Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов о плохом строительстве, гастарбайтерах и стоимости жилья | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
17 апреля 2024 года, 05:54 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (09:00)

Виталий Басыгысов о плохом строительстве, гастарбайтерах и стоимости жилья

Год назад в июле 2012 г. был учрежден Высший инженерный Совет Республики Саха (Якутия), куда вошло свыше 50 инженеров разных направлений деятельности. С чего начал свою работу Совет? Мы  беседуем с его председателем Виталием Басыгысовым.
 
– Виталий Николаевич, чем изначально призван заниматься Совет?
– Мы начали с самого актуального: с проблем контроля качества  строительства социальных объектов, внедрения новых технологий. Об этом шла речь на недавнем четвертом заседании Совета.
 
И как дело обстоит?
– Выяснилось, что у нас не налажена претензионная работа по результатам строительства. Нет сложившейся практики. Хотя существующая сегодня законодательная база, предусматривающая конкурсы, тендеры, дает богатые возможности для контроля представителям бюджетной сферы. С будущего года вступает в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд». В нем имеется специальная статья о накопительной информации, касающейся всех предприятий, участвующих в конкурсах, тендерах и аукционах, с которой можно будет ознакомиться на специальных Интернет-сайтах. Какие виды услуг они оказывали, о качестве выполненных работ, в срок ли выполнялись заказы. В случае выявления нарушений в будущем недобросовестные фирмы, компании могут быть, вообще, лишены возможности участвовать в конкурсах. Сегодня тоже это возможно. Но как показывает практика, мы этим, оказывается, еще не научились пользоваться в полной мере.
 
А сегодня кто занимается вопросами контроля?
– В рамках своей деятельности мы часто выезжаем в улусы и в последнее время сталкиваемся с тем, что там во многих школах, больницах, клубах температурный режим не соответствует требованиям. В марте, когда относительно тепло, - в помещениях около 10 градусов, а что тогда в декабре, январе при минус 50? Объекты построены два, три, четыре года назад.
Есть положение, согласно которому в течение пяти лет можно предъявить претензии компаниям-застройщикам, и они обязаны устранить брак за свой счет. Срок очень даже достаточный. Сегодня же от руководителей школ, больниц и т.д. не поступило ни одной жалобы на качество строительства.
На наш запрос от министерств и ведомств о наличии объектов с замечаниями, ответ поступил только от Управления государственного архитектурного и строительного надзора об устраненных за счет компаний браков. И от министерства здравоохранения о том что, в ряде улусов имеются объекты, построенные в пределах пяти лет, которые из-за плохого качества невозможно эксплуатировать.
 
Может, у других ведомств нет объектов с замечаниями?
– Я считаю, что просто надо усилить контроль и вести системную работу.
 
– Много замечаний по качеству стройматериалов, по проектно-изыскательным работам, что делать?
– Необходимо обратить внимание на материально-техническую оснащенность лабораторий, которые следят за качеством стройматериалов, того же цемента, надзорных органов, занимающихся экспертизой проектно-изыскательной документации, контролем хода строительства. Может быть, у них недостаточно полномочий, да и возможностей, чтобы уложиться  в установленный законом срок для дачи заключения. Эксперты сами признаются, что из-за дефицита специалистов срывают сроки экспертизы. А от проектно-изыскательских работ (ПИР) зависит долговечность объектов. Много же примеров, когда из-за неграмотно проведенных работ объекты оказываются под угрозой обрушения!
 
– Как говорили участники последнего заседания Совета, после сдачи объекта, в большинстве случаев застройщики просто исчезают, невозможно их найти и некому предъявлять претензии.
– Если бы претензионная работа была налажена на должном уровне, а не так, от случая к случаю, то предприятия нашлись бы. На самом деле много возможностей, чтобы не «потерять» фирму-застройщика. По большому счету, их не так уж много.  
По итогам обсуждения мы сейчас направили письмо на имя Егора Афанасьевича Борисова с нашими предложениями. В частности предлагаем создать единую базу данных по некачественным объектам, определить персональную ответственность глав муниципальных образований и т. д. Когда тратятся  огромные бюджетные ресурсы, контроль обязателен. Я считаю, если стоимость объекта свыше 100 млн руб., то в муниципалитетах должны создаваться общественные комитеты по контролю, в которые должны быть включены депутаты муниципальных собраний.
В настоящее время в актах приемки на эксплуатацию объектов строительства подписываются в качестве заказчика главы муниципалитетов и будущий эксплуататор. При этом муниципальные образования, директора школ, руководители медучреждений, детских садов, клубов, спортзалов не являются собственниками, значит, и ответственность другая. Поэтому я считаю, что назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство в области контроля в строительстве.
 
– Как контролировать качество строительства, материалов, провести экспертизу ПИР в районах, когда даже в городах не хватает специалистов?
–Это огромная государственная проблема. Даже у строительных саморегулируемых организаций не сформировался серьезный опыт контроля качества, хотя первоначально именно на них возлагались большие надежды.
Видимо мы, все еще, недостаточно готовим кадры для строительной отрасли.
 
 - Субъекты Федерации могут разработать собственный закон?
– Мы изучили опыт других регионов России. Например, в Красноярском крае есть закон «Об общественном и государственном контроле за осуществлением бюджетных инвестиций в крупные социальные объекты». Он   предусматривает специальные формы контроля над инвестированием объектов капитального строительства с объемом свыше 800 млн руб.
 
И какие формы?
– Например, в финансово-экономическом обосновании должен быть подробно описан социально-экономический эффект от реализации проекта, предполагаемые сроки строительства и объемы финансирования, основные требования к объекту и т. д. Обязательна презентация проекта с участием профессиональной общественности, архитектурного сообщества, членов Гражданской ассамблеи края и народных депутатов.  Предусмотрен  ежеквартальный отчет перед губернатором, депутатами и информирование населения по Интернету. В частности, предложено размещать фотоотчеты о результатах выполненных работ.
За всем этим следит специальная комиссия при правительстве, куда входят члены правительства, депутаты, представители общественных организаций. Комиссия держит под постоянным контролем ход строительства, финансирование, расходы, качество материалов и т.д.
Нам тоже нужно разработать подобный закон, и если там берут под контроль строительство от 800 миллионов, то мы могли бы от 400 миллионов.
 
В последние годы увеличивается приток граждан из-за пределов страны, много их в строительстве. Кто их контролирует?
– Сегодня Совет обращает внимание не только на качество работ бюджетного строительства, но и на вопрос в целом. У нас не сложилась практика заключения договоров между физическими лицами и строителями на индивидуальное строительство, проведение ремонтных работ. Строители, особенно трудовые мигранты или, как их принято называть, гастарбайтеры, сознательно избегают этого, чтобы не платить налоги.
Конечно, эти люди,  как только появляется претензия на качество, исчезают. А то, что они подменяют материалы заказчика на некачественные и не должным образом выполняют сложные работы, которые оказываются под бетоном, тоже не секрет. Немало примеров, когда электрики не могут найти причину неполадок. Оказывается, о время проведения первичных работ даже скрутку электропроводок не делают.  Проблема очень сложная.
 
– Население, по-моему, и само не горит желанием оформлять договоры? 
– Надо работать с населением, правовую грамотность в этой области поднять. Можно было бы подключить МФЦ, чтобы они предоставляли населению и такую услугу, как выбор квалифицированных, добросовестных строительных бригад, заключение грамотных договоров.
Возможно, чтобы как-то стимулировать население, для индивидуальных заказчиков разработать механизм компенсации части расходов путем предоставления налогового вычета. Главное, имея договор на руках, всегда можно предъявить претензию. Ведь по закону иностранные рабочие, для того чтобы заниматься предоставлением услуг, в том числе строительно-ремонтных, приобретают патент на индивидуальное предпринимательство на определенный срок, т.е. они не смогут исчезнуть. С другой стороны, многие отмечают, что на самом деле качество работ наших местных строителей лучше, дешевле, чем у приезжих. И потом местные всегда на виду. На это тоже нужно обратить внимание. 
Если СРО составили бы список лиц, работающих качественно, я лично с большим удовольствием предоставил бы им необходимые мне работы, а не искал бы через знакомых неизвестно кого. И, наоборот, составить список недобросовестных лиц, работающих по патенту, чтобы была возможность не пролонгировать им патент, с последующим выдворением на историческую родину. Сегодня нет настоящего рынка строительных работ для населения, нет конкуренции.
 
Почему в жилищном строительстве, да и в целом, стоимость квадратного метра из года в год стабильно идет вверх, в чем причина?
– В прошлом году с делегацией Совета Федерации я выезжал в Польшу для обмена опытом в сфере ЖКХ. Там жилищным строительством на бюджетные деньги занимаются некоммерческие фонды, которые работают без прибыли. Это что-то подобное нашему движению «2000 тысячи добрых дел». Поляки на это пошли, чтобы снизить себестоимость. А у нас в конце 90-х каким-то образом искусственно раздули цены, в результате удалось получить высокие нормативы на бюджетные стройки, так что сегодня школу строим за 400 млн руб.! Между тем,  существуют разные варианты снизить стоимость. Например, бюджетное строительство можно было бы вести через Фонд будущих поколений по себестоимости.
Мы с самого начала бьемся с нашими строителями, чтобы они внедрили современные энергосберегающие, новые строительные технологии. На совещании «Единой России» в Москве привели пример Татарстана, где  построено 70 модульных фельдшерско-акушерских пунктов, а мы пять лет все спорим, в результате имеем всего две или три таких объекта. Хотя по скорости строительства высокотехнологичные объекты намного эффективнее и лучше. Особенно в арктических улусах.
 
Тогда почему строители говорят, что в арктических улусах невозможно обойтись без домов на сваях, построенных по старым технологиям?
– Я приведу пример. В Анабарском районе идет разборка модульных жилых домов, социальных объектов на закрывающемся прииске «Анабарский». Тридцать лет назад их привезли из Финляндии. За это время ничего с ними не случилось. 
 
– Из всего, что говорилось, напрашивается вывод, что самый большой непорядок наравне с ЖКХ – в строительной отрасли, нет?
– Еще и самые большие деньги, кроме того, это та сфера, где люди могут реально зарабатывать. К тому же наравне с добычей полезных ископаемых единственная отрасль, которая является прибыльной, все остальные – убыточны. И все же она должна быть еще и качественной, безопасной, а ее продукт – доступным.
   
 Надежда НЕУСТРОЕВА. Газета «Ваше право».

Опубликовано: 14 июня, 2013 - 14:12
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице