Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выступление Юрия Трутнева на "правительственном часе" в Совете Федерации РФ | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
25 апреля 2024 года, 23:10 (UTC+9:00) t в Якутске: -5 (03:00)

Выступление Юрия Трутнева на "правительственном часе" в Совете Федерации РФ

Выступление  Заместителя Председателя ПравительстваРФ - полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе на Правительственном часе в Совете Федерации РФ
Москва, 29 октября 2014 года.
 
 Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации,
 
  Сегодняшняя структура управления развитием Дальнего Востока образована в соответствии с решением Президента Российской Федерации 1 год и 1 месяц назад. Это был самый разгар беспрецедентного наводнения в Хабаровском крае, Амурской и Еврейской автономной областях.
 
 В качестве председателя Правительственной комиссии с первого дня работы приступил к организации противостояния стихии, а в дальнейшем – ликвидации последствий наводнения. Результаты работы представлены на слайде 2. 
 
 По результатам чрезвычайной ситуации в трех субъектах Российской Федерации пострадали 196 тысяч 206 человек. Тысячи людей остались без крова над головой.
 На территориях было оперативно развернуто 74 пункта временного размещения, в которых было размещено 4 тысячи 456 человек.   Пострадавшим оказывалась медицинская, психологическая помощь, юридическое сопровождение, связанное с необходимостью подготовки документов. Всем людям была своевременно оказана необходимая финансовая помощь.
 В короткие сроки до начала зимы была восстановлена транспортная и энергетическая инфраструктура: более 1000 километров автомобильных дорог, 215 мостов, 638 километров электросетей. Это позволило пройти зимний отопительный сезон прошел без происшествий.
  Оказана помощь сельхозпроизводителям, утратившим урожай и посевные площади. Впервые компенсировали потерю урожая в личных подсобных хозяйствах. Урожай в этом году выше, чем до паводка.
  Главной задачей было к зимнему сезону 2014 г. построить и отремонтировать жилье для всех нуждающихся. С учетом климатических особенностей эту работу надо было выполнить за 3 месяца с мая по сентябрь.
 Строительство велось на 236 площадках. Работа шла под постоянным контролем федеральных и региональных органов власти, в тесном контакте с жителями. Пожелания людей учитывались при выборе формы получения жилья, места и технологий строительства.
 В установленные Президентом Российской Федерации сроки – к 1 октября – работа по строительству и восстановлению жилья завершена. Предоставлено 4 413 домов и квартир. Отремонтировано 4 тысячи 149 помещений. Такого объема строительства в такие сроки на Дальнем Востоке еще не проводились. В новые дома и квартиры переселилось 11 тысяч 928 человек. Качество предоставленного жилья контролируется. В целом, новым жильем люди довольны.
 В то же время очевидно, что задача по ликвидации последствий паводка носила временный характер.
 
 Основной задачей является выполнение послания Президента Российской Федерации, определившего ускоренное развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на XXI век. Эту работу мы начали параллельно с ликвидацией последствий паводка.
 Прежде всего необходимо было провести анализ ситуации на Дальнем Востоке.
 
 Сегодня Дальний Восток занимает 36% территории нашей страны. В то же время на его территории производится только 5,6% внутреннего валового продукта. Здесь самая низкая в стране плотность населения, а обеспеченность транспортной инфраструктурой в 10 раз меньше, чем в среднем на территории Российской Федерации. Продолжается отток населения. 
 
 Действующая Госпрограмма развития Дальнего Востока неэффективна. Заявленные в ней мероприятия не позволяют достичь стоящих перед Правительством целей.
 
  В то же самое время, Дальний Восток располагает огромным потенциалом. Это – богатейший край, обладающий уникальными ресурсами, включая запасы углеводородов, золота, алмазов, железной руды, большими запасами рыбы, леса, водными ресурсами.
 При формировании направлений развития Дальнего Востока нельзя не учитывать, что он находится в непосредственной близости со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
 Сегодня в странах АТР проживают 4  миллиарда человек. Темпы роста экономик АТР в 2 – 2,5 раза выше, чем в странах Евросоюза.
 Объем ежегодного импорта АТР– 6,6 триллионов долларов США. И основной вопрос – какую часть этого рынка мы сможем занять? За счет каких мер? Что должны сделать, чтобы стать конкурентоспособными?
 
  Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы проанализировали лучшие практики, применяемые в странах мира для поддержки бизнеса. Таблица со сравнительными показателями представлена Вашему вниманию на слайде 3.
 
 Очевидно, если мы хотим выигрывать конкуренцию, наши показатели должны быть на уровне лучших показателей стран АТР.
 На основе анализа конкурентной среды разработан Федеральный закон «О территориях опережающего развития…». Его основная идеология представлена на слайдах 4 и 5.
 
 Она состоит из трех блоков:
 Первое: снижение административных барьеров для бизнеса;
 Второе: налоговые преференции;
 Третье: создание инфраструктуры за счет Федерального бюджета. 
        
 Назову только несколько положений законопроекта:
- принцип «одного окна» для инвесторов;
- сокращение и упрощение административных процедур;
- режим свободной таможенной зоны; 
- сокращение сроков проведения проверок;
- упрощенный порядок предоставления земельных участков;
- налоговые льготы и преференции.
 
 Законопроект прошел широкое общественное обсуждение, одобрен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Надеюсь на Вашу поддержку при рассмотрении закона.
 
 Параллельно начата работа по отбору перспективных площадок территорий опережающего развития во всех субъектах федерации Дальнего Востока (перечень отобранных площадок представлен на слайде 6).
 
 Следующее. Территории опережающего развития – это площадки для запуска новых проектов. В то же время было бы очень странно если бы мы развивали новые проекты, не поддерживая практически готовые к реализации. На территории Дальнего Востока их достаточно много.
 
 В ходе «полевой» работы нами проанализировано более 400 потенциальных инвестиционных проектов. На слайде 7 представлено 16 предварительно отобранных проектов, находящихся в высокой степени готовности. 
 Основные критерии отбора: объём частных инвестиций, налоговых платежей и рост валового регионального продукта, приходящихся на единицу государственных вложений.
 
 Реализация этих проектов обеспечит за 10 лет более 2 триллионов частных инвестиций и создание более 28 тыс. рабочих мест.
 Какова конструкция механизмов поддержки инвестиционных проектов? Мы планируем поднимать такие проекты до точки безубыточности за счет поддержки государства в целевом строительстве инфраструктуры.
 
 Таким образом мы снимаем одно из главных ограничений развития Дальнего Востока. При этом участие государства в поддержке инвестиционных проектов будет требовать заключения соглашений, в которых инвестор возьмет на себя обязательства по запуску проекта. Мы должны быть уверены, что вложенные Правительством в развитие инфраструктуры деньги вернутся созданием рабочих мест, увеличением валового регионального продукта,   ростом налоговых поступлений. 
 
 Для обеспечения реализации данных направлений Правительством России выделено 42 млрд.рублей в горизонте 2015-2017 гг. В настоящее время по моему поручению проводится корректировка Госпрограммы развития Дальнего Востока, направленная, прежде всего, на эффективное использование данных инструментов. Эта работа будет закончена в марте 2015 г.
 
 Третий важный инструмент - это Фонд развития Дальнего Востока. Вы знаете, что он три года не работал. Причина – некорректно сформулированные принципы деятельности. В частности в документах Фонда было предусмотрено, что показатели доходности проекта должны быть не ниже рыночных. Но у нас есть достаточно финансовых институтов, которые работают на основе показателей рыночной доходности – Сбербанк, РФПИ, другие кредитные организации. Фонд должен инвестировать в возвратные, но низкодоходные инфраструктурные проекты с длительным сроком окупаемости, обеспечивать снижение стоимости финансовых ресурсов.
 
 Уважаемые коллеги, мы понимаем, что 42 миллиарда рублей, предусмотренных в ФЦП на развитие Дальнего Востока, и 15 млрд.рублей средств Фонда недостаточно для ускорения развития экономики макрорегиона. Государственные средства должны создать условия для привлечения на Дальний Восток российских и зарубежных инвестиций. Анализ предварительно отобранных проектов позволяет рассчитывать, что на каждый бюджетный рубль будет привлечено 10 рублей частных инвестиций.
 Еще один важный момент. Та работа, о которой я сейчас доложил, проводится в основном по линии Министерства по развитию Дальнего Востока. В то же время очевидно, что комплексно развивать Дальний Восток должно не только профильное ведомство, а все структуры Правительства Российской Федерации по сферам компетенций.
 
 Мы провели анализ как эта работа выполняется. К сожалению необходимо отметить, что в пересчете на 1 человека объем финансирования целого ряда программ на Дальнем Востоке значительно ниже, чем в среднем по России. По туризму и культуре - в 11,6 раз, по спорту и образованию - в 4 раза, по обеспечению доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами в 14,2 раза. Эти деформации необходимо ликвидировать. Такая работа Правительством РФ ведется.
 
 Председателем Правительства даны поручения о выделении в государственных программах отдельных разделов по опережающему развитию Дальнего Востока, о перераспределении бюджетных ассигнований в необходимых объёмах. Приоритет развития Дальнего Востока должен стать сквозным для всех государственных программ.
 
 Уважаемые коллеги, думаю имею право сказать, что за прошедший год сделано немало. Тем не менее по сути это только подготовительный этап. Создание территорий опережающего развития, реализация новых инвестиционных проектов должны начаться в 2015 году. При этом хочу сказать, что мы уверены: задача обеспечения опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока – решаема. Приведу один пример – Чукотка. Реализация нескольких инвестпроектов привела к тому, что индекс промышленного производства составил там в первом полугодии текущего года 183%. Это лучший показатель в России, при этом погодные условия на Чукотке вы все представляете.
 
 Хочу отметить, что и по всей территории Дальнего Востока темпы промышленного роста выше, чем в других федеральных округах (109% по итогам первого полугодия 2014 г.).
 
 Теперь о будущем. В 2015 – 2017 гг. мы должны создать 5 территорий опережающего развития, запустить 6 инвестпроектов. Общий объем привлеченных инвестиций должен составить более 90 млрд.рублей. Будет создано 6,5 тыс. новых рабочих мест. Эти цифры, а также планы до 2025 года приведены на слайде 8.
 
 И последнее, на чем я хотел бы остановиться. Дальний Восток это огромная территория, на которой проживают миллионы человек, работают тысячи предприятий. Сегодня мы создаем правовую и управленческую структуру развития. Это современные, конкурентные инструменты, создавшие условия развития в десятках странах мира.
 
 Но работа по развитию Дальнего Востока не может быть осуществлена только одним министерством или только Правительством России. Результаты этой работы будут зависеть от усилий миллионов людей, для которых важно будущее развитие нашей Родины, будущее развитие Дальнего Востока. Я знаю, что именно такие люди присутствуют в этом зале. Хочу выразить уверенность, что мы вместе добьемся результатов.
 
 Спасибо за внимание.

Опубликовано: 30 октября, 2014 - 10:36
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице