Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Ольга Макиенко: Очень важно, что законодатели Дальнего Востока и Забайкалья заняли единую позицию | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
28 сентября 2023 года, 00:24 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (03:00)

Ольга Макиенко: Очень важно, что законодатели Дальнего Востока и Забайкалья заняли единую позицию

Законодатели Дальнего Востока и Забайкалья поддержали предложения Якутии и заняли единую позицию по вопросам развития макрорегиона, сообщила журналистам республиканских СМИ вице-спикер парламента Госсобрания Ольга Макиенко.
 
«Главное, что мы смогли за эти два дня объединить наши предложения. Мы выступили единым фронтом», - сказала Ольга Макиенко, подводя итоги мероприятий, прошедших 3-4 апреля в столице республики в рамках 20-летия парламентаризма в Якутии.
 
- Ольга Валерьевна, какие наиболее значимые моменты Вы бы выделили?
 
- Действительно, мы работали очень напряженно два дня и, как сказали наши приморские коллеги, "Ил Тумэн отмечает свой юбилей в ударных трудах». На самой парламентской ассоциации все законодатели Дальнего Востока и Забайкалья поддержали, во-первых, очень важный для всех якутян проект федерального закона, в котором наша республика выступала инициатором, о сохранении малокомплектных медучреждений. Также получила поддержку инициатива приморцев, связанная с развитием природных парков. И, конечно же, были поддержаны наши предложения к проекту закона о комплексном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона.
 
В рамках проведенного затем «круглого стола» практически все без исключения поддержали необходимость особого законодательного регулирования для развития макрорегиона. Обменявшись мнениями, мы представили выработанную резолюцию на рассмотрение рабочей группы под руководством вице-спикера Совета Федерации Вячеслава Штырова, который провел 4 апреля выездное совещание в Якутске.
 
- В чем важность проведения круглого стола в Якутске?
 
- На что необходимо обратить внимание - нас услышали, что у республики есть свои особенности в части определенного правового регулирования. Они связаны с территорией, с особенностями северного завоза, финансированием ЖКХ, сносом ветхого и аварийного жилья. Прозвучали предложения, учитывающие правовой статус городов Дальнего Востока. Важно и то, что именно в Якутске был рассмотрен проект комплексного развития Дальнего Востока и Забайкалья.
 
Что мы ждем от этого законопроекта? Прежде всего, конкретного сдвига в экономическом развитии. Как сказал председатель правительства страны Дмитрий Медведев, качество жизни на Дальнем Востоке должно быть достигнуто не ниже среднеевропейского. Мы ждем мер по данному вопросу и готовы сотрудничать и законодательно определять.
 
- На круглом столе прозвучало мнение о том, что вся территория Дальнего Востока должна стать территорией опережающего развития...
 
- Чтобы не было недопонимания, хочу пояснить следующее. Существует понятие федеративного устройства — федерация состояла и будет состоять по Конституции из субъектов. Можно устанавливать на определенных территориях, группах или их части, иных правовых режимах регулирования тех или иных вопросов. При этом власть обязана будет продолжать обеспечивать благосостояние населения, то есть выполнять те функции, которые на нее возложены. Поэтому назвать весь макрорегион территорией опережающего развития (ТОР), именно в контексте законопроекта представленного федеральным правительством, это не совсем корректно. Вообще ТОРы сами по себе предполагают точечное развитие каких-то определенных групп предприятий с соответствующими режимами. То есть это один из институтов комплексного развития. Такой же, как, скажем, целевые программы, поддержка завоза. В этом заключается главное отличие от законопроекта, представленного рабочей группой Совета Федерации. В принципе неплохо, что закон о ТОРах уже появился. Он дал определенный стимул для появления какого-то экономического эффекта. Закон о ТОРах может стать составляющей частью комплексного закона, а может выходить за его рамки.
 
- Глава Якутии отметил, что принятие комплексного закона повлечет изменение целого ряда других нормативно правовых актов...
 
- Порядка ста с лишним законов предполагается к корректировке, если будет принят закон о развитии Дальнего Востока. С юридической точки зрения сегодня пока сложно понять, что же будет являться реальным предметом этого закона. Потому что есть определенные правила, в соответствии с которыми его (закон) еще нужно вписать в ту правовую систему, которая существует сегодня в Российской Федерации. Это будет первый в истории российского законодательства опыт о регулировании территорий.
 
- В таком случае его можно будет назвать «суперзаконом»?
 
- Да, наверное, можно назвать и так, потому что от него будут идти изменения практически во все законодательство. Хотела бы обратить внимание, что он послужит основой для изменения, прежде всего, Трудового кодекса. Потому что трудовые ресурсы являются той частью, которая лежит в основе всех законов, о чем бы не говорили. В Трудовом кодексе тогда будут четко прописаны взаимоотношения с новыми недропользователями, с теми, кто уже работает в бюджетных учреждениях, а также должны быть учтены условия работы на Крайнем Севере, в частности в арктических районах. Но можно пойти и по другому пути — начать с изменений трудового законодательства, а потом включить его в этот закон.
 
- Насколько проект закона затрагивает вопросы развития Арктики?
 
- Вообще, закон в целом касается развития всего Дальнего Востока, Забайкалья и в том числе Арктики, как составной части макрорегиона. Его суть заключается в установлении для отдельных групп (территорий, производств) таких правовых отношений, чтобы они потом сравнялись и были конкурентоспособны. Например, то, что применимо в Южной Якутии, может быть не нужно в арктических районах, или, скажем, в центральной части республики. Или то, что требуется для развития Якутска, уже давно не нужно для Владивостока. Таким образом будут предоставлены преференции для нашей республики в области развития транспортной инфраструктуры, а для того же Хабаровского края или Приморья - какое-то иное вложение.
 
- По-вашему, чем вызвана такая общая позиция субъектов, поддерживающих данный комплексный законопроект?
 
- Ну, во-первых, нас сближает то, что у нас общая территория, общие проблемы, геополитическая составляющая. Конечно же, эта работа началась не вчера. Законодательные аспекты обсуждались спикером Госсобрания Якутии Виталием Басыгысовым в 2012 году во время встречи представителей межпарламентской ассоциации после саммита АТЭС во Владивостоке. Тогда вице-спикер Совета Федерации Вячеслав Штыров также высказал свою позицию по этому вопросу. Более детально это рассматривалось на заседании верхней палаты парламента, в Совете Федерации во время Дней Якутии в Москве в декабре того же года. Тогда было принято соответствующее постановление, которое дало своеобразный старт. Могу сказать, что сегодня дальневосточники не «перетягивают одеяло на себя», а работают совместно. Например, следующее заседание парламентской ассоциации решено провести в Магадане.
 
- Каков дальнейший алгоритм действий в работе над данным законопроектом? Насколько мы знаем, 27 марта на встрече с сенаторами президент России дал поручение представить ему проект закона.
 
- Это будет зависеть от самого президента. Алгоритм будет знать только он. Вообще, по моему мнению, эта встреча стала одним из публичных способов признания и поддержки этого вопроса. А вообще есть процедура — подготовленный законопроект, подписанный всеми субъектами законодательной инициативы, вносится в Госдуму, после чего свое заключение дает президент страны.
 
 - Это очень интересная и новая форма работы, когда регионы выступают единым фронтом, хотя можно вспомнить как принимали федеральный закон № 122 (о монетизации льгот — ЯСИА).
 
- Ну, тогда было немного по-другому, поскольку мы уже находились на стадии поправок и понимали, что у нас нет другого выхода. По крайней мере, нужно сказать, что как бы нас тогда не ругали, сегодня мы возвращаемся на позиции, на которой Вячеслав Штыров тогда настаивал. Потому что очень многие полномочия начинают возвращаться субъектам. А тогда мы отстаивали позицию о необходимости самостоятельности и полномочий.
 
Сегодня все-таки большим содержанием должны быть наполнены статусы глав субъектов. От этого зависит очень многое в действующей структуре власти и только при инициативности глав, при общем единении мы можем чего-то достичь. А соответственно нам нужны полномочия, которые федеральный центр должен передать.
 
- Какова финансовая составляющая нового закона?
 
- Сам законопроект сложно оценить с финансовой точки зрения. Есть только один закон в России, деньги которого можно подсчитать — это государственный бюджет. Невозможно же оценить Семейный или Гражданский кодексы. И к этому закону нужно относиться точно также. Не надо делать из него «монстра», наполненного деньгами.
 
- Как Вы можете охарактеризовать позицию руководства республики в ходе встреч с законодателями?
 
- Очень четкая и взвешенная позиция, направленная, прежде всего, на понимание того, что нужно сегодня Якутии. Само по себе присутствие такого большого количества сенаторов, это говорит об умении найти диалог с федеральной властью. По моему мнению, политика в федерации должна строиться на условиях компромисса и умении договариваться.
 
- Нет ли противостояния двух законопроектов?
 
- Говорить сегодня о том, что кому-то дается предпочтение, есть противостояние, нельзя. В России существует масса проектов законов и говорить, что кто-то первый, кто-то второй, нельзя. Их вообще нельзя противопоставлять. Это два закона, которые работают на развитие. Другой разговор, что какой-то из них будет принят быстрее другого. А может быть закон по больницам будет принят быстрее, чем ТОРы.
 
Суть законодательного процесса должна быть в том, чтобы на период развития Дальнего Востока и Забайкалья все должны идти одним путем — на улучшение жизни.
 
Руслан Басыгысов, ЯСИА
 
 
Опубликовано: 10 апреля, 2014 - 08:56
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице