26 июня 2022 года, 03:43 (UTC+9:00) t в Якутске: 14 (03:00)

Выступление Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) А.Н.Жиркова на пленарном заседании августовского совещания работников образования

Уважаемые участники августовского совещания работников образования республики!
 
Второй год мы с вами, вся страна, живем в условиях действия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». С принятием этого закона утратил силу федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года, по которому мы работали в течение последних 20-ти лет, утратили силу также свыше 100 федеральных законов и положений федеральных законодательных актов, касающихся сферы образования. Таким образом, новый закон устанавливает во многом новые правовые, организационные, экономические и общественные отношения в сфере образования в Российской Федерации.
Республика приняла активное участие в разработке нового закона. Нами было внесено в проект федерального закона до 100 поправок и предложений. Эти поправки в основном касались интересов национальных республик и наших региональных особенностей в сфере образования. Приняты или учтены свыше 20 поправок, остальная часть не принята. Теперь закон в действии и вносить в него изменения будет намного сложнее, хотя совершенствованию закона нет предела, и мы также готовим новые предложения.
Теперь по существу вопроса. Одной из наших основных задач в области школьного образования является грамотная реализация ФГОС и осуществление образовательной деятельности в национальной республике с учетом новых требований. Здесь необходимо учитывать три момента:
Первое: ФГОС изначально не содержит понятия «региональный компонент», однако в рамках ФГОС возможно формирование образовательных программ, учитывающих национально-региональные особенности республики.
Второе: ФГОС регламентирует соотношение изучения государственного языка РФ и государственных языков республик, но не вторгается в выбор языка обучения и воспитания.
Третье: Язык, языки образования определяются самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, т.е. самой школой, училищем, вузом и т.д.
Какие практические шаги мы должны реализовывать в первую очередь?
Прежде всего, органам исполнительной власти необходимо активно включиться в работу федеральных органов власти по разработке и экспертизе примерных основных образовательных программ. Такую обязанность уполномоченных органов государственной власти республики мы пропишем в новом республиканском законе «Об образовании». Наш закон в этом году будет принят и будет принят не как единый свод законов об образовании, а как базовый закон республики в области образования.
Следующее. Еще одной особенностью нового федерального закона является обязательность использования в образовательной деятельности учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников и (или) учебных пособий, выпущенных уполномоченными на это организациями. Поэтому в целях равных возможностей получения образования на двух государственных языках – русском и якутском – необходимо как можно быстрее провести работу по разработке и включению в федеральный перечень учебников на якутском языке и – подчеркиваю особо – на языках малочисленных народов Севера. Все учебно-методические комплексы для начального, основного и среднего общего образования на родных языках должны быть переработаны или разработаны вновь, чтобы соответствовать новым стандартам. При этом необходимо учесть, что с 2015 года все учебники обязательно должны иметь электронную версию.
В связи с этим Правительству Республики Саха (Якутия) предлагаю оперативно рассмотреть вопрос по созданию Центра учебно-методической литературы при Национальном книжном издательстве «Бичик» и предусмотреть уже в этом году достаточное финансирование этой государственной важности работы.
Далее, в условиях, когда образовательная организация самостоятельно определяет язык или языки образования, новую актуальность в большинстве городов республики, прежде всего в городе Якутске, приобретает реализация права получения образования на родном языке. Вопрос об имеющихся проблемах в городе Якутске с обеспечением права сахаязычных детей на образование и воспитание на родном языке был поднят мной на уровне республиканского педагогического сообщества и руководства республики еще в декабре 2001 года. Уже тогда были сделаны выводы о крупнейших демографических изменениях в составе основного населения города Якутска, о необходимости учета этих изменений в программе развития образования столицы и о необходимости строительства новых объектов дошкольного и школьного образования.
И только в последние 2-3 года в городе Якутске стали приниматься более действенные меры по обеспечению доступности для якутоязычных детей обучения и воспитания на их родном языке. Администрация города Якутска приняла комплексный план развития сети национальных школ и детских садов, классов и групп с якутским языком обучения и воспитания на 2013-2016 годы. Наконец, началось масштабное по нашим меркам увеличение количества мест с родным языком обучения, прежде всего, в детских садах, 6 школ города получили статус национальной, переходит на обучение на якутском языке школа № 14, открываются филиалы национальных образовательных организаций.
Однако потребность жителей города в образовании на родном языке имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Несмотря на заметную положительную динамику, возможность получения образования на родном языке в городе Якутске сегодня имеют менее 40% сахаязычных школьников, а с вычетом так называемых классов с обучением, вдвое меньше. С учетом этого и новых правовых реалий республика должна оказать более существенную поддержку городу Якутску в реализации намеченных городом планов в области образования.
Еще один важный вопрос, который предстоит учитывать – это создание условий для профильного обучения в старших классах. Новые федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов были приняты в мае 2012 года. Переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований завершится к 2020 году. И здесь мы должны не допустить сокращения сети образовательных учреждений в связи с тем, что они не смогут предложить конкурентоспособные условия обучения. Это касается также и детских садов. Региональной особенностью системы образования республики является то, что свыше 70 % школ (465 из 634) находятся в сельской местности. Половина из них имеют статус малокомплектных, малочисленных школ. В этих условиях мы должны уже сегодня создавать новые механизмы сохранения сельских образовательных организаций.
Уважаемые коллеги! Начинается новый учебный год. Приходят новые поколения учеников, ставятся новые требования к образовательному процессу. В соответствии с этим должны совершенствоваться и наши подходы к системе обучения и воспитания.
Желаю вам успехов и свершения желаний. С началом нового учебного года!
 
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я)
А.Н.Жирков
 
 
 
Опубликовано: 20 августа, 2014 - 15:51
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице