Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Василий Местников: Муниципальная реформа далеко не в полной мере достигла своих целей | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 09:22 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (09:00)

Василий Местников: Муниципальная реформа далеко не в полной мере достигла своих целей

В канун предстоящего IV съезда муниципальных образований республики мы поговорили о сложившейся в республике ситуации с развитием местного самоуправления с председателем постоянного комитета Госсобрания Республики Саха (Якутия) по вопросам местного самоуправления Василием Местниковым.
 
 
— Василий Александрович, с каким настроем вы подходите к съезду?
 
— Сегодня быстроразвивающийся мир постоянно ставит перед нами новые задачи и требует от нас мобильности, большей компетентности и рациональности в принятии решений. Мы обязаны быть сплоченнее ради общего дела развития республики. И муниципальная власть как основа государства при этом играет самую важную роль.
Съезд Совета муниципальных образований является одним из самых важных мероприятий этого года. Он дает возможность прямого общения глав и представительных органов муниципалитетов с государственной властью, решать при этом насущные вопросы, ставить новые задачи. За годы работы Совет подтвердил свою значимость и необходимость. Ему удалось сплотить муниципальное сообщество, выработать единые подходы к решению имеющихся проблем, увидеть, поддержать и распространить положительный опыт, вооружить муниципальные кадры разносторонними знаниями. Уверен, что участники IV съезда смогут выработать новые подходы к дальнейшему поступательному развитию республики. Совет принимает активное участие в работе парламентского постоянного Комитета по вопросам местного самоуправления. Уверен, наша совместная работа по укреплению законодательной базы местного самоуправления будет продолжена. Так что к съезду мы подходим с самым боевым настроем и большим желанием развивать местное самоуправление в республике.
 
— Вы недавно возглавили парламентский комитет, что в планах?
 
— После десяти лет становления института МСУ началась работа по его усовершенствованию и укреплению. Сегодня постоянно вносятся поправки и дополнения в положения федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131‑ФЗ) и другие федеральные законы, что требует от нас быстрого реагирования. Вот, например, на ближайшем заседании постоянного комитета рассмотрим законодательную инициативу заксобрания Челябинской области о внесении изменений в статью 17 федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части уточнения полномочий органов местного самоуправления по учреждению средств массовой информации. Кроме этого на сегодня самая главная задача — принятие основного финансового документа на 2014 год — государственного бюджета Якутии. Территория нашей республики огромная, 50% населенных пунктов в летнее время не имеют дорог, есть сельскохозяйственные, промышленные арктические улусы. Везде нужен определенный подход к решению вопросов. И здесь основную роль играет хорошая законодательная база.
 
— Как вы оцениваете развитие МСУ в республике?
 
— Современная реформа местного самоуправления фактически началась с принятия 131‑го федерального закона, в этом году ему исполняется 10 лет. За период деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) четвёртого созыва парламент принял 154 нормативно-правовых акта, в том числе 41 закон по реализации положений № 131‑ФЗ, которые составили правовую основу развития МСУ в Якутии. Приведены в соответствие с федеральным законодательством республиканские законы, ведется аналогичная работа в отношении уставов муниципальных образований. Возросла финансовая поддержка муниципальных образований со стороны государства, хотя это в основном произошло не в результате укрепления их собственной доходной базы, а за счет федеральных, республиканских целевых программ и приоритетных национальных проектов. С учетом этого муниципалитетам удалось продвинуться в решении ряда проблем в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сноса аварийного и ветхого жилья, капитального ремонта жилищного фонда, дорожного хозяйства, благоустройства и др.
 
Возросло значение представительной ветви в системе местной власти, окрепла партийная составляющая в организации его деятельности. Получили развитие процедуры непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (собрания, конференции, сходы, публичные слушания, опросы граждан), новый импульс был придан развитию территориального общественного самоуправления.
 
— Это достижения. А проблемы?
 
— Да, сегодня необходимо констатировать, что, несмотря на имеющиеся достижения, муниципальная реформа далеко не в полной мере достигла тех целей, которые были положены в ее основу. Первая цель — формирование стабильной и более совершенной законодательной базы местного самоуправления, четкое и оптимальное разграничение полномочий между уровнями публичной власти. В № 131‑ФЗ было внесено значительное число изменений и дополнений, и этот процесс продолжается, что создает известную правовую неопределенность в данной сфере и заметно затрудняет правоприменение. Практически в полтора раза был расширен перечень вопросов местного значения для всех видов муниципальных образований, причем без соответствующего расширения доходной базы местных бюджетов. Существенные и плохо увязанные между собой изменения, затрагивающие интересы местного самоуправления, вносились также в Бюджетный, Налоговый, Земельный, Жилищный, Градостроительный кодексы. Более 200 федеральных законов регулируют полномочия местного самоуправления, причем ряд полномочий, установленных этими федеральными законами, не соответствует вопросам местного значения. Постоянно увеличивается количество государственных полномочий, делегируемых местному самоуправлению, причем не обеспеченных достаточным финансированием, либо вовсе без такового (как, например, регистрация граждан по месту проживания в случаях отсутствия подразделений федеральной миграционной службы).
Второй целью является приведение в соответствие расходных полномочий муниципальных образований доходным источникам их бюджетов. Такой подход вызывает вопросы, поскольку он фактически исключает возможность развития муниципальных бюджетов. Но даже в таком виде он не реализован. Особенно тревожит тот факт, что в структуре местных бюджетов неуклонно сокращается доля собственных налоговых и неналоговых доходов и возрастает доля трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней. Не найдено оптимального решения вопроса разграничения государственной собственности на землю в границах населенных пунктов и целого ряда проблем инфраструктурного развития.
 
Третья цель — приближение муниципальной власти к населению, формирование структур гражданского общества на местном уровне, вовлечение широких слоев населения в управленческий процесс. Сегодня процессы развития местного гражданского общества во многом зависят от оперативности, компетентности и открытости органов местного самоуправления. Недостаток этих компонентов приводит к нарастанию среди населения настроения разочарования и отчуждения от самоуправления и местной власти.
 
Все приведенные мной проблемы требуют безотлагательного решения, и предстоящий съезд муниципалов должен в этом помочь.
 
 
 
 
Опубликовано: 31 октября, 2013 - 08:30
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице