24 июня 2022 года, 21:52 (UTC+9:00) t в Якутске: 17 (21:00)

Гульсум Бейсембаева: мы сейчас стоим перед непростым выбором

Прошедший месяц стал решающим для большинства муниципальных образований России, ведь согласно принятому Федеральному закону от 27 мая текущего года № 136-ФЗ законодательная власть регионов должна своими законами утвердить схемы построения власти на местах.
В свое время мы писали о законопроекте, подготовленном группой депутатов Государственной думы РФ, относительно того, чтобы главу избирать из состава депутатов, назначать сити-менеджера для управления администрацией, поделить города на внутригородские округи. муниципальное сообщество приняло самое активное участие в обсуждении этих вопросов. именно это участие и повлияло на принятие закона в тех формулировках, которые позволяют законодательным органам регионов самим определять судьбу местного самоуправления. 27 ноября заканчиваются полгода, отведенные федеральным законом на принятие региональных законов. Многие субъекты уже определились с выбором.
 
А некоторые, не дожидаясь конца отведенного срока, уже и выборы провели 14 сентября. Так, поделенный на 7 округов Челябинск, избрал депутатов семи районных дум внутри города (!) в количестве 170 человек. Время покажет, что получится из этого эксперимента, главное, чтобы конкретный ЖИТЕЛЬ не пострадал. Подозреваю, что рядовой обыватель в большинстве своем и не понял, кого «навыбирал». Это понимание придет тогда, когда по привычке он придет к мэру за решением своего вопроса, а его направят во вновь созданный округ. И начнется его хождение по кругу. А ведь в каждом созданном округе должен быть свой бюджет, своя управа (администрация, название не суть важно) с необходимым набором специалистов (как любят говорить - чиновников), своя налогооблагаемая база. А тут еще другая проблема может обозначиться: если в одном округе два завода окажутся, к примеру, а в соседнем – лишь школа да интернат для престарелых? Чем бюджет-то пополняться будет, из каких налогов?! Желаю себе ошибиться, так как совсем не хочу, чтобы от этих нововведений страдал конкретный человек. Где бы он ни проживал.
 
В основе своей законодатели регионов склоняются к тому, чтобы сохранить прежнюю модель самоуправления как устоявшуюся и проверенную временем. Свое слово наш Мирнинский район в лице депутатов райсовета, главы района сказал еще на стадии обсуждения законопроекта. уже после принятия закона Мирнинский районный Совет через решение Президиума высказался за сохранение «действующей системы муниципальных выборов для избрания населением Мирнинского района Главы МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) с наделением его полномочиями Главы местной администрации» (цитата из решения Президиума РС от 20.08.14 г.). То же самое и в отношении избрания депутатов: действующая система должна быть сохранена.
 
Это мнение сегодня очень важно нам, законодателям, так как в оставшееся время и Госсобрание (Ил Тумэн) должно определиться с вопросом: как дальше будет построена система МСУ. Прошедшие парламентские слушания в парламенте Якутии показали, что в основном муниципалы и парламентарии поддерживают сохранение прежней схемы власти на местах. Но имеют место быть и мнения о выборах главы на сходе граждан в муниципальных образованиях с количеством жителей не более 100 человек и избрания главы муниципального образования, численность которого не более 1000 граждан, из числа депутатов представительного органа. И как следствие - назначение управляющего администрацией. В этом случае республика реально может быть поделена на тех, кто имеет право избирать, и тех, кто этого права не получит. Если учесть, что в республике 337 муниципальных образований численностью не более 1000 человек, а общее количество 445, то арифметика проста. на большинстве территорий вершить судьбу муниципалитетов будут не избранные народом руководители, а назначенцы.
 
Мы и это уже проходили. За 2011-2012 годы все 7 муниципальных районов, где был назначен сити-менеджер, внесли изменения в свои уставы и вновь перешли к выборам глав. И Совет муниципальных образований Якутии в своем ежегодном докладе дает далеко не лестную оценку итогам такого «эксперимента». Выходит, вместо того, чтобы создавать условия для развития гражданской инициативы, воспитания и подготовки кадров на местах, люди могут быть вовлечены в «демократические игры» с назначенным чиновником. Логика проста - он не избран населением, значит - не ответственен перед ним.
 
Вот перед таким непростым выбором мы сейчас стоим. Думаю, опираясь на мнение большинства представителей муниципальных образований России и нашей республики, мы должны отстоять главные идеи самоуправления и сделать все, чтобы конкретный житель был и оставался главным действующим лицом самоуправления и мог «дотянуться до власти рукой». В нашем случае, до избранных жителем главы и депутатов.
 

Опубликовано: 11 ноября, 2014 - 15:00
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице