23 июня 2022 года, 19:43 (UTC+9:00) t в Якутске: 18 (21:00)

Гульсум Бейсембаева: Национальная политика- ответственность власти и общества

           
 Выступление на собрании Ассамблеи народов
город Мирный, 16 декабря 2013 г.
 
Сегодня органы государственной власти принимают самые серьезные меры для решения непростых вопросов национальной политики. Вот некоторые факты:
        1.19 декабря 2012г. подписан Указ Президента РФ за № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
        2.во исполнение этого Указа 15 июля 2013г. принято Распоряжение Правительства РФ, которым утвержден план мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики.
        Это детально расписанный документ, обязывающий соответствующие министерства, ведомства, региональные органы исполнительной власти провести очень серьезную работу во многих направлениях: подготовка кадров государственных и муниципальных служащих, мониторинг, анализ обеспечения граждан их конституционных прав в сфере национальной политики, культурные, просветительские мероприятия и многое-многое другое.
        3.уже согласно этому плану 20 августа т.г. Постановлением Правительства РФ утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».
         4.наконец, 22 октября был принят Федеральный закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».
         Как видим, процесс подготовки нормативной базы по вопросам национальной политики, отвечающий современным вызовам, идет полным ходом.
 
         Остановимся на федеральной программе.
         В ее характеристике отмечены следующие ключевые проблемы:
           -слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
           -сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;
           -этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
           -рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
           -рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
           -недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
           -сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
           -сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;
           -усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.
          Как видим, обозначенные проблемы не обошли стороной и наш не только самый крупный по занимаемой территории, но и достаточно многонациональный – более 120 народов и народностей, субъект Федерации.
 
          Что предлагает программа?
          Она предлагает системные государственные меры для эффективного ведения национальной политики и устойчивого этнокультурного развития с применением программно-целевого метода.
          Программа оперирует следующими данными.
          1.согласно переписи 2010г. в России проживают представители 193 народов, которые обладают отличительными особенностями материальной и духовной культуры;
          2.в России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков (из них 30 в качестве языка обучения, 59 – в качестве предмета обучения).
          Если взглянуть на карту нашей страны, то в общую картину можно добавить географические и административные сведения: субъекты, национальные автономии, края, области, районы. А в одном районе, как в Мирнинском, например, 3 как минимум населенных пункта (2 города и 1 поселок) с многонациональным населением, 1 национальный наслег, где проживают представители малочисленных народов, 1 наслег с преимущественным проживанием коренного населения и т.д.
          В итоге, самым серьезным вызовом и главной задачей органов государственной власти становится управление всем этим этнокультурным многообразием.
          Вот здесь-то программа и подходит к тому, чтобы определить задачи каждой ветви власти и институтов гражданского общества в решении этнокультурных проблем. И подчеркивается очень важный и актуальный постулат: этнокультурное многообразие России – важный элемент ее международного имиджа, неотъемлемая часть мирового духовного наследия.
 Вспомним слова из программной статьи В.В.Путина «Россия: национальный вопрос».  «Историческая Россия, - по его мнению, - не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все, так или иначе, – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональноегосударство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения и смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне».
 
         Федеральную программу я рассматриваю как конкретную программу действий органов государственной власти и местного самоуправления с определенными этапами реализации.
 
         Первый этап (2014-2016 годы), когда должны будут сформированы условия для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений,  достигнуты положительные сдвиги в деле укрепления единства российской нации.
         В этот период должны будут разработаны новые или откорректированы действующие региональные программы в сфере межнациональных отношений и этнокультурного развития, реализованы информационно-пропагандистские мероприятия. Обращаю особое внимание на информационно-пропагандистский блок. Думаю, здесь должна быть коренным образом пересмотрена роль СМИ. Чтобы они не разрушали наш хрупкий духовный мир, а наоборот, укрепляли наш российский дух. Очень надеюсь, что мы вернемся к пропаганде патриотизма и интернационализма, как лучших проявлений человеческих качеств и пример для подражания молодежи.
 
       Второй этап (2017-2020 годы) предусматривает развитие и закрепление положительных тенденций и как следствие выработку дальнейшей стратегии в данном направлении.
       Повторюсь, федеральная целевая программа – это программа действий органов власти. Государственных и местных. Потому как мы понимаем, что основной ресурс – организационный, финансовый – находится именно у органов власти. Но программа не достигнет своих конечных благих целей без активного участия в ее реализации различных институтов гражданского общества.
        Именно общественные институты с их огромным потенциалом должны определить свою роль и занять свое место в ее реализации. В нашей республике, естественно, такое место в первую очередь должна занять Ассамблея народов.
        Именно об этом шла речь на собрании представителей Мирнинского отделения Ассамблеи народов, которое является признанным авангардом республиканского общественного движения. На собрании я поставила вопрос о необходимости принятия районной целевой программы «Мирнинский район – территория мира и дружбы». Думаю, это станет новым этапом совместной работы  органов местного самоуправления Мирнинского района, поселений и Ассамблеи народов.
 
        В своем докладе на собрании Ассамблеи я не могла не обратиться к Посланию Президента нашей страны, с которым он обратился в День 20-летия принятия Конституции, основного закона, гарантирующего права и обязанности гражданина России в независимости от его национальности. Межэтнические отношения В.В.Путин назвал важнейшей темой, которая требует откровенного разговора в обществе. Именно здесь, по его мнению, «фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искаженному пониманию истинных причин межэтнического напряжения. Его провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям, как к своим, так и чужим».
 
         Примечательно, что Президент страны, дал очень четкое, по- моему мнению, определение таким людям – «аморальный» интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».
        В этих словах В.В.Путина я вижу очень важный посыл: у преступности нет и не должно быть национальности. Есть человек, который совершил правонарушение и должен понести наказание согласно закону. Только потому, что он совершил правонарушение, человек должен отвечать перед законом, а не потому, что он лицо кавказской или азиатской внешности.
        «Мы вместе должны справиться с этим вызовом, - сказал Президент России, - должны защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность Российского государства.»
        Да, именно вместе государство и общество должны решать эти непростые вопросы. Вместе нести ответственность за судьбу нашей многонациональной Родины. Только тогда можно будет ждать продвижения вперед и успехов в национальной политике.
 
     
 

Опубликовано: 19 декабря, 2013 - 10:59
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице