Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов предлагает красивое и оригинальное решение транспортной проблемы | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 18:40 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (21:00)

Виталий Басыгысов предлагает красивое и оригинальное решение транспортной проблемы

Дирижабли в небе Якутии — образ неожиданный, но как знать, возможно, он станет привычным. На эту любопытную тему мы беседуем с Виталием Басыгысовым, спикером парламента и председателем Высшего совета инженеров Республики Саха (Якутия).
 
 - Виталий Николаевич, откуда у вас такой необычный для нас интерес?
 
Еще в студенчестве я задумывался, где можно было бы использовать гелий — попутный газ, высвобождающийся при извлечении углеводородов, до недавнего времени его просто сжигали. Так появился интерес к дирижаблям, для которых в качестве топлива применяется гелий. Убежден, что для нашей республики дирижабль — один из самых подходящих видов транспорта.

- Из фильмов мы знаем, что раньше, например, во время войны, их применяли для защиты от авианалетов, а как они могут быть использованы в современных условиях?
 
 В силу своих географических особенностей мы еще долгое время не будем иметь густой автодорожной сети. На вечной мерзлоте строительство капитальных дорог — дело очень сложное.
Возможности традиционных местных авиаперевозок ограничены. Самолеты и вертолеты имеют малую дальность полета, рейсы до отдаленных районов Якутии выполняются с промежуточными посадками для дозаправки. Это требует строительства целой сети аэродромов. Эксплуатация воздушных судов с большей дальностью полета требует строительства крупных аэропортов. По некоторым данным, строительство одного такого объекта для нужд добывающей промышленности в глухой малообжитой тайге может стоить до 1 миллиарда долларов и далеко не везде возможно. Добавьте к этому нашу огромную территорию, 30% которой — севернее Полярного круга.
В советское время наравне с развитием северной авиации большое значение придавалось водному транспорту, и все же даже тогда не получилось сформировать транспортную систему круглогодичного действия. До сих пор 85% территории Якутии доступны только в пору короткой летней навигации или зимой, когда действуют автозимники. В ряде районов на завоз грузов тратим до года.
Поэтому нужно искать новые способы обеспечения транспортной доступности по всей территории Якутии. И вот для решения этой непростой проблемы могут быть использованы как раз дирижабли.

- Но создание соответствующей базы потребует больших финансовых средств, где их взять?

Поскольку строительство сети дорог, способной обеспечить доступность всех населенных пунктов и районов Якутии, не предвидится даже в длительной перспективе, то можно было бы в программе развития транспорта Якутии заложить поддержку развития дирижаблестроения. Поддержать разработку дирижаблей большой грузоподъемности — свыше 200 тонн — в «Сколково» и предусмотреть создание транспортной сети с охватом сопредельных регионов. Необходимые предпосылки для развития дирижаблестроения у нас имеются. В частности, есть крупные запасы гелия — около 15 млрд куб. метров.
Конечно, многое придется сделать собственными силами: создать инфраструктуру обслуживания, взлетно-посадочных площадок и мачт, газовых заводов, разработать документацию, организовать диспетчерскую службу, подготовить кадры и так далее.
Конечно не все сразу, как говорится, Москва не сразу строилась. Пока можно было бы воспользоваться уже созданными в России проектами и начать опытные пассажирские и почтовые перевозки с опорой на сеть аэродромов местной авиации.
На перспективу можно ставить цель создания производства крупных грузовых дирижаблей в самой республике. Развитие дирижаблестроения может не только принести ощутимую пользу экономике, но и стать одним из крупнейших национальных якутских проектов.

- Я никогда не слышала, чтобы кто-то занимался вопросами производства дирижаблей, есть энтузиасты?

Они есть. В прошлом году в ноябре в Сколково прошла презентация проекта «Атлант», организованная руководством кластера космических технологий. Проект получил наивысшую положительную оценку экспертов. «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» планирует к 2014 году вывести «Атлант» на лётные испытания. Аппарат будет обладать уникальными свойствами по грузоподъемности — до 250 тонн, дальностью полета до 5 тыс. километров и возможностью взлета и посадки с любой поверхности, включая водную.
На начальном этапе государство в лице Фонда «Сколково» берет на себя 75% процентов всех расходов по реализации проекта. На завершающей стадии — испытания и ввода аппарата в эксплуатацию — участие государства снизится до 25%. Остальные средства поступят от частных инвесторов.
Аппарат будет оснащен высокоточным оборудованием для проведения воздушного электромагнитного зондирования недр Земли для поиска в труднодоступных регионах месторождений различных ископаемых, среди которых углеводороды, цветные и благородные металлы, алмазы, а также источники пресных и термальных вод. По мнению создателей, такой аппарат также был бы незаменим при изучении труднодоступных и заболоченных регионов со слабо развитой или отсутствующей инфраструктурой, как у нас.

- Это тот самый «Авгуръ», который год назад принимал участие в I съезде инженеров Якутии?

Да. Тогда была заложена основа для дальнейшего сотрудничества предприятия с руководством республики. Мы обсудили перспективы применения воздухоплавательной техники для хозяйственной деятельности. Проект с дирижаблем способен решить не только проблемы доставки грузов в регион, но и коренным образом изменить транспортную систему и сам подход, сложившийся в логистике северных территорий. Инновационная транспортная технология может обеспечить круглогодичное, регулярное снабжение региона, таким образом, полностью исключив из обихода термин «северный завоз».
Уже сегодня воздухоплавательная техника, выпускаемая «Авгуръ», может вполне успешно работать в сложных условиях Севера. Во время I съезда инженеров было принято решение о начале работы над пилотным проектом с применением дирижабля Aу-30. Проект предусматривает создание у нас воздухоплавательной базы, что даст возможность оперативно и с меньшими затратами осуществлять эксплуатацию новой техники, готовить специалистов и обучать сотрудников непосредственно на месте. Это создаст дополнительные рабочие места и сократит затраты на подготовку персонала. Его реализация сделает экономически целесообразной разработку малых и средних месторождений полезных ископаемых, обеспечит бесперебойное круглогодичное снабжение отдаленных регионов и, в конечном итоге, придаст мощный экономический импульс развитию Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

-  Положа руку на сердце, насколько все это реально?

Дирижабль — это управляемый самодвижущийся аэростат. Проигрывая авиации в скорости, он имеет ряд важных преимуществ, благодаря которым и возрождается дирижаблестроение. Дирижаблям двигатели нужны в основном для перемещения в горизонтальной плоскости и маневрирования, поэтому они могут обходиться моторами значительно меньшей мощности, чем потребовались бы самолету при равной величине полезной нагрузки. Отсюда вытекает большая по сравнению с крылатой авиацией экологическая чистота дирижаблей.
При этом у них практически неограниченная грузоподъемность. Создание сверхгрузоподъемных самолетов и вертолетов имеет ограничения по прочностным характеристикам конструкционных материалов. Для дирижаблей же таких ограничений нет. В перспективе могут быть созданы настоящие «воздушные баржи», которые будут способны перевозить по воздуху почти все что угодно, включая сверхтяжелые негабаритные грузы.
Полетный час дирижабля в 20-25 раз дешевле, чем у вертолета, и в 8-10 раз, чем у самолета, что вызвано очень низким расходом горючего и возможностью использования воздушных потоков для полета. Максимальная дальность полета в два-три раза больше, чем у региональных самолетов: Ау-30 может перевозить 20 пассажиров на расстояние 1600 км, что делает его более выгодным, чем самолет Ан-2 (12 пассажиров, дальность полета 990 км.) или вертолет Ми-8 (24 пассажира, дальность полета 465 км).
Дирижабли очень устойчивы к погодным условиям и условиям посадки, в пилотировании и приземлении, проще, чем самолеты и вертолеты. Добавим сюда возможность длительное время находиться в воздухе, отсутствие необходимости в аэродромах с длинными взлетно-посадочными полосами и большую безопасность полетов — получится внушительный список достоинств, которые вполне уравновешивают тихоходность.

- Если эта техника столь замечательна, почему же ее до сих пор игнорирует Запад?

Вы ошибаетесь, на Западе уже оценили достоинства этого транспорта. Пока они применяются преимущественно в рекламном и туристическом бизнесе, но факт, что уже сегодня они летают в небе Северной и Южной Америки, Европы и Австралии, Африки и Азии.
В США разворачивается большая программа использования дирижаблей в телекоммуникационном бизнесе. Создаётся дирижабль в ЮАР. В Голландии приступили к созданию 180-метрового дирижабля с жёстким корпусом, используя самые современные материалы. Он сможет перевозить 240 пассажиров или 30 тонн грузов со скоростью 150 км/час. В Югославии успешно проведены работы по разминированию с помощью дирижабля. В Канаде эти машины несут службу по наблюдению за лесным массивом для предотвращения пожаров.
Можно сделать выводы о кардинальном развитии дирижаблестроения во всем мире за исключением России, которая рассматривается западными фирмами как потребитель их продукции.
Хотя, на Западе такой кричащей проблемы, связанной с огромной территорией, нет, это именно наша особенность. Мы прилагаем невероятные усилия, чтобы доставить грузы, обеспечить перемещение людей, и наша экономика уже не может выдерживать перевозку авиацией. Думаю, пришло время посмотреть на дирижабли свежим взглядом.
 
Надежда Неустроева

Опубликовано: 26 апреля, 2013 - 10:46
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице