Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов об итогах деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 06:52 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Виталий Басыгысов об итогах деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвертого созыва

24 июня 2013 года состоялось последнее пленарное заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) четвертого созыва. Можно подвести некоторые итоги нашей работы в течение последних пяти лет.
 
В 2008 году впервые в истории якутского парламентаризма наряду с одномандатниками в высший законодательный орган государственной власти были избраны депутаты от партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», Коммунистической партии Российской Федерации и Аграрной партии России. В настоящее время фракция партии «Единая Россия» представлена 51 народным депутатом, фракция КПРФ – 7, «Справедливая Россия» – 5, в депутатской группе «Согласие» – 2, вдепутатском объединении «Гражданская платформа» - 2 народных депутата. По воле избирателей основной костяк парламента республики составили единороссы. Как показывают ход и итоги законодательной деятельности четвертого созыва – работа партийных фракций (руководители А.П. Морозкин, В.Н. Губарев, О.Н. Федорова) позитивным образом сказались на законотворческой деятельности парламента.
 
Первый год работы парламента Республики Саха (Якутия) четвертого созыва был непростым. Многое в этом созыве произошло впервые. Это было время становления нового состава, выработки собственного стиля работы. Рассмотрение проектов законов на расширенных заседаниях комитетов с привлечением экспертов и представителей общественных организаций способствовало эффективной работе депутатов на пленарных заседаниях. Создана система юридического обеспечения качества принимаемых законов на всех стадиях разработки проектов. Для этого организовано предварительное изучение проектов законов с выдачей заключений Прокуратурой республики, Управлением федерального Министерства юстиции по республике, Государственного комитета юстиции республики, правовыми службами Администрации Президента и Правительства. Заключаются специальные соглашения с Прокуратурой Республики Саха (Якутия) и Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Саха (Якутия) о взаимодействии в правотворческой деятельности. Такая совместная работа на стадии подготовки проектов законов к принятию показала свою эффективность.
 
Возросла доля  законов, которыми вносятся изменения в действующее республиканское законодательство в связи с изменениями в федеральном законодательстве. В течение созыва парламентом внесены более 500 соответствующих изменений в законы республики. Такая ситуация, к сожалению, создает иллюзию нестабильности республиканского законодательства, неспособность парламента организовать качественный законодательный процесс. Кроме этого, следует отметить, что детальное регулирование федеральным законодателем вопросов совместного ведения лишает нас возможности правового регулирования с учетом особенностей республики и местных традиций.  
 
Усилилась контрольная функция парламента. Принят закон о Счетной палате республики, которым образован новый институт финансового контроля при парламенте республики. В ходе четвертого созыва заложена новая политическая традиция. Президент республики Егор Афанасьевич Борисов ежегодно выступает перед депутатами с этой трибуны, представляя отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти. За период созыва  в парламенте состоялись 67 «правительственных часов», на котором с отчетами и информацией выступили руководители Правительства и министерств республики.
 
Новым форматом общения народных депутатов республики с депутатами муниципального уровня стали выездные семинары в муниципальных поселениях, на которых обсуждались изменения в законодательстве по местному самоуправлению и актуальные вопросы передачи полномочий на уровни муниципалитетов. 
 
Отдельно хочу остановиться о целенаправленной работе в целях достижения открытости и доступности процесса законотворческой работы парламента, ее постоянных комитетов. Впервые в истории парламентаризма любой заинтересованный гражданин может не только отслеживать на сайте Госсобрания процесс работы по проекту закона, но и активно участвовать в процессе законотворчества. Достаточно зайти на сайт, чтобы увидеть, на какой стадии находится законопроект, какие предложения рассматривает комитет, что предлагают эксперты и общественные организации.
 
На нашем официальном сайте размещаются стенограммы всех пленарных заседаний. Благодаря новым телекоммуникационным технологиям, значимым нововведением стала трансляция по Интернету в режиме реального времени хода пленарных заседаний парламента, проведение видеоконференций по актуальным проблемам жизни республики. Третий год в режиме видеоконференции мы проводим публичные слушания по законопроекту о государственном бюджете республики. Теперь представители муниципальных образований могут не только наблюдать за публичными слушаниями, но и задавать вопросы, вносить свои предложения по проекту главного финансового документа республики. В целом по результатам проведенного Фондом свободы информации анализа уровня открытости официальных сайтов законодательных собраний наш парламент занимает 12-е место среди субъектов федерации.
 
В вопросах федерального законотворчества мы уделяем большое внимание взаимодействию с комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, с региональными законодательными собраниями, а также с Парламентской Ассоциацией «Дальний восток и Забайкалье». Нами инициировано проведение в г. Якутске ряда выездных заседаний комитетов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. В частности, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов на примере нашей республики рассмотрел вопросы использования современных информационных и образовательных технологий для сохранения и развития языков, культуры народов Севера. Комиссия Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе провела заседание на тему «Наука, образование и бизнес в законодательном аспекте (на примере Республики Саха (Якутия)». В этом году также состоялись «круглые столы» Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока по проблеме «Сохранение и привлечение трудовых ресурсов в экономику Дальнего Востока на примере Республики Саха (Якутия)» и Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и по делам молодежи, где состоялся обмен опытом по развитию национальных видов спорта.
 
Парламент республики подписал 6 соглашений с ведущими Комитетами Госдумы Российской Федерации и 14 соглашений о межпарламентском сотрудничестве с законодательными органами субъектов Федерации.В течение четвертого созыва парламент направил в Государственную Думу в качестве законодательных инициатив 19 проектов федеральных законов. Накоплен опыт сотрудничества с Администрацией Президента России, с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. При разработке проекта федерального закона «Об образовании» внесли порядка 60 поправок, 40 из которых были учтены в окончательном варианте проекта.
 
Как известно, в конце 2012 года образован Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, который призван объединить интеллектуальные силы обеих палат и законодательных собраний регионов. Сформирован президиум Совета законодателей, в состав  которого вошел Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн). Начала работать комиссия Совета законодателей по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению, председателем которого руководители законодательных собраний субъектов избрали Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн). В том, что Совет действительно может стать консолидирующим центром, мы убедились во время Дней Республики Саха (Якутия) в Федеральном Собрании в ноябре прошлого года, проведенных в рамках празднования 380-летия вхождения Якутии в состав России. Наши депутаты выступили на расширенных заседаниях комитетов Совета Федерации, состоялись рабочие встречи в комитетах Государственной Думы.Комитеты верхней палаты федерального парламента при участии наших депутатов подготовили комплексный проект постановленияСовета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», который затем был утвержден на очередном заседании Совета Федерации во время «Часа субъекта». Можно с удовлетворением отметить, что наши многолетние замыслы и предложения нашли практическое воплощение в постановлении Совета Федерации, в положениях Программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
 
Как руководитель парламента республики я в целом удовлетворен итогами законодательной работы, в том числе по количеству и по качеству принятых законов. Мы использовали весь арсенал инструментов, имеющийся у законодателей. Состоялось44пленарных заседания Госсобрания (Ил Тумэн), принято 668 законов и 2000 постановлений. Принято 24 Конституционных закона Республики Саха (Якутия). Порядка 14 процентов от общего количества принятых законов внес Президент, 47 процентов – Правительство, 37 процентов – народные депутаты, 5 законов – представительные органы местного самоуправления, 4 – Конституционный суд, 3 – Федерация профсоюзов республики. Такой интенсивный законодательный процесс продиктован масштабом и ходом модернизации политической, экономической и социальной жизни республики.
 
17 июня 2010 года состоялась процедура утверждения в должности главы Республики Саха (Якутия). Президент Российской Федерации Д.А. Медведев внес на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) кандидатуру Борисова Е.А. Утверждение Егора Афанасьевича в должности Президента Республики Саха (Якутия) стало важным политическим событием. Президент республики уже трижды выступил с Посланием Государственному Собранию (Ил Тумэн) и дважды с Бюджетным посланием. Тот факт, что на оглашение Послания Президента Государственному Собранию (Ил Тумэн) приглашаются главы муниципальных образований всех уровней, свидетельствует о том, что руководство республики делает акцент на муниципальную власть, видя в них крепкую опору.
Особым направлением деятельности народных депутатов является работа с обращениями граждан. Наши сограждане идут на личный прием к депутатам Государственного Собрания (Ил Тумэн) с большой надеждой. За минувшие пять лет только руководители парламента и его комитетов на личных приемах приняли порядка 2,7 тысяч граждан, рассмотрели 6,5 тысяч писем и обращений граждан, трудовых коллективов и общественных организаций. Это позволило депутатам своевременно и адекватно реагировать на динамично меняющуюся социально-экономическую ситуацию, учитывать общественное мнение при разработке законопроектов.
 
Деятельность народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) четвертого созыва пришлась на непростые, я бы сказал, весьма сложные годы для нашей республики. Благодаря согласованной работе Президента, парламента и Правительства, удалось практически безболезненно пройти через кризис, сохранить достигнутые темпы развития в экономике и сфере культуры, принимать социально ориентированный бюджет республики и продолжить решение долгосрочных задач. Уместно отметить, что парламентское большинство способствовало конструктивному характеру работы законодательного органа.
Если по итогам 2008 года расходы республиканского бюджета составляли порядка 75 млрд. рублей, то в 2013 году расходы бюджета уже увеличатся в 2 раза и достигнут без малого 150 млрд. рублей. Ежегодно увеличивались ассигнования на здравоохранение, образование, социальную поддержку нуждающихся в помощи категорий населения. В частности, за пять лет объемы финансирования системы образования и культуры увеличились более 4-х раз и достигли 40 млрд рублей, средняя зарплата работников систем образования и здравоохранения увеличилась в 2 раза,средняязаработная плата по республике – более чем в полтора раза, средний размер пенсий – в 2 раза. Пять лет назад ежегодный ввод жилья был на уровне 290 тыс.кв. м. общей площади, по итогам 2012 года достигнута планка в 352 тыс. кв.м.
 
За время четвертого созыва большие перемены произошли не только в деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн), но и в работе аппарата Госсобрания. Руководство и сотрудники аппарата постоянно стремятся к внедрению новых форм деятельности и изменению стиля работы. Изучению и распространению опыта работы аппарата якутского парламента посвящено выездное заседание Координационного Совета руководителей аппаратов законодательных органов субъектов Федерации, проведенное 2011 году  в г. Якутске.
 
В аппарате полностью осуществлен переход к электронному делопроизводству. Внедрена уникальная мобильная информационно–справочная система «Самсон». По сути – создан мобильный офис депутата, который не имеет аналогов в России. Использование ее на планшетных компьютерах позволило законодателям вести постоянный информационный обмен со справочными системами республики и России.
 
Большое внимание уделялось выводу на новый уровень работы аналитического управления Госсобрания. Теперь аналитическое управление (руководитель А.И. Антонен) стало связующим звеном в аппарате по изучению законодательного опыта субъектов федерации и комитетов палат Федерального Собрания, что позволило повысить эффективность законотворческой работы парламента.
 
Многое сделано, чтобы парламентская газета «Ил Тумэн» отвечала современным требованиям по освещению деятельности народных депутатов. По итогам смотра региональных парламентских изданий Государственной Думой Федерального Собрания газета «Ил Тумэн» признана лучшей. Заключено соглашение с Парламентской газетой Федерального Собрания Российской Федерации, по которому газета «Ил Тумэн» выполняет задачу представительства в ДФО, также запланированы совместные выпуски газет.
Следует подчеркнуть, что за эффективной работой каждого депутата, каждого постоянного комитета парламента – добросовестный и профессиональный труд сотрудников аппарата. Я искренне благодарю работников аппарата парламента за ваш труд, за ответственное отношение к делу.
 
В 2014 году исполнится 20 лет с образования Государственного Собрания (Ил Тумэн) – парламента Республики Саха (Якутия). В условиях 1994 года, когда создавалась новая политическая система и рыночные отношения только строились, Государственное Собрание (Ил Тумэн) хотя и называлось парламентом, но было таковым скорее потенциально. Наш депутатский корпус четвертого созыва внес свой особый вклад в строительство новой системы регионального парламентаризма, в обеспечении стабильности и конструктивности взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти, в разработку Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», рост благополучия населения республики.
 
Хочу обратиться со словами благодарности, прежде всего, к коллегам – народным депутатам республики. Я высоко ценю каждого из вас и благодарен вам за совместную работу. Каждый из вас – уникальный человек, вы все разные, с различным личным опытом и политическими пристрастиями, но все, безусловно, очень ответственные с государственным подходом, всем сердцем любящие свою родную Якутию. Разумеется, не все из вас будут в новом составе парламента, займутся новой другой работой. Но где вы бы не работали, я благодарю вас за взаимопонимание и совместную работу в прошедшие пять лет.
 
Позвольте от имени народных депутатов республики выразить слова благодарности Президенту республики Е.А. Борисову за совместную работу, регулярные встречи с руководителями постоянных комитетов и фракций, за то, что в тесном контакте, вместе решали важнейшие задачи, стоящие перед республикой. Поблагодарить Правительство республики и ее руководителя Г.И.  Данчикову за деловое обсуждение и согласованность по решению базовых задач в экономике и социальной сфере.
 
Отдельная благодарность Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко за конкретные меры по повышению роли субъектов и их законодательных инициатив в федеральном законотворчестве, Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, депутатам Федерального Собрания за поддержку многих наших предложений по совершенствованию федерального законодательства.
 
Хочу поблагодарить представителей республики в Совете Федерации сенаторов В.А. Штырова и А.С. Матвеева, депутатов Государственной Думы М.Е. Николаева, Ф.С. Тумусова и сказать большое спасибо за сотрудничество и совместную работу!
 
Позвольте, уважаемые коллеги, от вашего имени выразить твердую уверенность в том, что народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) предстоящего пятого созыва продолжат работу в интересах республики, в интересах жителей Якутии.  
Я еще раз сердечно благодарю вас всех за совместную работу. Благодарю вас за те годы, которые мы работали вместе, и искренне желаю вам доброго здоровья, успехов и благополучия!
 
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталий Басыгысов
Опубликовано: 25 июня, 2013 - 08:26
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице