страны. Чем обусловлена их необходимость?
 
 По выборам в Госдуму мы возвращаемся к смешанной системе, когда половина депутатов избирается по партийным спискам, половина -  от одномандатных округов. Разница в том, что депутат-одномандатник не обязан быть членом какой-то фракции.

У меня есть опыт работы в одном из созывов Госдумы, сформированном по такому принципу. В той Думе кроме независимых депутатов было еще девять фракций. Среди них было объединение одномандатников «Народный депутат», куда входил и я. Но в отличие от партийных фракций с их внутрипартийной дисциплиной у нас были несколько другие взаимоотношения. Отсутствовала жесткая привязанность к единому голосованию, фракция не обязывала поддержать тот или иной закон. Руководитель считался с мнением каждого депутата, просто интересовался тем, кто как собирается голосовать. Сами подумайте, в Администрации президента страны была даже специальная структура для работы с депутатами. Нас туда часто приглашали для беседы по отдельным вопросам повестки. Поэтому я считаю, что предстоят очень серьезные изменения.

- Значит ли это, что партийное влияние отойдет на второй план?

Несомненно, произойдет снижение роли большинства политических партий. Влияние будут иметь только сильные партии. Ведь как было до сих пор? Многие вынужденно примыкали к какой-то политической силе, чтобы быть избранным. А при новой системе в этом уже не будет необходимости.

При той смешанной Думе можно было переиграть решения, лоббируемые правительством Российской Федерации. И я могу привести немало примеров. Взять хотя бы то, как в большой борьбе была принята в первом чтении моя поправка в закон о пенсионном обеспечении по расчету пенсий по выплачиваемым коэффициентам. Правительство тогда категорически было против этого. Пришлось очень серьезно поработать со всеми фракциями.

Так что значимость, роль отдельного депутата намного повысится и значительно расширяется возможность для прихода в парламент как страны, так и республики ярких талантливых личностей, которые не обязательно будут членами какой-то партии. Во всяком случае мы надеемся на это.

Не усложнит ли такой состав парламента сам законодательный процесс?

Это приведет к тому, что руководству Администрации президента, правительства России придется вспомнить те времена и считаться с каждым депутатом. А это не просто. С другой стороны, в парламент не только вернутся другие партии, придут еще новые, и будут не две-три фракции как сегодня, а больше.
 
К новому парламенту придется привыкнуть 

- Парламент будет сильно политизированным, это не опасно?

Основополагающие базовые законы приняты, поэтому сегодня в большей степени разговор пойдет о совершенствовании. Главное то, что сама политическая обстановка требует изменений. Накопленная за последние годы энергия определенных сил требует выхода. В руководстве нужно, чтобы больше политических сил участвовали и разделяли ответственность. Да, с такой Думой будет тяжело работать, но тем не менее руководство страны идет на это.
Изменения произойдут и у нас. Политических сил, независимых одномандатников будет больше, с ними надо будет считаться. Думаю, будет много отклоненных законопроектов от правительства, президента. В начале, как бывает всегда при любой реформе, будет тяжело, но к этому придется привыкнуть.

Выборы будут другими?

Произойдут изменения в избирательной системе. Принятый нами закон о новой процедуре выборов, касающийся правил выдвижения, распределения мандатов, по большому счету не нами придуман. Идет апробирование новой избирательной системы страны. В результате канут в прошлое правила, позволявшие попасть в парламент семейным кланам, таким как Жириновские, Гудковы. Не будет общефедерального списка, куда могли попасть совершенно неизвестные люди, которым депутатский мандат нужен для каких-то других целей. Ведь не секрет, что многие олигархи становились депутатами благодаря своим деньгам. Из всего списка российский избиратель более-менее знал первых трех лидеров.

Насколько «Единая Россия» готова к выборам?

«Единая Россия» единственная среди партий проводит праймериз. Это говорит о развитии партии, о том, что только она оказалась готова к внутрипартийной конкуренции. Об этом другие партии умалчивают. Сегодня для того, чтобы попасть в список, членам «Единой России» надо пройти внутренний отборочный конкурс. Это практически вторые выборы, ведь праймериз так и называется -  предварительное голосование. Если раньше выборщиками становились члены самой партии, то теперь любой человек, каждый избиратель в том или ином округе может прийти, зарегистрироваться как выборщик и участвовать в голосовании для определения кандидатов на выборах в Ил Тумэн от «Единой России». Это очень демократично, в то же время ставит кандидатов в жесткие условия. Праймериз пройдет также и по общереспубликанскому списку, хотя первоначально было решено составлять общий список без предварительного голосования.

 Раньше был один список, теперь кроме общереспубликанского можно будет формировать до 35 окружных списков. Зачем такие сложности?

До сих пор голоса избирателей, отданные, допустим, в Аллаиховском улусе за ту или иную партию, собирались воедино и распределялись между лидерами. Отныне этот порядок меняется, подсчет голосов будет производиться в каждом округе -  на местах.
 
О вождях, прямых выборах и коррупции
 
- Почему оппозиция против закона?

Это просто вопрос жизни и смерти для вождей некоторых партий, привыкших благодаря списку без борьбы быть обладателями мандата. Теперь всем придется участвовать в выборах, реально биться за место в парламенте.
Новая система приведет к появлению новых людей. Надеемся, что это будут люди из улусов, которых там хорошо знают.

- Еще большее возмущение вызывает то, что в случае преодоления семипроцентного барьера мандат достается только одному из так называемых паровозов, мол, это ущемляет пассивное право кандидата быть избранным…

Пусть идут в округ и избираются, этого права никто их не лишает. Я думаю, что скоро появится общефедеральный закон, подобный нашему. Каждый должен пройти через сито выборов. Никто никого не будет лоббировать для включения в список.

 - Если говорить о выборах главы субъекта, почему кавказские республики, тот же Дагестан, против прямых выборов?

На Кавказе ситуация действительно сложная. Если у нас в республике традиционно никогда не было межнационального противостояния, то у них каждые выборы, как они сами говорят, проходят в условиях объявления «мирной войны» между десятками различных национальностей. Поэтому ряд республик выступили против прямых выборов, и федеральный центр законодательно закрепил, что каждый регион сам определяет порядок выборов. Мы вернули прямые выборы, когда народ голосует за кандидатов, но изменился порядок выдвижения.

- Насколько сильно?

Раньше любые общественные объединения, трудовые коллективы могли выдвинуть своего кандидата. Теперь правом выдвижения обладают только политические партии. Это нормально в условиях партийного строительства. При этом нет жесткой привязки к своему кандидату -  члену партии. Они могут выдвинуть беспартийного и даже члена другой партии.

Сегодня много говорится о том, что тот или иной депутат или сенатор скрыл факт наличия недвижимости за рубежом, не задекларировал недвижимость, утаил часть доходов и т. д. Чем это вызвано и какие предполагаются последствия?
 
 Это признак того, что законы, принятые для противодействия коррупции, начали работать. Только у нас в республике начиная с 2009 года депутатами Ил Тумэна принято 13 законов и два постановления по данному вопросу. Среди них базовый закон «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)». Продолжается совершенствование правового регулирования этой темы.
Сейчас все депутаты, государственные служащие начали подавать декларацию, затем к их проверке на достоверность изложенной информации приступят комиссии. Если появятся какие-либо сомнения или подозрения, то подключится уже прокуратура. Какие последствия могут возникнуть, мы видим на примере некоторых депутатов Госдумы, лишившихся мандата.
 
 
Иван Сергин

Интервью в газете "Якутия", № 54 (32500), март 2013 года. 

 

Опубликовано: 27 марта, 2013 - 15:35
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице