Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Президент республики - лидер перемен | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 16:41 (UTC+9:00) t в Якутске: 5 (21:00)

Президент республики - лидер перемен

 «Никаких сверхъестественных задач я никогда
 не ставил и не ставлю. Не в моих правилах
жонглировать несбыточными мечтами,
давать заманчивые обещания.
Мой стиль – это неустанная каждодневная
работа – вчера, сегодня, завтра и послезавтра…»
 
из послания Президента Республики Саха (Якутия)
Государственному Собранию
(Ил Тумэн) РС (Я) 23 января 2013 г
 
Государство тем сильнее, чем больше действия власти совпадают с назревшими желаниями народа, либо идут впереди того, что еще сегодня не осознано им, но будет осмыслено завтра. В свою очередь, якутяне, как и граждане любого государства оценивают власть,  связывая ее действия с решением своих наболевших проблем. Жизнь движется вперед и задачи, которые ставятся перед государством, также меняются.
 
Для многих из нас День государственности республики это возможность осмыслить историю, чтить имена тех, кто заложил основы государственности республики,  с каждым годом совершенствуя подходы.  К примеру,  Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва в лице заместителя председателя А.Н. Жиркова, масштабного и дальновидного политика сделало очень многое для признания необходимости на межгосударственном уровне увековечение имени М.К.Аммосова. И этот опыт доказал, что сверять в историческом ракурсе достижения основателей государственности с лидерами современной Якутии очень  важно для дальнейшего развития республики. Поэтому хотелось бы раскрыть роль Президента Республики Саха (Якутия) в укреплении государственности республики в свете тех позитивных перемен, в которых принимало участие Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва.
 
Как известно, 27 сентября 1990 года была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. В октябре 1991 года в Якутии был учрежден пост Президента. Тогда же было изменено название республики на наименование: «Республика Саха (Якутия)», а спустя полтора года была принята Конституция Республика Саха (Якутия). На 20-летии государственности республики Председатель Государственного Собрания В.Н. Басыгысов отметил: «Сейчас, по прошествии двадцати лет, можно определенно сказать, что…удалось решить непростую конституционную задачу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Создан механизм, обеспечивающий, с одной стороны, их тесное сотрудничество, а с другой – взаимное сдерживание, недопущение вмешательства в установленную Конституцией компетенцию друг друга. Сегодня можно утверждать, что наша Конституция и законы не просто работают на человека, но и активизируют его созидательную энергию».
 
В этих словах Виталия Николаевича отражен опыт конструктивной работы законодательного органа власти IV созыва с Президентом и Правительством республики.
Историческая миссия IV созыва народных депутатов была в том, что ему выпала честь наделить полномочиями Президента Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича Борисова, впоследствии доказавшего своими делами, что он истинный патриот своего многонационального народа и гарант их конституционных прав, способный конструктивно и системно улучшать социально-экономическое положение республики, вносить смелые решения и  доказавший за короткое время, что открытый диалог власти и народа - лучший инструмент для повышения эффективности управления и соответственно улучшения качества жизни якутян. И это не высокие слова, а реальность, которую еще предстоит исторически осмыслить.
 
17 июня 2010 г. на XVIII (очередном) пленарном заседании в своей программной речи при вступлении в должность Егор Афанасьевич подчеркнул: «…при решении общих задач нам нельзя обойтись без постоянного взаимодействия с парламентом республики. Новой и, уверен, действенной формой нашей совместной работы станет ежегодное послание Президента республики Государственному Собранию Республики Саха (Якутия)…Считаю, что от наших совместных действий напрямую зависят результаты работы по профилактике преступности, наркомании и алкоголизма, по устранению правового нигилизма  и воспитанию гражданской ответственности населения, хотя главный критерий при решении указанных проблем, уверен, заключается в повышении нашей общей культуры, в укреплении исконных семейных ценностей».
 
С точки зрения реализации норм Конституции республики, а также закрепления своих программных целей путем законодательных  инициатив,  Егор Афанасьевич как Президент республики стал без преувеличения самым эффективным. Он действительно за короткое время установил самое тесное и конструктивное взаимодействие с законодательным органом власти. За последние 2,5 года стали традиционными регулярные встречи не только с руководством, но и с председателями постоянных комитетов и руководителями фракций политических партий. Открытость, честность и желание найти компромисс в решении любого сложного вопроса, были стилем взаимодействия Президента с народными депутатами IV созыва.
 
И этот конструктивизм действительно заработал в пользу укрепления государственности республики и улучшения качества жизни якутян. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.
 
Как было заявлено в программной речи Президента, практически впервые за 20 лет заработала норма Конституции республики, закрепленная в п.2 статьи 72 о том, что Президент республики «обращается с посланиями к Государственному Собранию (Ил Тумэн) РС (Я)». Этот открытый и  демократичный механизмуправления республикой обеспечил системность подходов, предсказуемость и последовательность в решении накопившихся проблем. Первое послание «Проявлять инициативу, работать на результат» было сделано Егором Афанасьевичем 10 ноября  2010 года, второе «Общими усилиями построим будущее Якутии» - 07.10.2011 г. и третье «Конкурентоспособность – наш главный ориентир»  - 23.01.2013 года. Помимо этого, 07 октября 2011г и 11 октября 2012 г Егор Афанасьевич обращался к народным депутатам, Правительству, руководителям администраций муниципальных образований, руководителям территориальных органов федеральных органов власти с Бюджетными посланиями. Каждое из этих обращений своего рода политический ориентир в управлении регионом, учитывающий не только региональные проблемы жителей, но и  стратегию развития Российского государства.
 
Для народных депутатов эти обращения, в первую очередь, легли в основу их законотворческой деятельности, поскольку реализация посланий требовала законодательного регулирования. Следует отметить, что большинство проектов законов были инициированы самим Президентом и Правительством республики, поскольку они были направлены на решение конкретных задач и что очень важно, подкреплены финансовыми обязательствами. Если народными депутатами с 2008 по 2013 год  принято всего 669 региональных законов, то 99 из них – законодательные инициативы Президента (!). Интересна и сравнительная статистика. Если за весь период  III созыва (2003 – 2008 гг.) было принято парламентом 43 законодательные инициативы Президента Республики, то из 99 инициатив, 66 – законодательные инициативы действующего Президента Е.А.Борисова. Следует отметить, что если до июня 2010 года законодательные инициативы Президента республики в основном касались вопросов бюджетного и налогового законодательства, то за последние 2,5 года  инициировано много новых законов, направленных на укрепление институтов гражданского общества, повышение ответственности власти, а также решивших  конкретные проблемы социальной сферы. Например, закон «О республиканском материнском капитале «Семья», принятие которого дало возможность выплачивать матерям, родившим третьего ребенка 100 тысяч рублей; «Об общественной палате Республики Саха (Якутия)», позволившей создать новый и очень важный институт власти от народа; «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)», закрепивший особый статус города Якутска как столицы. Также новые законы  «Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов Севера» и «Об Уполномоченном по правам предпринимательства», закрепившие полномочия двух новых институтов власти.
 
Наряду с этим, Правительством в целях реализации Посланий Президента Государственному Собранию, только за 2,5 года внесено более 60 новых законов. В целом же Правительство за IV созыв внесено 315 законов.
 
Одно только перечисление их названий говорит о многом. Например, два кодифицированных (!) закона: «Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях», «Земельный Кодекс». Также: «О противодействии коррупции», «О туристкой деятельности», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «О государственной поддержке народных художественных промыслов», «О защите и сохранении эпического наследия», «О наделении органов местного самоуправления  районов и городов отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Тут надо отметить, что именно политическая воля Президента Борисова Е.А. смогла сдвинуть с мертвой точки  годами не решенный вопрос обеспечения детей - сирот жильем, поскольку она требовала больших финансовых затрат. Не менее важными для развития республики явились и законы: «Об инвестиционной деятельности», «О туристкой деятельности», «О дорожном фонде», «О Счетной палате»,  «О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании», «О культуре», «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств», «О детско-юношеском спорте»  и многие другие, ставшие основой, в том числе,  для формирования целевых региональных программ на долгосрочную перспективу. Ведь именно по инициативе Президента республики     закон «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)» был разработан по программно-целевому принципу, что дает возможность с помощью целевых индикаторов отслеживать качественные изменения в той или иной отрасли.
 
Вернемся к некоторым пунктам Посланий Президента Государственному Собранию,  которые рождались в ходе его многочисленных встреч с жителями республики и общественностью, а потому обеспечивают легитимность его деятельности:
 
· «Часто думаю о том,  в чем причина наших проблем и прихожу к выводу, что главная причина заключена в недостаточном доверии друг другу власти, бизнеса, общественных организаций и населения. Как будто все мы идем разными дорогами. Но для конкурентоспособного развития республики необходимо, чтобы мы шли одним путём. Как этого добиться? Вопрос сложный. Но,  уверен,  что перво-наперво надо стремиться к тому, чтобы в центре всех разрабатываемых у нас документов, и в центре всех наших действий находилось понимание высших гуманных ценностей, ради которых они принимаются. Наши цели должны быть едины, а способы их достижения – эффективны»;
 
· «Встречи с жителями Якутии показывают, что их главным запросом остается улучшение социальной инфраструктуры…Всё больше якутян хотят улучшить свои жилищные условия. При этом создано достаточно много различных механизмов, облегчающих доступ граждан к финансовым средствам. Только беда в том, что многие просто не знают, как это сделать. Не знают с чего начать.  Отсюда вывод – на данном этапе требуется развернуть масштабную информационно-разъяснительную работу с населением, особенно в сельской местности»;
 
· « Качеством жилищно-коммунальных услуг, согласно мониторингу общественного мнения, в 2012 году не удовлетворена половина опрошенных якутян.  Приоритетная задача органов власти на 2013 и последующие годы – повсеместное внедрение новых стандартов в жилищно-коммунальном хозяйстве»;
 
· «Сеть малокомплектных сельских школ сохранится полностью. Это наш неизменный принцип. Точно так же нам предстоит сохранить и закрепить статус малокомплектных учреждений здравоохранения. Мы должны обеспечить проведение всеобщей диспансеризации в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах»;
 
· «В течение последних лет в республике, да и в стране, принят целый ряд мер, направленных на борьбу с пьянством. Подчеркиваю на борьбу с пьянством, а не на введение «сухого закона». В этом году работа по противодействию пьянству и алкоголизму будет расширена. Общественные мнения могут быть разные. Не всем нравится, что президент республики затеял борьбу с социальной бедой, которая порождает преступность, сиротство, уносит тысячи жизней.  Согласен и с теми, кто говорит, что пьяница всегда найдет, где ему выпить. Но наши меры направлены, прежде всего,  на ограждение от алкогольной зависимости детей и юношества. Вот над чем стоило бы задуматься людям сомневающимся»;
 
· «…ни в коем случае нельзя забывать о нашей совместной ответственности за сохранение гражданского мира, межнационального согласия в республике. Власть должна в полной мере использовать энергию национально-культурных объединений, отраслевых профсоюзов и обязательно извлекать пользу из общественных мероприятий, которые следует проводить не для галочки, а в интересах жителей республики»; 
 
· «На селе нужно развернуть всеохватную и бескомпромиссную борьбу с бедностью. Для нас одинаково важны все направления – развитие и крупных сельскохозяйственных организаций, и фермерских хозяйств, и личных подворий. Каждый, кто уже работает или планирует переехать для работы в сельскую местность, должен иметь доход, достаточный для нормальной жизни»; 
 
· «Органы местного самоуправления, как наиболее приближенные к населению, должны повышать свою управленческую роль».
 
Эта лишь малая часть того, что отражено в посланиях Президента. Но,  читая их, приходишь к выводу, что действительно Президент не «жонглирует несбыточными мечтами, а упорно трудится, решая не только проблемы якутян, но и предлагая реальные пути развития родной республики». А миссия народных избранников: помочь ему в этом.
 
Хотелось бы завершить словами Президента Якутии, произнесенными 17 июня 2010 года при вступлении в должность: «В конечном счете, мы все, каждый руководитель, каждый отдельно взятый человек в ответе за то, что происходит  в нашем общем доме, в нашей республике, нашей стране… путь социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на ближайшие полтора-два десятилетия определен. Мы уже давно не простаиваем где-то в заброшенной гавани, скрипя ржавыми якорными цепями, а верно и твердо на хорошей крейсерской скорости движемся по этому пути вперед, к намеченным целям. Эти цели отчетливо видны. Если мы будем тверды и последовательны в достижении этих целей, если мы будем одной командой, если мы будем крепко держать штурвал, и идти не только куда ветер дует, но еще и правильно ставить паруса, никакие препятствия не остановят нас!».     
 
Винокурова О.А. – народный депутат IV созыва, постоянный секретарь Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) IV созыва
 
 
Парламентская газета «Ил Тумэн» №38 от 27 сентября 2013 года
 
 
Опубликовано: 27 сентября, 2013 - 08:57
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице