Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Александр Жирков: «Парламент Якутии последователен в своих действиях. Законодательство о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона должно дать макрорегиону возможность быть конкурентоспособным» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
26 апреля 2024 года, 06:09 (UTC+9:00) t в Якутске: -4 (09:00)

Александр Жирков: «Парламент Якутии последователен в своих действиях. Законодательство о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона должно дать макрорегиону возможность быть конкурентоспособным»

24 июня 2014 года в Хабаровске в Доме официальных приёмов в Правительстве Хабаровского края началась работа совместного с Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока «круглого стола» на тему «О законодательном обеспечении реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
 
Предлагаем Вашему вниманию выступление спикера Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Александра Жиркова на «круглом столе».
 
 
Уважаемые участники «круглого стола»!
 
Механизмом реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, определяющей достижение качественно нового состояния макрорегиона является государственная программа. Чтобы программа заработала, необходимы законодательные решения. С 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые предусматривают «обнуление» федеральной части ставки налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов на десятилетний период, а также предоставляют право законодательным органам макрорегиона устанавливать пониженные налоговые ставки по указанному налогу. Сегодня в разработке находится закон о территориях опережающего развития.
Как известно, Минвостокразвития сегодня основной акцент в ускоренном развитии Дальнего Востока предлагает сделать на инвестиционные проекты, в которых на 1 бюджетный рубль предполагается привлечь 17 рублей частных инвестиций. Это так называемые точки роста. На сегодня их предварительно отобрано 23. Указанные проекты должны быть включены в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Новая редакция Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» уже утверждена, на очереди федеральная целевая программа. Основным инструментом реализации Государственной программы называется федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Однако в утвержденной государственной программе данный законопроект уже не указан.
 
Что по факту представляют собой территории опережающего развития? В соответствии с проектом федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» территория опережающего развития создается по решению Правительства Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Именно в постановлении, а не законом определяются виды экономической деятельности, минимальный объем капитальных вложений, применение или неприменение свободной таможенной зоны, описание границ и максимальные размеры территории, срок существования территории. Законопроект предусматривает особый механизм управления территориями опережающего развития. Органами управления являются уполномоченный федеральный орган и управляющая компания. Таким образом, управление территорией и регулирование деятельности резидентов является прерогативой сугубо федерального центра. Что касается полномочий субъектов Российской Федерации, то они задействованы только при заключении соответствующего соглашения о создании территории опережающего развития на основании решения Правительства Российской Федерации. Более того, законопроект содержит обширный перечень изъятий из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории опережающего развития. При этом на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возлагается обязанность по финансированию создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур.
 
Поэтому законопроект требует существенной доработки в части участия субъектов Российской Федерации, на которых планируется создание территорий опережающего развития в решении вопросов создания и управления такими территориями и об этом мы уже говорили в апреле этого года в Якутске. Также возникает вопрос, что будет после прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития (через 49 лет)? Каким образом будет осуществляться ведение предпринимательской и иной деятельности? В чьем ведении останутся переданные ранее управляющей компании объекты недвижимости? В законопроекте ответа на эти вопросы нет.
 
Анализ законопроекта показывает, что данным законопроектом регулируется только осуществление деятельности резидентом по реализации инвестиций и капитальных вложений на части территории Дальнего Востока.
 
Уважаемые участники «круглого стола»!
 
Вышесказанное приводит нас к выводу, что принятием только данного федерального закона о территориях опережающего развития и государственной программы в действующей редакции добиться поставленных целей ускоренного развития макрорегиона невозможно. Закон о ТОР-ах это развитие только части территории Дальнего Востока, а население, проживающее на Дальнем Востоке ждет комплексных решений уже сегодня.
 
К примеру, в Республике Саха (Якутия) согласно государственной программе планируется реконструкция 15 малых аэропортов и реконструкция автомобильной дороги «Амга». Инвестиционных проектов, которые должны стать так называемыми точками роста не предусматривается. Хотя, сегодня мы можем говорить, что у нас появился один проект, который формально не является территорией опережающего развития, но по сути это та самая точка роста. Это подписанное в ходе поездки Президента России В.В. Путина в Китай Соглашение о поставках газа, которое даст старт строительству газопровода «Сила Сибири», начинающегося на крупнейшем в Якутии Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении. Без подписания данного Соглашения, у нас не было бы и этого. 
 
Далее. На стадии обсуждения новой редакции Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» меры законодательного регулирования ускоренного развития макрорегиона предполагалось кодифицировать в одном законодательном акте – Федеральном законе «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». Одновременно с внесением изменений и дополнений в другие законодательные акты. Напомню, Советом Федерации была создана рабочая группа, которой сначала были разработаны основные параметры, а затем и сам текст законопроекта, получившего название «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». По сути, это кодекс Дальнего Востока и Байкальского региона, который охватывает экономические, налоговые, бюджетные, социальные и иные особенности нашего макрорегиона.
 
Предполагаемые законопроектом изъятия из общих правил законодательного регулирования, действующих на территории Российской Федерации, направлены, прежде всего, на создание на Дальнем Востоке и Байкальском регионе конкурентоспособных со странами АТР условий ведения предпринимательской деятельности и инвестирования. Полагаю, что его необходимо принять. Более того, считаю, что данный законопроект отвечает требованиям майского указа Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
 
Также необходимо принятие отдельных законодательных решений, направленных на изменение государственного регулирования механизмов недропользования, тарифов и промышленной политики, охраны окружающей среды и экологической безопасности, социальной и демографической политики. Указанные изменения должны применяться на всей территории макрорегиона, а не только на узко определенных территориях и производствах. Законодательство о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона должно дать макрорегиону возможность быть конкурентоспособным. При этом задача ставится сложная: экономика Дальнего Востока должна быть наравне не только с центральными регионами Российской Федерации, но и с соседними государствами. Поэтому надо не только достигать среднеевропейского уровня жизни, но и ориентироваться на качество жизни в соседних зарубежных странах. Единым критерием роста на Дальнем Востоке должен стать минимум конкурентоспособности, в основе которого должны лежать возможности территории. Но самое главное, мы должны законодательно обеспечить сохранность и прирост численности населения, реализацию социальных задач. Развитие социальной инфраструктуры должно быть законодательно обеспечено системой доступного и высококачественного высшего образования, повышением доступности специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, поддержкой формирования развитой региональной и местной инфраструктуры в области здравоохранения, социальной защитой, образование, культурой, обеспечением досуга, а также содействием обеспечению граждан комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами, стимулированием преобразования среды проживания населения. При этом качество и доступность услуг должны превышать среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения. Решение этих задач находится в принятии комплексного федерального закона по развитию всей территории макрорегиона. И можно быть уверенным, что эти задачи могут быть куда лучше решены местными властями, чем федеральными.
 
И последнее, России нужно включаться в интеграционные связи не только с Китаем, но и Японией, с Южной Кореей, Австралией, Южноамериканскими государствами. Глобальный экономический контекст экономического и геополитического прорыва России в АТР предполагает в перспективе особое развитие Дальнего Востока. Это означает, с одной стороны, что продолжающаяся распродажа сырьевых ресурсов Дальнего Востока должна не заслонять работы по формированию спроса на дорогостоящие ресурсы и распоряжаться ими необходимо рачительно и профессионально, учитывая государственные интересы. С другой стороны, в процессе интеграции со странами АТР, необходимо формировать поток технологий и инноваций по направлению «восток-запад» с возможностью постепенного наращивания экономического влияния на ситуацию в соседних государствах.
 
Благодарю за внимание!
 
Опубликовано: 24 июня, 2014 - 15:38
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице