Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Андрей Кривошапкин: Реализация Концепции устойчивого развития коренных народов – дело чести органов госвласти и МСУ | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
20 апреля 2024 года, 18:18 (UTC+9:00) t в Якутске: 5 (21:00)

Андрей Кривошапкин: Реализация Концепции устойчивого развития коренных народов – дело чести органов госвласти и МСУ

Народный депутат Республики Саха (Якутия), заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Андрей Кривошапкин 29 сентября 2011 года принял участие в международной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы развития народов Арктики», которую проводит юридический факультет Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова. 

Цель международной научно-практической конференции – изучение проблем правового и социально-экономического развития народов Арктики. В ее работе принимают участие исследователи, ученые, преподаватели высших учебных заведений, представители органов государственной власти и управления РС (Я), желающие обсудить вопросы и проблемы развития народов Арктики.

Основные направления работы конференции: история изучения проблем развития народов Арктики; правовое обеспечение их развития; социально-экономические проблемы; проблемы промышленного освоения территории; проблемы этнокультурного развития народов Арктики.

В своем выступлении вице-спикер парламента Андрей Кривошапкин поздравил от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) участников и гостей конференции, пожелал им успешной, конструктивной работы.

«Тема данной конференции чрезвычайно актуальна и востребована самой жизнью. Здесь будут обсуждаться самые различные вопросы, касающиеся народов, населяющих Арктический регион: это вопросы законодательного обеспечения, промышленного освоения территории Арктики, социально-экономические, этнокультурные проблемы развития КМНС и многое другое», - отметил Андрей Кривошапкин.

Он сообщил, что в Якутии проживают представители пяти коренных малочисленных народов Севера – эвены, эвенки, долганы, юкагиры, чукчи, а также арктические русские старожилы. Основная часть северных народов проживает в арктической зоне.

«Можно отметить, что Якутия является регионом, где уделяется внимание социально-экономическому развитию КМНС. Органами государственной власти - президентом, парламентом, правительством приняты и принимаются необходимые меры, направленные на защиту конституционных прав этих народов и сохранение их самобытного образа жизни. Я имею в виду законы и нормативно-правовые акты. Проведение данной конференции также свидетельствует о том внимании, которое уделяется народам Севера в Якутии», - сказал вице-спикер парламента.

По его словам, в соответствии со статьей 72 Конституции РФ, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим немаловажную роль в защите конституционных прав КМНС имеет разработка и принятие законов и иных нормативно-правовых актов на федеральном уровне.

«За годы, прошедшие с начала первого Международного Десятилетия коренных народов Мира, федеральными органами государственной власти принято всего несколько нормативных актов, напрямую касающихся коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это три федеральных закона: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также небольшое количество подзаконных актов, основным из которых является Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Много это или мало? Конечно, мало. Вся беда в том, что вышеназванные федеральные законы очень слабо работают. Они, прямо скажем, практически не выполняются», - сказал Андрей Кривошапкин.

Он подчеркнул, что определены семь основных первоочередных задач Концепции устойчивого развития КМНС на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей. В этих задачах в сжатой форме сформулированы те проблемные вопросы, которые требуют своего адресного решения.

«Первой задачей является сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Вторая задача – это развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Третья задача – повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня. Четвертая задача – создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня. Пятая задача – повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей. Шестая задача – содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера. И, наконец, седьмой задачей является сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера», - сообщил вице-спикер Ил Тумэна.

По его словам, реализацию Концепции планировалось провести в 3 этапа: 1 этап – 2009-2011 гг.; 2 этап – 2012-2015 гг.; 3 этап – 2016-2025 гг. На первом этапе предусматривалось реализовать комплекс первоочередных мер: совершенствование нормативной правовой базы в области защиты прав малочисленных народов Севера; совершенствование разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, водным биологическим ресурсам и охотничьим животным; обеспечение безвозмездного срочного пользования земельными участками для традиционного природопользования малочисленными народами Севера; утверждение перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; разработка и утверждения методики расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйствующими субъектами; создание модельных территорий традиционного природопользования федерального значения; государственная поддержка экономического и социального развития малочисленных народов Севера путем предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В рамках государственной поддержки планировалось создать новые кочевые школы, фактории, объекты социальной и инженерной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, развивать инновационные формы дистанционного образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины, предоставление услуг в сфере культуры и коммуникаций;

Также планировалось увеличение размеров субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства с одновременным снижением платы за единицу площади лесных участков для ведения северного оленеводства; разработка мер государственной поддержки сохранения традиционной народной культуры малочисленных народов Севера; создание системы государственного статистического наблюдения, мониторинга и анализа состояния малочисленных народов Севера, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в области защиты прав коренных народов.

«В результате реализации мероприятий первого этапа предусматривалось создание нормативно-правовых и экономических условий для развития традиционного природопользования, роста качества жизни и улучшения демографической ситуации среди малочисленных народов Севера, формирование системы информационного и методического обеспечения», - сказал Андрей Кривошапкин.

Время, отведенное на реализацию комплекса мер первого этапа практически истекло. Но, как констатировал вице-спикер якутского парламента, многие задачи, решение которых предусматривалось на первом этапе, остались нерешенными. Такая ситуация, по его мнению, усугубляет и без того сложное социально-экономическое положение КМНС.

«В первую очередь, это касается решения земельных вопросов, т.е. вопросов создания территорий традиционного природопользования, закрепления оленьих пастбищ, охотничьих и рыбопромысловых участков. В соответствии с законодательством об охоте и рыболовстве произведено закрепление угодий. К примеру, в Республике Саха (Якутия) за объединениями коренных малочисленных народов Севера закреплено более 50 млн. га охотугодий. Это составляет примерно 37% от всего объема. Но при этом общинам необходимо внести единовременную плату по ставке 1 рубль за 1 га – по Якутии эта сумма составит более 50 млн. рублей. По рыбопромысловым участкам – многие участки на которых издавна рыбачили представители коренных малочисленных народов Севера выставлены на конкурс, где общинам и объединениям КМНС приходится соперничать с коммерческими структурами. Практика красноречиво показывает, что коренные малочисленные народы Севера неконкурентноспособны на этих конкурсах», - подчеркнул Андрей Кривошапкин.

Кроме того, сказал докладчик, не создана система государственного статистического наблюдения, мониторинга и анализа состояния коренных малочисленных народов Севера. Без учета современного состояния КМНС невозможно принятие своевременных, адресных мер, направленных на их социально-экономическое развитие.

«Безусловно, усилий только органов госвласти или только общественных объединений КМНС недостаточно для решения целей и задач Концепции. Для этого необходимы консолидированные совместные усилия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера. Таким образом, реализация Концепции – дело чести федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления», - сказал Андрей Кривошапкин.

По его словам, в последнее время все обратили внимание на Арктику: «Может быть, коренным малочисленным народам чуть легче станет. Но мы не должны быть пассивными наблюдателями за процессами в арктических широтах. Мы будем проявлять позитивную активность в Арктике, прежде всего в законотворческом пространстве».

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 29 сентября, 2011 - 08:00
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице