2 августа 2022 года, 03:39 (UTC+9:00) t в Якутске: 17 (03:00)

Владимир Прокопьев: «В будущем нам необходим комплексный закон»

Владимир Прокопьев, председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии:
 

— Важность проекта Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» не оспаривается. Ведь в истории ряда стран были случаи, когда принимались решения о создании подобных территорий опережающего социально-экономического развития и тем самым были достигнуты определенные результаты точечного порядка в развитии этих территорий.
 
Единственное — есть ряд концептуальных моментов непосредственно по тексту законопроекта. В свое время, когда проект федерального закона был только опубликован, по поручению Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) А.Н. Жиркова была создана рабочая группа, которая работала над выработкой предложений. Документ весной-летом нынешнего года, т.е. еще до внесения законопроекта в Госдуму, обсуждался в постоянных комитетах парламента.
Наш комитет внес девять предложений. И сейчас можно сказать, что часть этих предложений, направленных как предложения Госсобрания (Ил Тумэн), практически учтена.
 
В частности, мы предлагали при определении территорий опережающего развития предусмотреть обязательное согласование с субъектами РФ. В проекте федерального закона это практически учтено.
 
Второе — при получении статуса резидентов комитет предлагал предусмотреть опять же обязательное согласование с уполномоченным органом государственной власти субъекта. Этот момент в статье 2 законопроекта тоже учтен — в законопроекте прописано, что предложение уполномоченного о создании ТОСЭРа должно быть согласовано с исполнительным органом субъекта и органом местного самоуправления.
 
В-третьих, мы предложили предусмотреть вхождение в состав наблюдательного совета ТОСЭРа представителей субъектов РФ и муниципальных образований. Этот момент тоже учтен.
 
Частично принято предложение о том, что утверждение генеральных планов, правил землепользования, документов по планированию территорий в пределах ТОРов должно проводиться по согласованию с органами госвласти субъектов. Так, в законопроекте прописали — в случае, если в границы территорий ТОРов входят городское, сельское поселения, то полномочия, указанные в этом законе, в отношении таких поселений уполномоченный может осуществлять на основании соглашения с ними.
 
Пока не приняты наши предложения в части принятия решения об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества. Мы предлагали это обязательно согласовывать, но этот момент еще не учтен. Поэтому надо продолжать работу.
 
В данный момент законопроект находится на рассмотрении в Госдуме и, возможно, он будет принят в течение этого года.
Надо отметить, что на прошедшем 6 ноября расширенном заседании Совета Государственного Собрания (Ил Тумэн) народные депутаты приняли отзыв парламента Якутии на проект Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в котором выражена позиция республики по отношению к этому законопроекту концептуального характера. В режиме второго чтения парламент Якутии будет вносить в Госдуму свои предложения, уже конкретные, постатейные.
 
Как известно, республика предлагала пять вариантов по ТОСЭР. Из них пока приняты только два.
Во-первых, это касается создания ювелирно-гранильного кластера. Это очень важный, необходимый момент, ведь сегодня в Якутии добывается 99 % алмазов страны, доля России в мировой добыче алмазов составляет порядка
30 %, мы добываем на сумму около 5 млрд долларов.
Алмазогранильные предприятия в основном зарубежные. За счет нашего сырья они получают в разы больше добавленной стоимости. А вопрос развития ювелирно-гранильной отрасли страны находится в подвешенном состоянии из-за несовершенства федерального законодательства, отсутствия нормальной системы и механизма отпуска сырья на определенных условиях именно для местных производителей, и в частности, для якутских. Поэтому в случае создания ТОРов, если будут благоприятные условия по налогообложению, при поступлении иностранных инвестиций и инвестиций в целом, конечно же, республика может получить очень серьезный добавочный доход.
Также с открытием ювелирно-гранильного кластера связана возможность существенного увеличения численности работающих в этой отрасли, а, как известно, вопрос создания новых рабочих мест является одним из самых важных в нынешнее время. Кроме этого получат развитие местные ювелирно-гранильные предприятия. Поэтому мы должны приветствовать создание ТОРа – ювелирно-гранильного кластера.
 
Второе направление по базальто-композитным материалам, т.е. современным технологиям в строительстве, производстве, тоже имеет важное значение. В этом случае, если будет создан ТОР, мы сможем существенно расширить производство и ассортимент видов продукции, которые могут быть конкурентными на мировом уровне. Это во-первых.
Во-вторых, это позволит в будущем существенно удешевить строительство как жилья, так и производственных, социальных объектов. Так что эффект, в случае принятия и включения ТОРа по базальту, будет очень солидным. Поэтому в будущем надо, конечно, думать и предлагать вопрос по расширению количества ТОРов в Якутии.
 
А в завершение хочется отметить: в целом закон рамочный, который не решает все проблемы Дальнего Востока и Байкальского региона. Поэтому в будущем нам необходим комплексный закон, направленный на ускоренное социально-экономическое развитие этих регионов. Такой проект закона имеется, он был разработан еще группой, созданной Советом Федерации под руководством Вячеслава Анатольевича Штырова. Документ охватывает все сферы жизни— и экономическую, и социальную часть. В общем, очень хороший, комплексный проект закона. И мы надеемся, что он все-таки будет востребован и принят. Вот в этом случае можно будет говорить о действительно комплексном развитии в долгосрочной перспективе.

Опубликовано: 19 ноября, 2014 - 10:32
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице