Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов: Я работал в сильном парламенте… | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 19:11 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (21:00)

Виталий Басыгысов: Я работал в сильном парламенте…

...Выборы-2013 завершили (во всяком случае, на данном этапе) депутатскую карьеру целой плеяды ярких политиков Якутии, без которых общественную жизнь республики последних десятилетий представить уже сложно. А вот спикер якутского парламента четвертого созыва Виталий Басыгысов пообещал с политическим Олимпом расстаться совсем. Легко ли принимать такие решения? Особенно когда за плечами долгая жизнь в политике, два депутатских срока в Государственной Думе Российской Федерации, пять лет работы в качестве спикера Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), председательство или членство в комиссиях и ассоциациях федерального уровня и т.д. И вообще, тот самый бесценный опыт, который его молодым коллегам еще только предстоит приобретать. Именно об этом мы у него и поинтересовались. Но сначала, конечно, спросили о том, о чем в эти дни говорят практически все – о выборах.
 
Сильная оппозиция - сильный парламент!
 
– Виталий Николаевич, насколько ожидаемы, на ваш взгляд, результаты выборов?
 
– Они оказались и ожидаемыми, и в то же время во многом неожиданными. Ожидаемой была победа политической партии «Единая Россия», которая будет иметь 51 мандат в парламенте Якутии. Напомню, что в начале работы четвертого созыва «Единая Россия» имела 41 мандат и к концу созыва фракция «единороссов» была представлена 52 народными депутатами. Коммунисты на этот раз получили 5 мандатов. «Справедливая Россия», наоборот, укрепила свои позиции – у нее 9 мандатов, что, казалось бы, означает для нее серьезный количественный прогресс. Но с другой стороны изменился качественный состав депутатского корпуса – его покинули парламентарии, которых можно назвать политиками-тяжеловесами. Они во многом определяли лицо Государственного Собрания четвертого созыва, были известны не только в республике, но и Российской Федерации в целом.
 
Изменения коснулись практически всех партийных фракций. Если говорить о «Единой России», то во фракции по-прежнему остались такие знаковые, популярные люди, как Алиш Мамедов, Матвей Евсеев, Елена Алексеева, Александр Дудников. Однако руководителей крупных предприятий, за исключением главы «Якутскэнерго» Олега Тарасова, там фактически не осталось. Нет никого из руководства ОАО «АЛРОСА», ХК «Якутуголь». Другими словами, из Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) ушел весь промышленный генералитет. Многие из тех, кто пришли на смену, еще малоизвестны. Это молодые люди, которым только предстоит проявить себя.
 
Жаль, что не прошли такие активные депутаты, как члены КПРФ Александр Гаврильев, Георгий Артемьев, Саргылана Гоголева, Вячеслав Куличкин. В рядах «Справедливой России» не будет Зои Корниловой, Михаила Филиппова, Ольги Федоровой. Все это люди известные широкому кругу якутян...
 
– Интересно, что вы сочувствуете своим идеологическим противникам...
 
– В данном случае речь о том, что, будучи профессионалами, эти люди во многом определяли лицо законодательного органа, его представительной власти. Когда нет сильной оппозиции, то парламент может превратиться в Верховный Совет. Мне, как его бывшему председателю, этого никогда не хотелось. У нас была сильная оппозиция: КПРФ, «Справедливая Россия»... Это были люди, знающие толк в законодательстве, а потому они могли профессионально критиковать решения правительства. Ведь быть просто критиканом – это одно, а профессионально вклиниваться в процесс – совсем другое.
 
Четвертый созыв в этом плане был очень силен, а я всегда говорил, что если есть сильная оппозиция, то это делает сильной и партию власти. Так оно и получалось. И я рад, что проработал пять лет в сильном парламенте, где существовала мощная конкуренция, что заставляло нас всех быть профессиональнее.
 
Импульс дан...
 
– Виталий Николаевич, за пять лет парламент принял массу важных законов. И все же что было главным в законотворческом процессе вашего созыва?
 
– Считаю, что этим стала инициатива принятия федерального закона о программе развития Дальнего Востока и Забайкалья. И хотя мы не успели дождаться его принятия, импульс дан.
 
Для республики в этом законе важно все, но особенно его социальная часть, касающаяся районирования, более высокой социальной защищенности северных регионов и т.д. В плане экономики для нас крайне важно, чтобы там был предусмотрен льготный режим налогообложения. Это сделало бы условия жизни и работы на Севере, в том числе и для работников новых производств, более выгодными. Ведь Якутия во многом проигрывает центральным регионам страны именно из-за суровых условий жизни, обусловленных особенностями ее климата и географии. Наши затраты вчетверо больше среднероссийских буквально на все.
 
Вот почему, на наш взгляд, особого подхода требуют нормативы в образовании и здравоохранении, с которыми мы бились многие годы. О районном коэффициенте начали говорить еще тогда, когда я был депутатом Госдумы.
 
У вас за спиной опыт законотворческой работы и на федеральном уровне, когда вы дважды становились депутатом Государственной Думы РФ, и на региональном, когда в 2008-м были избраны депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Насколько отличается эта работа?
 
– Сложности есть везде, и в разные периоды истории они – свои. Когда у политических партий в парламенте практически равное число голосов – это одна ситуация. Когда какая-то из них преобладает – другая. Когда вообще нет оппозиции как таковой – третья...
 
Опыт, приобретенный в Москве, конечно, помогал здесь. Прежде всего, авторитетом, заработанным там, что имело определенное влияние на работу с коллегами в Москве. Как мне кажется, это было заметно и в рамках прошлогодних дней Якутии в Москве, во время нашей работы в Государственной Думе и Совете Федерации РФ – по тому, на каком уровне проходили наши встречи, а самое главное, какими оказались результаты проведенных переговоров и какие документы там были подписаны. А ими оказались, напомню, соглашения, которые практикует только Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Ни в одном другом субъекте РФ такого еще нет.
 
Работа председателя парламента – это, прежде всего, организация его деятельности, работа с фракциями, с Советом Федерации и Государственной Думой РФ, с законодательными органами других субъектов РФ. Не хвалясь, скажу, что мы были заметными. Если спикер законодательного органа является Председателем комиссии по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, членом Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, членом Президиума Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации – это что-то значит. И, на мой взгляд, говорит не только о его личном авторитете, но и авторитете парламента, который он возглавляет.
 
Конечно, какие-то вопросы решались трудно, какие-то проще. Наиболее ответственным оказался период, когда мы закладывали законодательные основы для Государственного Собрания пятого созыва, принимая закон «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)». Шел он очень сложно, сломано было немало копий.
 
Сейчас его надо осмыслить. Ведь если по старой избирательной системе каждый кандидат уже в два часа ночи знал, избран он или нет, то по новой схеме результаты, как мы видим, могут спонтанно меняться.
 
– Насколько, по вашему мнению, он себя оправдал?
 
– Считаю, что оправдал. Сегодня каждый депутат вынужден действительно бороться за место в парламенте. Новация закона – в том, что в депутаты уже нельзя пройти по знакомству. Никто никого не может протолкнуть на «проходные» места.
 
– Не могу не спросить про единый день голосования – 8 сентября. Насколько эта дата кажется вам удобной?
 
– Конечно, это было не самое лучшее решение, и явка избирателей это четко показала. Никогда в Якутии не было такой низкой явки на избирательные участки – ниже 50% мы никогда не давали. Думаю, что руководство страны проанализирует уроки и сделает вывод: хорошо ли это, когда в выборах принимает участие 30 процентов населения.
 
Изначально мы предлагали другое время – весну, март. Не прошло. Когда заговорили про осень, то предложили октябрь. Снова не прошло. В итоге, все получилось, как получилось.
 
– Многие политтехнологи говорят, что у такой низкой явки есть и другое объяснение. Устав от предсказуемости выборов, люди проголосовали ногами, не придя на участки...
 
– А эти политтехнологи могли заранее знать итоги выборов? Ведь некоторые кандидаты в депутаты только через два дня узнали свой результат. Другие два дня побыли депутатами, а при окончательном подсчете голосов перестали ими быть. Поэтому говорить о какой-то предсказуемости выборов, мне кажется, не совсем корректно.
 
Думаю, что касается Якутии, то объяснение тут одно: в разгаре еще осенняя страда, не закончен дачный сезон. Люди убирают урожай, готовятся к зиме... Вот все это вкупе и сказалось.
 
– Когда в марте 2013 года в парламенте шло бурное обсуждение закона о выборах, в одном из интервью вы сделали ряд прогнозов о том, как он может повлиять на расклад сил в будущем парламенте. Одно звучало так: «Несомненно, произойдет снижение роли большинства политических партий. В парламент не только вернутся другие партии, придут еще новые, и будут не две-три фракции как сегодня, а больше...» Это оправдалось?
 
– Нет, этого не произошло. И опять-таки из-за того, что предвыборная пора шла летом, а в эту пору политическая жизнь в определенном смысле затихает. Партии просто не смогли проявить себя должным образом.
 
Это касается и той политической партии, где состою я, то есть «Единой России». Организация работы, конечно, была ослаблена: и в центральном штабе, и в районных штабах. А в Ленском районе, например, штаба, как такового, вообще не было.
 
Конечно, многое зависит и от личности самого кандидата, его умения повести борьбу. Предвыборная специфика работы тех же одномандатников должны была бы подвигнуть их создать свою команду, штаб, ресурсы, чтобы добиться максимального личного результата. Но, увы, во многих местах этого не произошло. Все чего-то ждали от центра...
 
Считаю, что на исход выборов во многом повлиял, сыграв очень большую роль, президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, который много ездил по республике, побывал в большинстве крупных улусов.
 
– Еще вы прогнозировали вот что: «Новая система приведет к появлению новых людей. Надеемся, что это будут люди из улусов, которых там хорошо знают...»
 
– Вот это оправдалось. Плохо только, что слишком мало оказалось кандидатов из городов.
 
Думаю, что закон о выборах еще будет оценен по достоинству. Ведь по поводу праймериз внутри партии «Единая Россия» в свое время тоже звучали разные мнения, но жизнь показала, что это полезно: и для депутатов, и для населения. «Единая Россия» первой ввела политическую конкуренцию между своими членами. И может быть, это был один из залогов ее столь яркой победы.
 
– Как бы вы напутствовали новых парламентариев?
 
– Я бы посоветовал им за опытом далеко не ездить, продолжить организацию работы аппарата Ил Тумэн по открытости и гласности, достигнутую Госсобранием четвертого созыва, учиться у своих предшественников: Алиша Мамедова, Матвея Евсеева, Александра Жиркова и других.
 
А самое главное, помнить, что не боги горшки обжигают и никогда не забывать об избирателях.
 
«Теперь я – просто дедушка...»
 
– Виталий Николаевич, трудно сходить с политического Олимпа?
 
– Знаете, я давно начал себя к этому готовить, хотя мало кому об этом говорил. Ведь человеческая жизнь делится на три этапа: это юность и зрелость, когда все идет по восходящей. И самая, на мой взгляд, сложная пора – моя нынешняя, когда впереди осталось еще немало, и эти годы тоже нужно прожить достойно, как и первые две трети жизни.
 
– Что-то очень сомнительно, что вы сможете дома усидеть...
 
– Думаю, что все, что в моих силах, для государства я уже сделал.
 
– Однако пенсионером вас представить трудно...
 
– И тем не менее, теперь я просто пенсионер, дедушка и самый обыкновенный человек. Так и представляйте меня: с лопатой в руках, с топором. Или с внуками. Или путешествующим.
 
А может стариком, который сидит на завалинке и размышляет о жизни... На самом деле, и это – тоже счастье. Ведь чтобы старость не была мучением, принимать ее нужно радостно.
 
– Ваши родные позитивно приняли завершение вашей карьеры?
 
– Дело в том, что они еще не знают, что им предстоит. Ведь из-за своей занятости раньше я просто не вмешивался в домашние дела: ни в частную жизнь детей, ни в их профессиональные проблемы. А вот теперь, когда у меня появится много свободного времени, я, наконец, ими и займусь!..
 
Елена ВОРОБЬЕВА
 
Опубликовано: 16 сентября, 2013 - 09:46
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице